Стратегии распределения
С развитием управления цепями поставок предприятия стали при формировании стратегий распределения учитывать ценностный подход. В соответствии с данным подходом логистика должна обеспечивать конкурентные преимущества и создавать ценность для компании. Выделено шесть разных типов цепей поставок, логистика в которых обеспечивает достижение данных целей1, каждому из них соответствует своя стратегия:
1) стратегия всеохватность, предполагающая высокую доступность товаров по месту и времени, когда они постоянно находятся в наличии. Применяется, например, в торговле продуктами питания. Недостатком данной стратегии распределения являются высокие затраты (которые компенсируются повышенным уровнем доходов); также возможна конкуренция между каналами распределения продуктами одного бренда;
2) стратегия, ориентированная на канал, предполагающая развитие отношений с партнерами по каналу (торговыми посредниками), через которых продукция предприятия проталкивается в направлении потребителя. Стратегия предусматривает сфокусированность на эффективном обслуживании, удовлетворяющем ожидание партнеров по каналу;
3) стратегия индивидуального обслуживания потребителей (в том числе массовая индивидуализация), предназначенная для обеспечения более высокой ценности для потребителей. Стратегия предполагает учет всех требований потребителей, быстрое реагирование на запросы, эффективную реакцию логистики на изменившиеся требования;
4) стратегия операционной динамичности, которую чаще всего используют компании, сфокусированные на инновациях, новых продуктах и их продвижении. Такие организации, как правило, широко используют динамичные условия аутсорсинга логистики;
5) стратегия сфокусированности на скорости, требующая ускорения всех логистических процессов распределения. Компании, выбирающие такую стратегию, готовы быстро предоставлять товар потребителю;
6) стратегия оптимизации логистических затрат — один из самых распространенных подходов к организации логистики распределения, подразумевающий минимизацию общих затрат.
Многие предприятия не осознают масштабов и глубины проблем в распределении и других функциональных областях логистики. Рассмотрим пример компании "Вода", который показывает, что управление функциональными областями логистики должно быть взаимосвязанным.
Вопросы практики
На предприятии "Вода" в функциональных областях логистики обнаружен ряд существенных проблем, таких как: спрос на воду не прогнозируется, заказы оформляются без предварительного учета возможностей производства и наличия свободных транспортных средств, распределение продукции не планируется, отсутствует плановое регулирование уровня производственных запасов и запасов готовой продукции, при формировании планов отсутствует оперативная координация между отделами.
Последствия такого ведения дел приведены на рис. 5.18.
Рис. 5.18. Последствия несовершенной системы планирования в компании "Вода"
Для решения проблем в функциональных областях логистики предприятия "Вода" было решено изменить систему планирования. Алгоритм планирования приведен на рис. 5.19.
Рис. 5.19. Алгоритм планирования процессов в функциональных областях логистики в компании "Вода"
Следуя разработанному алгоритму, предприятие "Вода" с крупной розничной сетевой компанией перешло па самостоятельное управление запасами воды в магазине, стала регулярно прогнозировать сирое в канале независимых продаж, рассчитывать страховые запасы в зависимости от сезонности спроса. Результаты таких изменений приведены в табл. 5.11.
Таблица 5.11. Результаты изменений в системе планирования функциональных областей логистики на предприятии "Вода"
Показатель деятельности компании "Вода" |
Прежняя система планирования производства и дистрибьюции |
Измененная система планирования производства и дистрибьюции |
Запланированный объем продаж |
||
на март, бутылок: |
||
вода емкостью 19 л |
42 850 |
41 731 |
вода емкостью 8 л |
32 500 |
31332 |
вода емкостью 6 л |
28 600 |
27 305 |
вода емкостью 0,5 л |
8950 |
8218 |
Объем продаж за март, бутылок: |
||
вода емкостью 19 л |
40 935 |
40 935 |
вода емкостью 8 л |
30 996 |
30 996 |
вода емкостью 6 л |
26 856 |
26 856 |
вода емкостью 0,5 л |
8060 |
8060 |
Показатель качества прогноза: |
||
вода емкостью 19 л |
0,05 |
0,02 |
вода емкостью 8 л |
0,05 |
0,01 |
вода емкостью 6 л |
0,06 |
0,02 |
вода емкостью 0,5 л |
0,10 |
0,02 |
Величина затрат на хранение |
||
за март, руб.: |
||
вода емкостью 19 л |
11 250 |
10 500 |
вода емкостью 8 л |
5460 |
5056 |
вода емкостью 6 л |
6006 |
5720 |
вода емкостью 0,5 л |
488 |
425 |
Экономический эффект, % |
6,5 |