Лекция 5. Стратегии социального развития России
В результате изучения главы студент будет:
• знать цели и основные направления социально-экономического развития РФ;
• уметь формулировать задачи стратегического развития системы социального страхования в РФ;
• владеть пониманием роли социального страхования в реализации социально-экономического развития РФ.
Ключевые термины: социальное государство, социальная политика, социальная защита, стратегия социально-экономического развития, социальная система, демографическая политика.
Государственная социальная политика и социальное страхование
Тема социальной политики государства актуальна прежде всего своим влиянием на качество и уровень жизни населения. В любом государстве, на любом этапе развития общества социальная политика играет важную роль, поскольку направлена на обеспечение благополучия и всестороннего развития граждан страны и общества в целом.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Социальная политика – это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.
Основными объектами социально-экономической политики государства являются:
– рынок труда и занятость;
– трудовые отношения;
– оплата труда и доходы населения;
– система социального обеспечения населения.
Основное предназначение социальной политики состоит
в полном удовлетворении материальных, культурных и духовных потребностей, формировании всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.
Важно!
Социальная политика Российской Федерации включает наряду с социальным страхованием социальную защиту, политику в области оплаты труда и жилищную политику. Как мы уже отмечали, социальное страхование – установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счет государственных целевых внебюджетных фондов, а также корпоративных и личных средств.
Политику государства по развитию социального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в "потребительскую корзину" (либо с субсидиями на их покупку). Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений, в самостоятельный вид деятельности.
Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нес реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, – это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.
Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь; нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети); последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Данные категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.
Социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности – от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
Система социальной защиты населения в России продолжает формироваться и постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства.
Нормативные документы
Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
"Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера".
Статья 129 ТК РФ
Как видно из приведенного выше определения, понятие "оплата труда" значительно шире понятия "заработная плата". Оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы.
Системы оплаты труда, размеры окладов и отдельных выплат устанавливаются в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, а в отношении коммерческих предприятий – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами (ст. 135 ТК РФ).
Основная цель политики оплаты труда – формирование и развитие экономически обоснованной, справедливой, понятной и прозрачной системы оплаты труда. Можно выделить следующие ее принципы:
– дифференциация оплаты труда в соответствии с количеством и качеством труда;
– зависимость оплаты труда от сложности и условий выполняемой работы;
– совершенствование показателей оценки труда работников в зависимости от их инициативности, сроков выполнения работ, результативности принимаемых решений;
– стимулирование инициативы, творчества и добросовестного отношения к труду каждого работника;
– учет затрат времени на выполнение заданий и стабильность результатов труда;
– личный вклад каждого работника в выполнение задач, возложенных на структурное подразделение;
– степень ответственности работника за выполнение определенных должностных обязанностей.
Политика государства в области оплаты труда также является важнейшей задачей правительства страны. От уровня и качества развития этой составляющей во многом зависит состояние производственной сферы экономики в целом.
Жилищная политика – проводимая органами государственной власти и местного самоуправления политика, направленная на обеспечение нуждающихся граждан жильем.
Жилищная проблема в России – исключительно сложная, острая и дорогостоящая с точки зрения ее решения. Огромная доля неблагоустроенного жилого фонда, с которым Россия вступила в XXI в., еще долго будет оказывать влияние на общую ситуацию в жилищной сфере. Низкая обеспеченность людей жилыми метрами; большая часть населения, вообще не имеющая отдельного жилья – одна из главных задач, которую российскому обществу придется решать в обозримый период. Если добавить практически полное отсутствие "запаса прочности" у большинства россиян, стремление государства снять с себя обязательства по капитальному ремонту жилого фонда, проблему обеспечения жильем военнослужащих и молодежи, то можно получить хотя бы общее представление об остроте проблемы сегодня и насколько она обострится в будущем. К сожалению, несмотря на различные национальные проекты, проблема обеспечения нуждающихся граждан жильем, даже и по социальным нормам, остается нерешенной, и решать ее предстоит будущим поколениям.
Помимо вышеизложенных важнейшим направлением социальной политики является государственная политика доходов. Она направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.
Особое значение в политике доходов имеет проблема защиты денежных доходов населения от инфляции. С этой целью применяется индексация социальных целевых и страховых выплат в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Индексация осуществляется как на общегосударственном уровне, так и отдельных предприятиях через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких доходов и до близкой к нулю компенсации самых высоких доходов.
В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства является также защита населения от безработицы. Безработица сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работниками, ростом социальной и политической напряженности и отрицательно сказывается на общем благосостоянии страны.
