Стратегическое и тактическое управление качеством на предприятии
Стратегическое управление качеством предполагает формирование и реализацию на предприятии стратегии качества, под которой понимается совокупность правил и приемов достижения целей в области качества.
Для формирования стратегии качества необходимо выделить ее основные элементы; к таким элементам относятся:
o цели, которые ставит перед собой организация в стратегической перспективе в области качества;
o направления деятельности организации;
o инструментарий в достижении стратегических целей в области качества по направлениям деятельности организации.
С понятием стратегии качества тесно связано понятие политики в области качества. Под политикой в области качества понимаются общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные руководством.
Таким образом, стратегия применительно к качеству означает правила и приемы достижения целей в области качества, тогда как политика в области качества конкретизирует намерения и направления деятельности организации по достижению данных целей. Иными словами, контур стратегического управления в области качества в организации включает в себя стратегию качества: и определенные правила принятия решений в данной области, и политику как возможный вариант принятия данных решений.
На основе политики в области качества руководство организации устанавливает конкретные цели в области качества. В свою очередь, политика в области качества должна определяться критерием целеполагания стратегии качества как функциональной стратегии предприятия, а конкретные цели в области качества должны устанавливаться на основе политики в области качества.
В условиях конкурентного рынка глобальная цель развития коммерческой организации - это преимущественно максимизация прибыли. В связи с этим решение проблем качества за счет реализации различных моделей и методов менеджмента качества является неразрывно связанным понятием и путем достижения основной цели предприятия. Если качество понимать как постоянное удовлетворение потребностей и ожиданий интересов всех заинтересованных сторон, то основным правилом качества работы предприятия должна быть постоянна;! ориентация его деятельности на удовлетворение всех требований заинтересованных сторон.
Анализ отечественного опыта в вопросах качества свидетельствует об отсутствии должного внимания к вопросам удовлетворения потребностей потребителей и персонала. На Западе широко использовался принцип японских специалистов по качеству: "Исполнитель последующей технологической операции - твой потребитель". Улучшение собственной работы обеспечивается за счет правильного, грамотного руководства, с одной стороны, и сознательного поведения каждого работника фирмы, его добросовестного отношения к делу - с другой. В результате в фирме складывается "корпоративная культура", ОГЛАВЛЕНИЕм которой является ориентация на человеческий фактор, обеспечивающая понимание того, что качество - забота каждого.
В связи с этим главным критерием целеполагания стратегии качества будет обеспечение баланса удовлетворенности всех заинтересованных сторон, который может быть достигнут па основе создания системы управления качеством на предприятии.
Система управления качеством предприятия может быть построена на основе различных моделей, методов и средств (технологий и инструментов) управления качеством, которые должны выбираться исходя из отраслевых особенностей предприятия и стратегии его развития.
На рис. 4.1 представлена схема, иллюстрирующая контур стратегического управления качеством предприятия, который показывает взаимосвязь между стратегией, политикой и целями в области качества предприятия, а также системой управления качеством.
На стратегическое управление качеством непосредственное влияние оказывают миссия, стратегия развития предприятия, законодательное и нормативно-правовое регулирование, культура качества организации, а также тактическое (оперативное) управление качеством.
Определение целей менеджмента качества предполагается осуществлять в зависимости от представления желаемого состояния (видения) компании и уяснения ее миссии. На основе целей качества формируются и разрабатываются ежегодные планы. За реализацией задач и ежегодных планов ведется постоянное наблюдение. Полученные данные анализируются, и при необходимости осуществляется корректировка политики, целей и задач
Рис. 4.1. Контур стратегического управления качеством на предприятии
в области качества, а также стратегий для достижения этих целей.
Один из ключевых элементов, который следует включать в стратегический план, - проводимый по всей компании процесс определения инициатив улучшения. Если стратегический план компании не содержит инициатив улучшения, то можно ручаться, что он не получит должной поддержки руководства и ресурсов, необходимых для достижения установленных в плане финансовых результатов.
Таким образом, стратегическое управление качеством позволяет направить ресурсы на выполнение деятельности, необходимой для ежегодной реализации планов компании, результаты которых могут проявиться в повышении удовлетворенности потребителя, сокращении не связанных с деятельностью компании и бесполезных затрат, а также в повышении ценности компании для инвесторов.
Кроме того, реализация принципов стратегического управления качеством формирует гибкую систему планирования и выполнения работ, быстро реагирующую на изменения, поддерживающую взаимодействие между подразделениями. Это, в свою очередь, дает возможность исключить расточительную деятельность из стратегических планов, устранить возможность появления потенциально противоречивых планов финансов, маркетинга, технологии и производства, а также предполагает наделить руководителей и работников соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения запланированной деятельности.
Кроме того, важно понимание необходимости и безотлагательности внесения изменений в существующую практику менеджмента качества с точки зрения оценки достоинства и возрастающей ценности стратегического управления.
Тактическое управление качеством направлено па принятие оперативных управленческих решений на основе использования различных методов управления качеством, технологий и инструментов их реализации1. Последнее имеет большое значение с точки зрения принятия мер предупреждающего и корректирующего характера, направленных па постоянное улучшение в области качества, контроля за выполнением решений в области качества и т.д.