Стратификация и социальные различия в обществе массового потребления (по П. Бурдье)
Исследователи современных обществ массового потребления уделяют большое значение системе социальных различий, порожденных неравенством социальных групп и, в то же время, служащих маркерами этого неравенства. Французский социолог П. Бурдье рассматривает неравенство социальных групп на основании выявления сходства и различий их позиций в социальном пространстве. Эти позиции определяются совокупностью и структурой находящихся в распоряжении индивидов капиталов, преимущественно двух форм: экономического капитала, как совокупности экономических благ и доступа к ним, и культурного капитала, как образования, знаний, квалификации и т.д. (см. подробнее в гл. 5). Немногочисленные группы, относящиеся к "высшему высшему" классу общества, обладают обеими формами капитала в максимальном объеме, на самых низких уровнях отмечается минимальный объем или отсутствие обеих форм капитала.
Все группы можно расположить в социальном пространстве по объему и структуре находящихся в их распоряжении капиталов. Например, если сравнивать, с одной стороны, крупных государственных чиновников, управленцев, предпринимателей, и с другой – университетских профессоров, то первые обладают более высоким объемом экономического капитала, а последние – культурного.
Объективные условия существования индивидов и групп формируют их габитус как систему устойчивых приобретенных предрасположенностей действовать определенным образом (см. также гл. 3). Габитус выражает "коллективное в индивидуальном и индивидуальное в коллективном", т.е. сформированные определенными условиями жизни установки позволяют классифицировать практики на приемлемые и неприемлемые, и давать оценки этих практик, что выражается в индивидуальных вкусах, формирующих стили жизни различных групп. П. Бурдье в работе "Различие: социальная критика суждения" пишет: "Вследствие того, что различные условия существования порождают различные габитусы, ...практики, порожденные различными габитусами, предстают как организованные конфигурации свойств, выражающих различия, которые объективно вписаны в условия существования в виде схем дифференциальных расхождений".
П. Бурдье подчеркивает, что не только уровень дохода определяет стиль жизни и характер потребления. Например, доход цехового мастера может превышать доход служащего, но его вкусы, а значит, и стиль жизни, сходен с рабочими, а вкусы и стиль жизни служащих ближе к интеллигенции. Это объясняется различиями габитусов, которые, вместе с формируемыми ими стилями жизни, образуют системы знаков, трансформирующих распределение капиталов в целостную систему распознаваемых социальных различий. Порожденный габитусом вкус является "практическим оператором преобразования вещей в отличные и отличительные знаки,... он переносит различия, вписанные в физический строй тел, в символический строй значимых различий".
"Вкус – это то, благодаря чему мы имеем то, что любим, потому что любим то, что имеем", – подчеркивает французский социолог. Эмпирические исследования в области потребления позволяют ему подтвердить его теорию социальных различий и выявить интересные характеристики социальных групп, составляющих современное французское общество. Образ жизни ремесленника, характер его труда и уровень доходов из поколения в поколение формируют габитус скрупулезной работы, терпения и тщательной отделки, доведения дела до конца, который определяет и его предпочтения в одежде, пище, развлечениях. Низшие классы общества, неквалифицированные рабочие, габитус которых сформировался в условиях дефицита как экономического, так и культурного капитала, формирует установку на наиболее дешевое воспроизводство физической работоспособности, поэтому вырабатывает вкус к дешевой и одновременно сытной пище, простым развлечениям. Габитус социальных групп, относимых к буржуазии, напротив, сформировали условия материальной свободы, и их вкусы зависят от объема их культурного капитала. Так, в структуре потребления представителей интеллигентных профессий больше трат на культурные нужды (книги, театры, концерты, музыка, спорт), а крупных коммерсантов – на питание. При этом П. Бурдье отмечает, что при продвижении от рабочих, ремесленников, младших руководителей к средней и даже крупной буржуазии с высокой экономической обеспеченностью растет объем расходов, однако "остается неизменным фундаментальный принцип потребительских предпочтений", просто потребляемая пища становится более богатой по цене и калорийности. Вкус представителей интеллигентных профессий по мере роста экономической свободы также сохраняет структуру предпочтений: в выборе питания сохраняется аскетизм, отличающийся от низших классов интересом к экзотике, и противопоставляющийся "грубым" вкусам нуворишей.
Таким образом, потребительские предпочтения, сформированные различными вкусами и габитусами, не только маркируют статус групп, но и подчеркивают их отличие от других. Однако идентифицируемые таким образом группы нельзя, по мнению П. Бурдье, отождествлять с "классами-для-себя" в марксовом понимании, поскольку они не обладают способностью к консолидации и выражению своих интересов без дополнительных усилий по мобилизации своего символического капитала. Такая мобилизация происходит прежде всего в виде борьбы за "власть номинации", т.е. возможность навязывать другим свое видение мира через систему обозначения и наименования.