Стремление к справедливости
Человек является существом, стремящимся к справедливости и руководствующимся ею в своих отношениях с другими членами общества. "Справедливость, – пишет Дж. Роулз, – есть главная добродетель социальных установлений, как истинная есть главная добродетель систем мышления". Справедливость является той этической ценностью, которая конституирует политику в качестве института. Как отмечал еще Аристотель в "Никомаховой этике", политическое сообщество предполагает распределение почестей, имущества и всего прочего, что может быть распределено между согражданами определенного государственного устройства. Сам термин "распределение" крайне важен. Он выражает иную плоскость идеи различения индивидов общества: одна плоскость – это участие в социальных установлениях, другая плоскость – это признание за каждым человеком права индивидуального участия в системе распределения, понимаемого в самом широком смысле, начиная от распределения в экономическом плане и кончая распределением, связанным с властью и ответственностью.
Историчность человека и его эстетическое видение
Далее, человек – существо историчное, его природа меняется в ходе истории, и эти изменения непосредственно сказываются на характере эстетического видения, также меняющегося от одного исторического периода к другому.
Естественно, что человек – конечный, свободный, открытый миру, действующий, определяемый только своими способностями, трансцендирующий, метафизичный и т.д. – является также эстетическим существом, т.е. существом, способным видеть в мире прекрасное и эпатирующее, возвышенное обыденное, трагическое и фарсовое и т.д. и не только видеть эти стороны бытия, но и реагировать на них как чувственно, так и рассудочно.
Только у человека, живущего в обществе и являющегося социальным существом, эстетическое измерение мира – наряду с этическим, правовым, религиозным и другими его измерениями – становится одним из определяющих признаков социальности.
Очевидно, что из эстетического видения мира человеком нельзя логически вывести другие специфические его особенности: его конечность, разумность, метафизичность и т.п. Но эстетическое видение предполагает эти особенности подобно тому, как ответственность человека предполагает его разумность, а стремление человека к справедливости предполагает его социальность.
С другой стороны, эстетическое видение, определенно зависящее от природы человека, не может быть выведено из самой этой природы.
Во второй половине прошлого века, на стадии превращения структурализма в постструктурализм, Л. Альтюссер выдвинул принцип, что человек как феномен во всей сложности своих проявлений и связей с миром – в силу того что он является уже результатом теоретической рефлексии, а не ее исходным пунктом – не может служить "объяснительным принципом" при исследовании какого-либо "социального целого". Данный принцип, ставший одной из главных констант общей доктрины постструктурализма, был не совсем удачно назван Альтюсером "теоретическим антигуманизмом". К гуманизму в его обычном понимании идея Альтюссера не имеет прямого отношения, поэтому ее уместнее назвать "теоретическим антропологизмом". Требование не объяснять "социальные целостности", в частности искусство, исходя исключительно из "природы человека", является реакцией на старое, господствовавшее на Западе почти два столетия представление о человеке как о суверенном, независимом, самодостаточном и равном своему сознанию индивиде. К. Маркс, В. Парето, Ж. Сорель, З. Фрейд и др. показали, что людьми в большей степени руководят иррациональные соображения, нежели разумные, и что свое поведение люди делают рациональным по преимуществу задним числом. Постепенно становилось все более ясным, что независимо от сознания и воли индивида, через него, поверх его и помимо его проявляются силы, явления и процессы, над которыми он пе властен или в отношении которых его власть более чем относительна и эфемерна. Этот круг явлений охватывает многие социальные процессы, обычно мистифицируемые в виде слепой и бездушной силы, язык и те сферы духовной деятельности, которые он обслуживает, область бессознательных желаний как проекция в социальную сферу коллективных бессознательных импульсов чисто психологического или сексуального характера и т.п. Индивид вовсе не равен своему сознанию, а само сознание изначально расщеплено.
"Традиционная гуманистическая концепция субъекта, обладающего единым центром, целостного и трансцендентального, должна быть отвергнута", – подводит итог А. Истхоуп. Заключение верное, если не обращать внимание на эпитет "гуманистическая", приложимый не только к традиционному пониманию человека, по и ко многим современным его истолкованиям, включая постструктуралистское.
Из размышлений над "природой человека" нельзя вывести понимание эстетического видения мира человеком, искусство, основные принципы философии искусства, систему категорий, или координат, в которых движется современное искусство, модернизм и постмодернизм как "большие" стили этого искусства и т.д. Тем не менее понимание всего того, что связано с искусством вообще и современным искусством в частности, определенно требует прояснения того, что такое человек, в чем заключается его меняющаяся со временем природа.
Связь философии искусства с философской антропологией позволяет показать, что эстетическое измерение человеческого существования тесно связано с моральным, политическим, идеологическим, экономическим и другими его измерениями. Проблема, однако, в том, что эта связь остается пока почти не исследованной. Сказанное выше – лишь предварительные замечания, касающиеся своеобразия эстетического видения мира и зависимости этого видения от природы человека.