Эффективная социальная политика является важным фактором экономического роста:
– повышение возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть государственного бюджета;
– увеличение доходов и сбережений населения, которые служат новыми источниками для инвестиций;
– сокращение количества индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что, в свою очередь, ослабляет нагрузку на расходную часть государственного бюджета, повышая его сбалансированность;
– повышение спроса на товары и услуги, что стимулирует экономический рост;
– повышение образовательного и квалификационного уровней рабочей силы – главный фактор современного экономического роста.
Финансовый кризис 2008–2009 гг. со всей определенностью продемонстрировал, что Россия находится на новом переломе социально-экономического развития. В значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, опиравшейся на быстрое расширение внутреннего спроса.
Мнение эксперта
Мы вступаем в новый этап развития страны. В начале второго десятилетия мы подошли к такому рубежу, на котором стало ясно: одними лишь деньгами существующие проблемы не решить. Более того, можно истратить в разы больше средств, а проблемы останутся теми же. Назрела необходимость искать структурные решения, для многих из которых нет аналогов в нашем предыдущем опыте. Основные наши проблемы носят не чисто бюджетный или фискальный характер. Я думаю, что проблема нашего бюджетного дефицита состоит не в том, что надо сократить расходы или увеличить налоги. Она состоит в том, что наша структура расходов не вполне соответствует вызовам постиндустриального общества, что наше законодательство написано для индустриальной экономики, тогда как более половины ВВП производится в секторе услуг, главные вызовы нашего развития связаны с инновационными секторами, с высокой долей труда, а не с высокой долей металла, чугуна и стали. Это все требует перестройки правил – тонкой и аккуратной.
Ректор РАНХиГС при президенте РФ,
профессор В. May
Новая модель социально-экономического развития потребует более интенсивного использования всех ресурсов и резервов производительности труда и должна основываться на новой модели экономического роста и новой социальной политике. Очевидно, что новая социальная политика невозможна без экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, а достаточно высокие его темпы – не менее 5% в год, заметно превышающие темпы роста развитых стран. Однако России нужен не просто экономический рост, а экономический рост определенного качества. Страна не может жить исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание. Необходимость постоянного перераспределения средств из малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию иждивенческих установок в обществе.
Стратегия "Новая модель роста – новая социальная политика" предлагает осуществить маневр, призванный задействовать факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде. Помимо наличия природных ресурсов и большого внутреннего рынка – факторов конкурентоспособности, задействованных в прежней модели экономического роста, это еще и относительно высокое качество человеческого капитала, и определенный научный потенциал. Такой маневр подразумевает, с одной стороны, несколько иную систему экономических стимулов, изменения макроэкономических параметров (снижение инфляции, акцепт на привлечение в экономику "длинных" денег, рост деловой активности и частных инвестиций, изменения в структуре расходов бюджета), а с другой – обновление социальной политики.
Наряду с безусловной реализацией своих традиционных задач, направленных на поддержку наиболее незащищенных групп населения, новая социальная политика должна полнее учитывать интересы тех слоев общества, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Она призвана создавать комфортные условия для реализации такого потенциала и соответствовать более высоким социальным стандартам. С экономической точки зрения это представители среднего класса, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. С культурной точки зрения это люди с высшим образованием, относящиеся к креативному классу (по меньшей мере, потенциально). Такой подход не означает отказа от борьбы с бедностью, которая остается серьезным вызовом социальной стабильности, но позволяет сбалансировать это направление усилиями, связанными с целями развития.
Все это диктует необходимость новой модели роста, формирующей "экономику предложения". Прежде всего должны быть уточнены приоритеты и цели в сфере макроэкономики и государственных финансов. Последовательная ориентация на снижение инфляции позволит изменить механизм предложения денег, повысит склонность к сбережениям и долгосрочному инвестированию, снизит зависимость экономики от конъюнктуры внешних рынков. Новые бюджетные правила призваны снизить отрицательное влияние несбалансированности во внешней торговле на государственные финансы и макроэкономическую стабильность. В финансовом регулировании необходима система заблаговременного предупреждения возникновения дисбалансов.
Второе важное направление новой модели роста – целенаправленные усилия по снятию институциональных барьеров для экономического роста. В условиях быстрого изменения технологий в экономике государство должно заниматься не выбором "фаворитных" отраслей и компаний, не поддержкой их ускоренного роста, а улучшением делового климата, повышением инвестиционной привлекательности страны, развитием конкурентной среды, выработкой и поддержанием правил игры для рынков. Этот подход не исключает создание государственных институтов развития. Однако их деятельность должна быть вписана в работу конкурентных рынков, а не подминать их под себя; содействовать рыночному перераспределению ресурсов, а не предлагать альтернативы такому распределению.
