Стратегия логистики

Стратегия логистики является важной составляющей общей стратегии организации (корпоративной стратегии).

Планирование стратегии логистики — это всесторонний и интегрированный процесс планирования для достижения конкурентного преимущества организации за счет повышенной ценности и обслуживания потребителей, в результате чего достигается более высокий уровень удовлетворения потребителей (где мы хотим быть) на основе прогнозирования будущего спроса на товары и логистические услуги и управления ресурсами по всей цепи поставок (как мы хотим оказаться там)[1]. Формирование стратегии логистики осуществляется с учетом целей и планов предприятия.

Логистическая стратегия строится на основе стратегии организации и логистической миссии. Логистическая стратегия показывает, как можно реализовать стратегии более высокого уровня, и эффективность логистической стратегии оценивается по тем параметрам, которые заложены в общей стратегии организации.

Логистическая миссия — это обобщенное заявление о целях логистики в организации. Логистическая миссия определяет действия и решения в области логистики предприятия. Наиболее общей является Вперед трактовка логистической миссии: обеспечение нужного продукта в необходимом количестве соответствующего (заданного) качества в нужном месте в установленное время конкретному потребителю с минимальными (наилучшими) затратами. Формулирование логистической миссии весьма полезно, поскольку это дает возможность понять потребителям ожидаемый уровень логистического сервиса, способствует направленности логистики на достижение целей организации, помогает в принятии решений.

В ряде источников логистическую стратегию фокусной компании называют стратегией цепи поставок. Стратегия фокусной компании, а за ней и стратегия цепи поставок, зависит от философии бизнеса. Если компания придерживается философии бережливого мышления, то организация бизнеса будет направлена на превосходство в процессах. Бережливое мышление — это цикличный путь поиска совершенства путем устранения потерь и таким образом увеличения ценности с точки зрения потребителя. Если философия бизнеса — клиентоориентированность, то организация будет добиваться лидерства в области взаимоотношений с клиентами и повышения их лояльности. Стратегии логистики в компаниях с разной философией бизнеса будут существенно различаться.

Для формирования логистической стратегии также важным является понимание потребителей и неопределенности в цепи поставок. Для лучшего понимания потребителей производится сегментирование. Для разработки логистической стратегии важно, чтобы сегментация не была исключительно маркетинговой, она должна быть применима и в сфере логистики. Например, потребители могут быть разделены на группы в зависимости от времени ожидания заказа или чувствительности к стоимости обслуживания либо от каких-то других значимых для логистики признаков. Неопределенность также является важным фактором, влияющим на стратегию логистики. Так, при высокой неопределенности необходимо предусматривать резервные мощности, запасы и места их размещения, резерв времени. Кроме того, при неопределенности большое внимание уделяется проработке вопросов взаимодействия и координации партнеров по цепи поставок.

Вопросы практики

Наиболее часто па практике стратегии цепи поставок формируют, используя один из рычагов повышения эффективности: рычаги доходности, отмеченные в табл. 9.6, и рычаги затрат, к которым относятся стратегии оптимизации логистики (самая распространенная стратегия) и стратегия управления капиталом.

Таблица 9.6. Стратегии повышения доходности[2]

Рычаг доходности

Стратегия цепи поставок

Число реализуемых единиц (объем)

Всеохватность

Ориентация на канат

Доходность на единицу продукции

Массовое выполнение индивидуальных заказов

Операционная динамичность

Ориентация на повышение скорости

Каждая из этих стратегий имеет свои плюсы и минусы. Например, стратегия всеохватности обеспечивает самую высокую доступность продукта (он должен присутствовать па рынке везде и всегда), но при этом характеризуется высокими затратами из-за больших запасов в цепи поставок и приводит к конкуренции каналов продаж. Такой стратегии придерживается, например, компания Coca-Cola.

Стратегия ориентации па канал достаточно широко распространена (продукты питания, электроника и др.) и предполагает формирование различных каналов продвижения продукта, причем требуется максимально учесть требования партнеров по каналу относительно партий, грузовых единиц, периодичности поставок, а также модификаций продукта. Качество сервиса преобладает в данной стратегии над требованиями экономичности.

Стратегии, использующие рычаг доходности на единицу продукции, соответствуют клиентооринтированному подходу. Главный фокус стратегии массовой индивидуализации — использование характеристик и возможностей цепи поставок для повышения ценности, которую получает потребитель; стратегия операционной динамичности предполагает, как и стратегия, ориентированная на повышение скорости, ускорение операций в цепях поставок, но и требует гибкости в отношении выполнения требований потребителей.

Стратегия оптимизации логистики наиболее распространена и предполагает снижение общих затрат в цепи поставок (операционных и капитальных). Для этого планируются решения по повышению производительности и эффективности операций и инвестиций в логистику. Особые задачи стоят перед транспортировкой — требуется повысить уровень обслуживания и одновременно снизить транспортные затраты в цепи поставок.

Примером компании, эффективно использующей рычаг управления капитала, можно назвать компанию Apple, которая моментально реагирует на любые изменения в поставках и спросе, корректируя предложение. Эта компания — один из лидеров в оборачиваемости активов, ее активы полностью оборачиваются за 5—6 дней. Компания использует развитую систему логистики в качестве "стратегического оружия" для обеспечения преимуществ перед конкурентами. Примеры решений в области логистики в компании Apple: использование авиаперевозчиков для доставки новых продуктов на рынки в праздничный сезон (конкуренты традиционно пользуются морским транспортом); тесная работа с поставщиками, максимально точная настройка производственных процессов поставщика со своими процессами.