Стратегии контроля состава групп
Использование определенных стратегий подбора или отбора испытуемых в группы — существенное дополнение к экспериментальному плану при межгрупповом эксперименте. Ими контролируется в первую очередь такой фактор, угрожающий внутренней валидности, как межиндивидуальные различия. При этом аспект репрезентативности испытуемых учитывается при оценивании внешней (популяционной) валидности, а эквивалентности групп — при оценивании внутренней валидности.
Подбор имеет место в случае, когда испытуемые не отбираются из популяции, а распределяются по группам при уже имеющемся (наличном) составе испытуемых.
Например, это лица, которые сами записались на эксперимент, встав в очередь в "листе ожиданий", или участниками эксперимента являются ученики определенных академических групп, которых нужно распределить по экспериментальному и контрольному условиям, или же исследователь вообще не имеет информации о том, почему участниками эксперимента оказалась выборка конкретных лиц. Главное здесь то, что не было выполнено условие рандомизированного отбора испытуемых из популяции.
Если испытуемые пришли сами (но объявлению), это позволяет о них говорить как о "добровольцах". Предполагается, что в ряде случаев мотивация испытуемых-добровольцев такова, что исследуемые зависимости могут оказаться нерепрезентативными для других групп испытуемых. Возможно, участие в психологическом эксперименте выступило для испытуемых условием достижения целей в рамках профессиональной деятельности. В этом случае вновь встает проблема особой мотивационной обусловленности выполнения ими заданий.
Испытуемые в случае стратегий отбора также распределяются в экспериментальные и контрольные группы, которые считаются эквивалентными. Специальными стратегиями отбора в эквивалентные группы будет обеспечена не только внутренняя валидность эксперимента, но и популяционная. Поскольку состав участников эксперимента при этом контролировался, то и обобщение может переноситься в этих случаях на других лиц, входящих в ту же популяцию.
В рассмотренных выше схемах обозначение И указывало на то, что использована определенная стратегия отбора испытуемых в группы — рандомизация, или случайный отбор испытуемых из популяции. Этот критерий рассматривается в качестве строгого критерия экспериментирования. Как было сказано ранее, уже для образования простой случайной выборки экспериментатор при этом сталкивается с такой трудностью, как равный доступ ко всем потенциальным участникам исследования.
Поскольку побочные переменные, связанные с индивидуальными различиями людей, предположительно случайно распределятся между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп, то возможные с ними смешения будут в равной степени характеризовать состав обеих групп, т.е. эти группы будут эквивалентными, что обеспечит высокую внутреннюю валидность эксперимента. Итак, в случае стратегии рандомизации для отбора из популяции внешняя и внутренняя валидности эксперимента оказываются взаимосвязанными.
Этого нельзя сказать в том случае, когда исследователь не волен выбирать испытуемых из популяции, а должен распределить по группам уже имеющийся (наличный) состав испытуемых. Стратегией случайного подбора в группы достигается цель создания эквивалентных по составу групп, что контролирует названную угрозу внутренней валидности. При этом может остаться непроконтролированным способ отбора потенциальных испытуемых из популяции.
И для отбора из популяции, и для подбора могут учитываться слои испытуемых, например, по тендерному признаку, профессиональной принадлежности, образу жизни потенциальных испытуемых и т.д. В случае четкого критерия говорят уже обычно нс о блоках, а об уровнях дополнительного фактора и используют стратегии послойного отбора или подбора испытуемых. Иначе она называется стратегией случайного распределения слоев.
На первом этапе ее реализации по заданному критерию или согласно результатам предварительного тестирования составляют группы, соответствующие выделенным характеристикам слоев. В экспериментальной схеме таких групп будет столько, сколько уровней выделено согласно изменениям контролируемой ПП. Состав испытуемых в каждой из отобранных таким образом групп — в каждом слое — уравнивается по всем другим ПП. В результате группы являются однородными, поскольку испытуемые отнесены в группу согласно уровню заданной или измеренной индивидуальной характеристики. На втором этапе случайным образом из каждого слоя отбирают лиц в экспериментальную и контрольную группы. Сравниваемых экспериментальных групп будет столько, сколькими уровнями представлена НП. В результате использования этой стратегии в каждой из отобранных (или подобранных) групп равным образом представлен каждый уровень ПП. Тем самым эта IIII будет считаться проконтролированной, и ее вмешательство не исказит экспериментального эффекта.
