Стратегия управления глобальной миграцией
Реализуемая и настоящее время в экономически развитых странах миграционная политика весьма противоречива. Она, с одной стороны, направлена на ограничение миграционных потоков из бедных стран и ужесточение миграционной политики на основе различных критериев (образовательных, социальных, географических, этнических). Так, например, в ряде развитых стран были сокращены списки дефицитных профессий, используемые в качестве критерия для приема мигрантов. С другой стороны — пытается привести этнокультурное многообразие мигрантов к общему знаменателю (идея "плавильного котла", или ассимиляции). Одновременно поощряется въезд высококвалифицированных работников, допускаются их оседлость на постоянное место жительства и перевоз семей.
Однако самые надежные и считавшиеся идеальными "плавильные котлы" (США) дают трещины — они не способны переплавить все этническое многообразие до полностью однородной массы и в них все чаще происходят межрасовые и межэтнические конфликты. При этом, по мнению экспертов, расширение традиционных европейских ценностей за счет включения в них небелых и нехристианских культур не может решить существующие противоречия.
Мультикультурализм
Это теория, практика и политика неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп. Она утверждает уважение к различиям, но при этом не отказывается от поиска универсальности. То есть взаимодействие культур происходит через координацию, а не субординацию.
Мультикультурализм прочно вошел в научно-политический обиход в 1971 г. после того, как правительство премьер-министра Канады П. Э. Трюдо приняло Официальный акт о мультикультурализме. Помимо Канады, мультикультурализм стал государственной политикой Австралии. В Европе идеи мультикультурализма получили официальное признание после прихода к власти лейбористов в Великобритании в 1997 г. и в следующем году правительства Социал-демократической партии Германии и партии "зеленых" в Германии.
Мультикультурализм противопоставляется теории "плавильного котла", предполагающей слияние всех культур в одну. В европейских государствах мультикультурализм предполагает включение в их культурное поле элементов культур иммигрантов, прежде всего из развивающихся стран. Однако социально-экономические, политические и культурные реалии начали вызывать сомнения в эффективности модели мультикультурализма. Его критики заявили, что в итоге такой политики идет разрушение многовековых культурных устоев Европы и, несмотря на то, что низкий уровень культуры мигрантов повышается, уровень культуры страны в целом неизбежно падает.
В качестве примера сошлемся на ситуацию в этом плане во Франции. В этой стране мусульманская община, по некоторым данным, составляет 10% населения. Политические причины ее формирования заключаются в итогах колониальной войны 1954—1962 гг., закончившейся деколонизацией Алжира. В 2004 г. был принят закон о запрете религиозной атрибутики (слишком большой крест, тюрбан, хиджаб) в государственных школах. Многими этот закон был воспринят как начало кампании против арабских иммигрантов. Впрочем, согласно социологическим опросам, более 70% французов поддержало принятие такого закона, что говорит об ограниченной ксенофобии во французском обществе. Результатом уже через год стали погромы в пригородах французской столицы. Мигранты-мусульмане посылают своих детей в мусульманские школы, где преподавание идет по шариатским учебникам, изданным в Саудовской Аравии. Выросшее в Европе второе или третье поколение мигрантов уже не желает мириться с положением граждан второго сорта и устраивает массовые беспорядки, а то и террористические акты. Более гот, радикальные исламисты пробуют даже навязать свои порядки жителям стран пребывания. Действующие в Великобритании организации "Аль-Мухаджирун" и "Islam4UK" давно ведут пропаганду неограниченного применения шариата в отношении всех британцев. В ноябре 2009 г. они попытались даже организовать в Лондоне "марш за шариат" от парламента до Трафальгарской площади под девизом: "Народ Британии должен знать, что ислам и шариат придут к нему уже очень скоро".
В результате один за другим лидеры трех ведущих европейских государств — Германии, Великобритании и Франции — провозгласили конец мультикультурализма. Так,
16 октября 2010 г. А. Меркель, выступая на собрании молодежной организации партии Христианско-демократического союза в Потсдаме, объявила о провале политики мультикультурализма. В феврале 2011 г. о провале этой политики заявили британский премьер-министр Д. Камерон и президент Франции Н. Саркози. О том же говорили премьер-министр Австралии и представитель Ватикана.
Запретительных мер на границах уже недостаточно для сдерживания миграции, для этого нужно создавать условия для развития бедных стран и регионов — основных поставщиков мигрантов. Современная ситуация в области миграции — это своеобразная плата за ту огромную дистанцию, которая возникла в результате неравномерного мирового развития и резкого отрыва развитых стран от развивающихся в последние десятилетия. Однако это отдельная и чрезвычайно сложная проблема, решение которой пока не предвидится.
Какие институты заняты решением проблем миграции? Это Генеральная комиссия по международной миграции и Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей при ООН. Эти две структуры высказали идею о создании еще одного института — Глобального агентства по решению миграционных проблем. Уже 22 страны (как развитые, так и развивающиеся) объединили свои усилия для создания агентства на равной основе между развивающимися и развитыми государствами. Существует также Международная организация по миграции (MOM). Однако со стороны некоторых развитых государств эти структуры не находят поддержки и понимания. Так, США скептически настроены относительно способности ООН эффективно решать на глобальном уровне миграционные проблемы. США в большей степени ориентированы на собственные усилия в миграционной политике.
Усиление миграционных потоков является естественным процессом глобализации наряду с увеличением потоков товаров, услуг и капитала, однако, в отличие от последних, международные перемещения людей до сих пор остаются объектом преимущественно одностороннего управления. В сфере регулирования миграции не существует ни всеобъемлющего соглашения, ни единой организации типа ВТО или МВФ, которые устанавливали бы общие правила взаимодействия и принуждали участников к их исполнению. Существующие международно-правовые нормы регулируют лишь отдельные аспекты миграционной политики государств в отношении беженцев, основных прав мигрантов, незаконных перевозок, не затрагивая важнейшие принципы управления трудовой миграцией или противодействия нелегальной миграции.
Нежелание государств поступаться суверенитетом в сфере миграционного управления обусловлено особой природой человеческих перемещений, которые, в отличие от потоков товаров или капитала, несут с собой дополнительные риски для безопасности, экономического развития и социальной стабильности принимающих и посылающих сообществ. Осложняет выработку общих принципов и очевидное противоречие между интересами развитых и развивающихся стран, превращающее миграционный обмен между ними в игру с нулевой суммой: развитые страны заинтересованы в притоке квалифицированной и ослаблении потока неквалифицированной рабочей силы, в то время как развивающиеся, наоборот, несут потери от "утечки мозгов" и видят выгоды в стимулировании экспорта избыточного, малоквалифицированного труда.