Стратегия фирмы и конкуренция
В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играют фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, складывающиеся в результате соперничества фирм, прежде всего отечественных. М. Портер категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме, тем более защищенной государственной поддержкой. Большинство таких фирм отличается низкой эффективностью, расточительностью используемых ресурсов, низкой производительностью. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков. Преуспевающие фирмы, закаленные в "домашней" борьбе, используют приобретенные в этой борьбе конкурентные способности на более жестких (а норой и жестоких) мировых рынках. Чем ожесточеннее борьба "дома", тем больше вероятность того, что такие фирмы выдержат испытание временем и будут господствовать за границей.
Конкуренция, с точки зрения Портера, должна носить глобальный характер. Необходимо продавать свой товар во всем мире, а не только на внутреннем рынке. Важное место в обеспечении конкурентоспособности продукции отечественного производства Портер уделяет фирменной стратегии и организационной структуре. При этом, по его мнению, невозможно выделить какую-либо универсальную фирменную стратегию или систему управления, которая была бы одинаково применима для всех фирм во всех странах. Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, обуви, свойственны отсутствие жестких форм управления и способность к быстрым изменениям управленческих структур. Для немецких же фирм, эффективно специализирующихся в области производства оптики и точного машиностроения, типична жесткая система централизованного управления.
Кроме рассмотренных выше, в общую систему параметров, определяющих конкурентные преимущества, М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, "нефтяной шок"), значительные изменения на мировых финансовых рынках, войны и т.п.
В формировании национального конкурентного преимущества огромную роль играет правительство страны. Своей денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и таможенной политикой оно прямо влияет на параметры спроса и факторы производства. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики, содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.
Таким образом, теория М. Портера в настоящее время наиболее полно отражает все важнейшие параметры национальных экономик, определяющих в своей совокупности конкурентные преимущества той или иной страны.
Стандартная модель внешней торговли
Следует учитывать следующее: при анализе внешней и международной торговли невозможно исходить из использования какого-либо одного подхода (модели). Практическая экономическая жизнь и условия, в которых осуществляются реальные экономические процессы, многообразны, сложны и взаимозависимы, они настолько динамично развиваются, порождая новые условия, не предусмотренные никакими теоретическими моделями прошлого. Поэтому что для достижения объективной цели необходимо применять, во-первых, все или почти все известные подходы в области внешней торговли, во-вторых, новые методы и методики, поскольку ранее описанные часто не адекватны новым процессам и явлениям. В основе разработки стандартной модели внешней торговли можно выявить несколько уровней.
Первый уровень включает следующие базовые принципы:
• принципы, действующие в открытых рыночных экономиках;
• типы экономического роста;
• производственный потенциал национальной экономики.
Производственный потенциал национальной экономики описывается пределами производственных возможностей, существенные различия которых и являются не только стимулами, но и самой фундаментальной базой для внешней торговли. Далее, производственные возможности любой страны определяют характер совокупного относительного предложения (включая производство внешнего сектора экономики).
Равновесие на мировом рынке определяется всемирным относительным спросом и всемирным относительным предложением. Наличие общих базовых черт в указанных концепциях (подходах, моделях) дает основание рассматривать их как частные случаи одной, более общей модели, выступающие ее собственными элементами.
Второй уровень охватывает анализ следующих взаимосвязей:
• между границей производственных возможностей и кривой относительного предложения;
• между относительными центрами и относительным спросом;
• между мировыми равновесными ценами через всемирный относительный спрос и предложение;
• между благосостоянием страны и условиями во внешней торговле (отношение средней цены на экспортные товары страны к средней цене импортируемых товаров).
Третий уровень. Используемые качества базовых факторов подлежат идентификации в мировом, отраслевом, страновом аспектах. К таким факторам относятся:
• особенности экономического роста стран;
• торговые условия, существующие в странах;
• торговая политика стран;
• тарифы и экспортные субсидии в странах;
• перераспределение или международный трансферт доходов.
Прагматические подходы
Конкретные торгово-экономические реальности оказывают воздействие на различные теоретические конструкции и подходы к международной торговле, которая складывается под определяющим влиянием внешнеторговой политики конкретных государств и их агентов в области внешнеторговых операций. Это означает, что в практической плоскости преобладают прагматические подходы, часто формирующиеся на базе синтеза многих теорий, порою, казалось бы, совершенно противоположных по характеру регулирования международной торговли. Они становятся преобладающими, особенно в периоды кризисного развития мировой экономики и, соответственно, мировой торговли или в условиях некоторой неопределенности в перспективах будущего развертывания мировой экономической ситуации.
Когда при поиске решений считают необходимым обратиться к опыту прежних поколений, это, как правило, является знаком неспокойных времен. Так, сегодня вспоминают, например, "план Маршалла" или "налог Тобина" для противодействия загрязнению окружающей среды, финансовой нестабильности или кейнсианскую модель стимулирования расходов для борьбы с дефляционной опасностью. Источник- бед кроется, как указывалось в одном докладе ЮНКТАД, "...в разрыве между риторикой и реальностью либерального международного экономического порядка. Нигде этот разрыв не проявляется так очевидно, как в международных финансах и международной торговле. Превознося достоинства свободной торговли, правительства испытывают жгучее желание вмешаться в этот процесс, чтобы защитить свое население и своих производителей от разрушительных ветров международной конкуренции. Такие пережитки теорий неомеркантилизма, например, во многом способствовали расшатыванию сбалансированного пакета договоренностей, достигнутых в ходе Уругвайского раунда"[1].
Конечно, вывод специалистов ЮНКТАД о том, что в "расшатывании" Уругвайского раунда повинны "пережитки меркантилизма", представляется сильным преувеличением. Основные причины отсутствия продвижения в области международной торговли после завершения Уругвайского раунда, в частности в ходе Дохийского раунда, таятся в эгоистических интересах крупнейших торговых держав мира, которые хотели бы закрепить такие торговые режимы, которые давали бы преимущества их крупным компаниям в ущерб развивающимся и другим странам (переходным). При этом, разумеется, они опирались на современные экономические теории, и прежде всего, на теории неолиберального международного монетаризма, которые покоятся на принципиальной идее устранения всех барьеров на пути интернационализации товаров, торговли, денежных потоков и пр. При этом торгово-экономические державы сохраняют "защитные барьеры" в отношении тех отечественных производителей, которые связаны с производством "товаров особого рода" (например, в области сельского хозяйства – США, Канада, ЕС). Эти противоречия обнаружились в ходе нового этапа переговоров ВТО (Раунд Дохи, Катар, 2001) на протяжении тринадцати лет со времени объявления этого нового раунда международных торговых переговоров.