Случайное распределение слоев имеет преимущество перед стратегией простой рандомизации в том случае, когда различие между слоями связано с изучаемым видом деятельности. Эта стратегия используется часто для контроля переменной, имеющей согласно гипотезе статус дополнительной. Например, фактор тендерных различий контролируется путем уравнивания состава групп по представленности в них мужчин и женщин.
Другим приемом подбора испытуемых в эквивалентные группы является стратегия попарного уравнивания. Ее можно считать пятой, если первые четыре — это варианты отбора-подбора и рандомизации — послойного отбора. Она применяется в случае подбора, когда выборка потенциальных испытуемых уже определена и они могут быть подвергнуты предварительному тестированию. Тестированием условно называется любой способ измерения побочного фактора, который может определить неэквивалентность групп. Соответствующий ему показатель выступает обычно результатом психологического тестирования — контроля групп — и является основанием подбора в пару лиц с равной выраженностью этого свойства. Например, показатель измеряется заранее, чтобы потом можно было проранжировать испытуемых либо в соответствии с "сырыми" оценками определить пару испытуемых с наиболее выраженным показателем этой побочной переменной — ПП, затем пару с более низкими показателями и т.д. до тех пор, пока не будут образованы пары между всеми испытуемыми.
На следующем этапе испытуемых из каждой пары распределяют между двумя группами, например, согласно случайной стратегии или стратегии чет-нечет. В результате этого уровень каждой пары в каждой из двух групп представлен одним из "равных" (схожих, эквивалентных) — по измеренной ПП — случаев (испытуемым). Если уровни ПП отличались, представляя угрозу внутренней валидности со стороны фактора межиндивидуальных различий, то в результате использованной стратегии подбора испытуемых все уровни этого фактора оказались поровну распределенными между экспериментальным и контрольным условиями. Таким образом, стратегия попарного уравнивания также решает проблему эквивалентности состава групп. Она применяется в основном тогда, когда выборка испытуемых небольшая и не составляет труда провести предварительное тестирование. Другое основание использования этой стратегии — рассмотрение измеряемой ПП в качестве второго фактора, который наряду с НП существенно определяет изменения ЗП, т.е. имманентно связан с изучаемым базисным процессом.
В случае если для попарного уравнивания используется более чем одна ПП, то число испытуемых в отбираемых таким образом труппах существенно уменьшается, даже если потенциальная выборка была большой. По главное, состав групп при использовании такой стратегии для контроля более чем одной ПП оказывается в результате нерепрезентативным для популяции, в пределах которой измеряемые свойства сочетаются иным образом, чем в отобранных "чистых" группах.
Отбор из популяции но заданному критерию может производиться и для целых групп как единиц генеральной совокупности. В ряде случаев именно ОГЛАВЛЕНИЕ гипотезы или указание дополнительной переменной прямо определяет критериальные характеристики для отбора испытуемых. Случайная стратегия используется при этом в качестве приема, направленного на обеспечение эквивалентности и репрезентативности групп испытуемых в пределах указанных характеристик.
Случайный отбор групп — 6-я стратегия из названных, обеспечивающая эквивалентность состава групп для экспериментальных и контрольных условий. Она применяется в тех случаях, когда приближение к эксперименту полного соответствия предполагает реализацию Х-воздействий в реальных условиях жизнедеятельности. Например, это сравнение разных методов обучения в средней и высшей школе или изучение изменения систем управления служащими в условиях реально работающих коллективов. Отбор испытуемых в группы означал бы здесь нарушение экологической валидности ситуации. Так, фактор мотивации испытуемых мог бы существенно исказить изучаемые процессы, виды деятельности или личностную включенность испытуемых в выполнение экспериментальных задач.
Таким образом, как ОГЛАВЛЕНИЕ проверяемой гипотезы, так и оценка возможностей последующих обобщений создают предпосылки для предпочтения той или иной стратегии.