Переход от экономики спроса к экономике предложения невозможен без роста деловой активности и внутренней конкуренции, способной повысить эластичность предложения на внутреннем рынке. Только в этом случае будет достигнут успех в снижении инфляции и механизм кредитных ставок заработает на стимулирование экономического роста. Наконец, только высокий уровень конкуренции может создать реальный спрос на инновации, стимулировать трансформацию экономики в инновационную.
Значительные усилия в рамках новой модели роста должны быть сосредоточены в области диверсификации российского экспорта, интеграции российских фирм в международные производственные цепочки, обеспечения реальной двусторонней открытости экономики. Еще один вызов – политика привлечения рабочей силы и перераспределения ее между секторами экономики и экономическими территориями.
Новая модель роста предполагает ориентацию на постиндустриальную экономику – экономику завтрашнего дня. В ее основе сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные и медиатехнологии, дизайн, "экономика впечатлений" и т.д. И в развитых, и в развивающихся странах возникает креативный класс – люди творческого труда, создающие инновации уже в ходе своей обычной работы. Именно они будут обеспечивать решающие конкурентные преимущества в соревновании экономик XXI в. Как показывает новейшая экономическая история, порождение инноваций креативным классом происходит относительно независимо от институциональной среды, в рамках организаций и сетей самого разного типа. Это требует качественно иного подхода ко всем отраслям, связанным с развитием человеческого капитала.
Россия имеет определенные преимущества над странами близкого уровня развития в области формирования человеческого капитала: национальные системы образования и культуры все еще находятся среди лидеров. Однако этот ресурс неосмотрительно растрачивается: устойчивая тенденция недофинансирования этих систем (как бюджетного, так и частного) и быстрая деградация фундаментальной науки, выступающей драйвером профессионального образования, могут привести Россию в рассматриваемом периоде к утрате этих преимуществ. Задача восстановления и закрепления сравнительных преимуществ в области образования и культуры является первоочередной для стратегии развития России как с позиции обеспечения экономического роста, так и для устойчивости социальной политики.
Ключевой особенностью новой социальной политики должна стать опора на самодеятельность профессиональных сообществ. Сообщества профессионалов творческого труда – инженеров, ученых, учителей, врачей, юристов – выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства в самых разных отраслях экономики. Содействие формированию профессиональных сообществ, передача им значительной части контрольно-надзорных полномочий и оценки качества, их активное участие в выработке и оценке политики – важная задача правительства РФ в наступившем десятилетии.
Необходимый вклад государства в формирование класса креативных профессионалов – конкурентоспособная оплата труда в бюджетном секторе. Надо довести до конца движение к "эффективному контракту", начавшееся в 2004– 2010 гг. с государственных служащих и распространившееся в 2011 г. на школьных учителей. Задача 2012–2016 гг. – перейти на эффективный контракт с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры, и она начинает решаться.
Отставание России от развитых и ряда развивающихся стран в области организации среды и систем, поддерживающих человеческий капитал (урбанистика, экология, транспорт, информационное пространство, медицина, социальная помощь, жилищно-коммунальное хозяйство), значительно превышает отставание в сфере материального производства и промышленных технологий. Например, урбанистическое планирование в России застряло в середине XX в., тогда как необходимо быстрое изменение подходов к организации, планированию и изменению городской среды ("города, удобные для жизни").
Именно в области человеческого капитала сосредоточены, если не брать в расчет природные богатства, основные социально-экономические преимущества России в глобальной экономике. Пока этот ресурс неосмотрительно растрачивается: Россия является поставщиком идей и мозгов для других стран. В будущем межстрановая конкуренция за людей и разрабатываемые ими новые идеи и технологии станет значительно более острой, чем конкуренция за финансовые и природные ресурсы, поэтому преодоление отставания в этих областях становится особенно актуальным.
Не проиграть в этой конкуренции можно только создав среду, благоприятную для жизни и развития человека, причем в особой мере для наиболее активной, творческой, предприимчивой части населения. Эта среда должна способствовать проявлению инициативы, а не убивать ее. Для России это означает коренную реформу образования, здравоохранения, системы социальной помощи, пенсионной системы. Разумеется, при этом недопустимо пренебрежение нуждами тех, кому по объективным причинам требуется забота общества. В этой области также необходимы и возможны кардинальные сдвиги на основе более целенаправленного и рационального использования средств, сочетания государственных гарантий с частной инициативой и благотворительной деятельностью.
Успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией и уравнительностью. Оно требует дифференциации мер и конкуренции подходов. Невозможно решать проблемы местных сообществ из центра, поэтому требуется усиление самостоятельности региональных и особенно муниципальных властей в области социальной политики. Оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квазимонополией, стать основанным на государственно-частном партнерстве.
В конечном счете целью государственной социально-экономической политики является повышение благосостояния, т.е. содействие увеличению продолжительности не обремененной болезнями социально благополучной жизни, росту удовлетворенности граждан жизнью.