Стратегия изменений
В современной системе управления организационным поведением персонала менеджер может применять три варианта стратегий проведения организационных изменений.
Во-первых, можно воспользоваться консалтинговыми услугами внешнего специалиста, которому поручают создать детализованный план реализации нововведения в организации. Разработанный внешним специалистом план подвергается детальному анализу со стороны специалистов организации и в зависимости от принятого решения приводится в действие или отвергается. Подобный вариант стратегии называется консалтинговым.
Во-вторых, если консалтинговая стратегия дополняется мероприятиями по переподготовке специалистов с целью устранить их ожидаемое сопротивление изменениям, то имеем дело с так называемой учебной стратегией.
В-третьих, роль внешнего специалиста может выполнять и работник организации, что соответствует внутренней стратегии развития.
Использование консалтинговой стратегии изменений всегда эффективно в следующих случаях:
— среди специалистов организации нет лиц, обладающих достаточной профессиональной квалификацией для планирования процесса реализации нововведений;
персонал априори (лат. — из предшествующего) настроен негативно по отношению к содержанию предстоящих изменений;
— руководитель желает снять с себя моральную ответственность за возможные последствия изменений.
Применение учебной стратегии, как правило, эффективно в тех же случаях, что и консалтинговой, но при условии положительного отношения персонала к предстоящим организационным изменениям.
Внутреннюю стратегию имеет смысл использовать, если организация располагает собственными специалистами в этой области трудовой деятельности, а ее персонал в целом лояльно относится к предстоящим нововведениям.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки использования различных вариантов стратегии изменений (табл. 9.2-9.4).
Таблица 9.2. Варианты стратегий изменений
Преимущества |
Недостатки |
Консалтинговая стратегия |
|
Быстрота реализации |
Усложнение координации работ но составлению плана развития |
Эффективна в кризисных ситуациях |
Имеется вероятность неправильного понимания поставленной задачи |
Эффективна при решении технических проблем |
Усиливает сопротивление изменениям со стороны персонала |
Не связана с большими затратами ресурсов |
Не используется собственный творческий потенциал |
Не отвлекает собственный персона.! от решения основных для него задач |
Усложнена увязка изменений с другими актуальными для организации проблемами |
План реализации нововведении носит достаточно объективный характер |
Затруднена адаптация предлагаемых решений работниками организации |
В организацию привносится положительный внешний опыт |
Работа по управлению изменениями не имеет преемственный характер |
Учебная стратегия |
|
Повышает готовность персонала организации к изменениям |
Отсутствует преемственность в управлении процессом изменений |
Помогает персоналу разобраться в содержании решаемой в ходе изменений проблемы |
Низкая взаимозависимость решаемой проблемы с другими задачами трудовой деятельности |
Быстрая реализация изменений |
Стратегию очень трудно применять на практике |
Не связана с большими затратами ресурсов |
Влияет на участников процесса изменений только на уровне личности |
Преимущества |
Недостатки |
Мотивирует персонал к активизации творческого мышления |
|
Дает знания, необходимые для работников при трудовой деятельности в постинновационный период |
|
Положительно воздействует на личную заинтересованность персонала в реализации нововведения |
|
Внутренняя стратегия |
|
Формирует взаимозависимость действий и интересов работников организации |
Требует большего времени на свою реализацию |
Положительно влияет на лояльность персонала организации |
Увеличивает финансовые затраты |
Стимулирует постоянную готовность персонала к изменениям |
Требует значительных человеческих ресурсов |
Дает персоналу глубокие практические знания по управлению процессами изменении |
Требует более высокой квалификации персонажа |
Эффективно реализуется в практической деятельности |
Несущественные моменты изменений могут оказать непропорционально большое влияние на реализацию нововведений |
Ориентирована на достижение конкретных практических результатов |
В любом случае необходимо учитывать, что привлечение внешнего специалиста приведет к росту затрат на реализацию нововведений и возможной утечке информации, представляющей собой коммерческую тайну. Использование только своих работников для реализации нововведений не позволяет воспользоваться положительным опытом других организаций и получить непредвзятую оценку сложившейся ситуации.
