Стратегии выхода
Даже не оставляющий надежды на благополучный исход прогноз посткризисного развития не отменяет рационального подхода к построению последовательности действий корпорации перед угрозой банкротства. Такие просчитанные, рациональные действия называются стратегиями выхода. Выход из отрасли ставит перед корпорацией задачу минимизировать ущерб. Это достигается рассмотрением и анализом альтернатив действий по изъятию инвестиций или выкупом предприятия у собственников. Изучим рекомендации по проведению этих операций.
Изъятие инвестиций
Изъятие инвестиций может быть определено как продажа организацией ее части другой стороне. Оно может быть внутренним, таким как закрытие не приносящих прибыли бизнес-единиц или подразделений, или же внешним — продажей части предприятия. В табл. 7.1 представлены варианты изъятия инвестиций, которые мы ниже рассмотрим более подробно.
Таблица 7.1. Спектр изъятия инвестиций (по Дж. Койну и М. Райту)
Тип |
Разделение собственности |
Относительная частота |
Новая форма собственности |
Договор о франшизе |
Полное; ограниченный период |
Высокая |
Дочерняя или независимая компания |
Передача подрядов |
Полное, однако сохраняются торговые связи |
Высокая |
Дочерняя компания |
Продажи |
Полное; обычно постоянное |
Малых — высокая; больших — в зависимости от масштабов кризиса |
Дочерняя компания |
Выкуй управляющими (выкуп за счет заемных средств) |
Обычно полное и постоянное; материнская компания может оставить за собой долю в капитале |
Малых — высокая; больших -все возрастающая в Европе; высокая -в США |
Независимая компания |
Отделение — разделение |
Скорее разрыв, чем разделение; может включать дробление собственности; обычно постоянное |
Малых — высокая, особенно в передовых технологиях, где управляющие получают долю акций |
Псевдонезависимая компания |
Обмен активами (стратегическая торговля) |
Полное, а обмен не ведет к изменению размеров материнской компании |
Необычная; небольшие обмены активами возникают при антитрастовых изъятиях; крупные обмены средств добровольны |
Дочерняя компания |
Договор о франшизе. Он может быть лучшей возможностью для изъятия инвестиций и обычно представляет собой некий вид соревнования за исключительное право выпускать товар или услугу фирмы в конкретной области и на данный период.
Договор о франшизе может принимать множество форм, но в своей основе представляет деловое соглашение, по котором}' одна сторона разрешает другой вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения операций в обмен на вознаграждение. Если лицензирование связано с производственным компонентом деятельности, то договор о франшизе связан со сбытом.
Часто он используется в розничной торговле, работе закусочных, гостиничном деле и широко применяется в международном масштабе (например, "Макдоналдс"). Договор о франшизе обычно требует выплаты вознаграждения вперед, а затем процентов с прибыли. В обмен на это предоставляющий привилегию обеспечит необходимую помощь и в некоторых случаях может требовать закупки товаров или поставок, чтобы поддерживался уровень качества.
Договор о франшизе дает ряд выгод, в частности, следующие:
• обеспечивает предоставляющего франшизу притоком дохода, а получившего ее — товаром (услугой) и маркетинговым комплексом, обеспечивающим быстрое развитие рынка;
• позволяет компании быстро расти в нескольких местах без значительных вложений капитала, который мог бы понадобиться, если бы компания росла иным способом;
• устраняет часть потребностей в развитии управленческих навыков, необходимых для того, чтобы справиться с большой "распыленной" организацией;
• является подходящей стратегией для вовлечения в нес малых фирм; при этом риск значительно меньше, чем при независимом начале дела.
Существует несколько факторов риска, связанных с договором о франшизе. Сюда входят проблемы контроля качества, плохие показатели собственной сети розничной торговли и в конкуренции друг с другом торговых организаций, получивших франшизу.
Передача подрядов. Этот вид изъятия схож с договором о франшизе в том, что фирмы участвуют в торгах на право производства услуги. Отличие состоит в том, что после продажи предприятия продавец требует от него поставки определенного количества товаров (услуг) по фиксированной цене в течение определенного периода времени. Контрагент приобретает на период действия контракта монопольное положение. Такой вариант может обеспечивать эффект масштаба. Он устраивает компанию, потому что она может "отделаться" от той части своих операций, которые она не желает вести внутри своей структуры, но хотела бы оставить за собой выгоды владения ими.
Продажи. Это обычное соглашение, которое включает продаж}' материнской компанией принадлежащего ей предприятия другой компании и, таким образом, разделение существующих связей. В подобные действия могут вовлекаться подразделения, размеры которых по сравнению с материнской компанией невелики, а продажи могут осуществляться путем серии изъятий инвестиций, единичного изъятия инвестиций или крупномасштабной продажи.
Выкуп управляющими (выкуп за счет заемных средств). В настоящее время это очень популярный вариант действий в российских условиях. Он подразумевает ситуацию, в которой значительная часть компании продается ее руководству или объединению стейкхолдеров. Материнская компания может сохранить за собой на короткий или средний срок долю в капитале, которая обычно равна сумме отсроченных платежей.
Отделение — разделение. В этом случае не возникает вопроса о немедленном и полном изменении владельца. Часть материнской компании становится самостоятельным юридическим лицом, по в большинстве случаев продолжает принадлежать прежним акционерам материнской компании. Отделенная часть может рассматриваться как псевдонезависимая, так как она все-таки может сама определять собственную структуру управления и иметь собственные активы.
Обмен активами (стратегическая торговля). Передача собственности осуществляется в форме обмена некоторых активов одной компании на некоторые активы другой компании. В данном случае необходимо наличие соответствия между тем, что компания имеет и хочет продать, и тем, какую часть предложенного может принять другая компания, и наоборот. Масштабность такого варианта ограничена в связи с необходимостью соответствия активов.
Существует множество причин, по которым происходит изъятие инвестиций. Они могут быть разделены на наступательные и оборонительные. Наступательные являются предвосхищающими в ожидании надвигающегося события (например, пет ни одного члена семьи, кому могло бы перейти в руки предприятие). Оборонительные выступают как реакция по принципу обратной связи и требуют от организации ответа на происходящие события. Рассмотрим основные причины, которые ведут к выбору наступательной или оборонительной антикризисной стратегии выхода.
Наступательные причины:
• необходимость мобилизовать значительные денежные средства для увеличения оборотного капитала;
• желание повысить прибыль на инвестиции организации;
• технологические инновации требуют вклада больших ресурсов, чем компания способна вложить;
• прибыль ниже, чем у других стратегических хозяйственных единиц (бизнес-единиц), и возможны лучшие варианты инвестирования.
Оборонительные причины:
• компания не соответствует и не может соответствовать стандартам прибыльности;
• необходимо продать подразделение (бизнес-единицу), чтобы избежать банкротства;
• контроль управляющих над изымаемым предприятием стал слишком сложным;
• необходимо продать, чтобы избежать риска: дальнейшее расширение подразделения может происходить на таком уровне, с которым компания не хочет иметь дело;
• необходимо продать часть, чтобы избежать приобретение компании "хищниками";
• доля рынка недостаточна для построения оптимистичных прогнозов развития.