Стратегия и практика политического имиджа и бренда

Осмысление опыта политической деятельности убедительно показывает, что без последовательной стратегии и эффективной практики развития политического имиджа и бренда достижение политических целей представляется достаточно затруднительным и субъект политики выполняет возложенные функции и ответственную миссию лидера в конкретной социальной структуре с большими трудностями. Поэтому представляется актуальным проанализировать эти две интегративные психологические характеристики политика как субъекта политической деятельности, который выступает в роли лидера или руководителя. Прежде всего раскроем сущность и психологические признаки имиджа современного политика.

Одним из важнейших условий ведения эффективной политической деятельности любого уровня является формирование привлекательного образа политика, кандидата на высокую выборную должность (иногда такой имидж называют действенным, эффективным, удачным). Высокая значимость привлекательного имиджа такова, что некоторые авторитетные специалисты связывают ее с созданием привлекательного имиджа, интегрируя все имеющиеся условия и факторы в двучленную формулу: "известность политика или кандидата + эффективный политический имидж". Известный американский специалист по созданию имиджа Р. Прайс, бывший помощником и имиджмейкером президента США Р. Никсона, постоянно подчеркивал: "...избиратель реагирует на образ, а не на человека. Значение имеет не то, что есть, а то, что проецируется, и не столько то, что проецируется, сколько то, как избиратель воспринимает. Потому мы должны менять не человека, а производимое им впечатление".

Бесспорно, все это играет немаловажную роль. Поэтому учитывать данный феномен надо обязательно, но все сводить к внешним данным было бы неверно, ведь о личности мы судим не только по ее внешности, но прежде всего по характеру ее общения, поведению и отношениям.

С проблемой формирования привлекательного или эффективного имиджа россияне впервые столкнулись в начале 1990-х гг., когда у нас в стране открыто были применены западные избирательные технологии. Красивое емкое слово "имидж" сразу привлекло внимание, быстро и прочно вошло в наш не только профессиональный, но и бытовой лексикон, вытеснив русские синонимы. Не замедлили появиться публикации по проблеме политического имиджа, причем не только переводные, но и отечественные. Среди них не так много конструктивных, помогающих решать практические задачи.

В этом случае неоценимую помощь может оказать психология, ведь имидж хотя и формируется под конкретные политические цели, но ОГЛАВЛЕНИЕ имеет сугубо психологическое, так как имидж – это не что иное, как специально создаваемый психический образ. А проблема психического образа детально изучена в психологии, достаточно назвать хотя бы несколько направлений исследований, в которых разрабатываются проблемы, имеющие отношение к имиджу: социальная перцепция, образная сфера личности, психология восприятия, психология отношений, индивидуальное и групповое сознание и др.

Используя знания этих направлений психологии, анализируя деятельность успешных политиков (ведь любая деталь – будь то жест, мимика, интонация, активность, доминирующие эмоции – обязательно будет характеризовать ту или иную сторону личности политика, его мотивы поведения, отношения, в том числе и "сконструированные"), характер их общения, публичные акции, можно определить так называемый событийный ряд, специально организованный поданный политический имидж, а следовательно, и его ОГЛАВЛЕНИЕ. Такие знания позволят конструировать имидж, осуществлять его целенаправленную коррекцию независимо от этапа политической деятельности. В научно-практическом плане это, безусловно, непростая, но требующая решения задача. Решив ее и обнародовав результаты, открыв имиджмейкерские технологии, их "ноу-хау", можно надеяться, что немало достойных людей смогут ярче проявить себя в политической деятельности с большой пользой для страны.