Эффективность работы консультанта всегда ограничена четырьмя факторами, правильная оценка которых со стороны руководителей организации приведет к созданию эффективного плана изменений:
— руководитель организации должен четко сформулировать проблему, которую следует решить внешнему консультанту;
— подход консультанта к решению поставленной перед ним задачи не должен противоречить интересам организации;
— организация предоставляет внешнему консультанту правильную и полную информацию для выполнения поставленной перед ним задачи;
— руководитель организации хорошо понимает и допускает возможные негативные последствия, которые могут иметь место при реализации запланированных нововведений.
Кроме того, реальная практика применения нововведений показывает, что план изменений может быть успешно разработан и реализован, если в процессе работы внешнего специалиста могут быть реализованы следующие предпосылки:
— решаемая проблема носит такой характер, что консультант имеет возможность непосредственно участвовать в практической реализации составленного им плана;
— руководитель организации имеет определенный уровень профессиональной квалификации, позволяющий ему оценить, правильные ли действия осуществляет консультант;
— руководитель организации конструктивно относится к предложениям специалиста;
— в процессе работы с консультантом руководитель склонен повышать уровень своей компетенции по отношению к содержанию решаемой в организации проблемы.
Практика управления изменениями в российских организациях позволяет сформулировать и наиболее типичные ошибки в реализации стратегии организационных изменений. К их числу можно отнести следующие варианты действий:
— составляется план, основанный на намерениях, т.е. не сформулированы цели, достигаемые в результате изменений, четко не определены способы реализации нововведений, пет анализа обеспеченности процесса перемен необходимыми для его поступательного развития ресурсами;
— план составляется па очень короткий период времени, что не позволяет как эффективно его реализовать на практике, так и продемонстрировать персоналу возможные положительные моменты его реализации в обозримом будущем;
— существует значительное расхождение во мнениях о характере предстоящих изменений между специалистами высшего и среднего звена;
— принципиальные изменения реализуются в рамках действующей организационной структуры управления;
— вместо поиска решений, отражающих специфику организации, пытаются найти положительные примеры проведения подобных изменений в других организациях и "скопировать" этот процесс;
— внешнему специалисту предоставляется информация, которая направляется в рамках обязательной отчетности и не всегда носит в современных российских организациях достоверный характер;
— выбранная стратегия развития рассматривается как догма и не корректируется в соответствии с приведенными ниже ситуационными факторами, которые, как правило, всегда мешают ее эффективной реализации:
• внешние факторы не дают возможность выполнить план изменений без изменения его содержания и объема;
• объект изменений потерял свою значимость и актуальность для организации;
• организация перешла на другой этап развития, что входит в противоречие с целью планируемых изменений;
• изменились параметры и объем деятельности организации;
• поменялись приоритеты в стратегических планах развития организации;
• деловые партнеры, важные для организации, выступают против реализации нововведений;
• изменились позиции ключевых менеджеров организации по отношению к планируемым изменениям;
• изменения в правовом поле функционирования и развития организации препятствуют планируемым изменениям;
• в организацию пришел новый руководитель или сменился ее собственник;
• изменились экономические возможности организации;
• изменился объем имеющихся временных ресурсов;
• в организации возникла конфликтная ситуация, прямо или косвенно влияющая на процесс изменений;
• к реализации нововведений привлекли других специалистов но отношению к составу первоначальной команды;
• характер изменений перестал соответствовать существующей организационной культуре в данной организации;
• масштаб сопротивления изменениям резко превысил ожидаемый уровень;
• в организации ситуационно сложился неблагоприятный социально-психологический климат;
• консультант потерял мотивацию к реализации нововведения;
• руководитель потерял мотивацию к реализации нововведения.