Стратегическое планирование инвестиционной деятельности предприятия
Планирование инвестиционной деятельности основывается на системе разработки инвестиционных планов (стратегического и текущих), а также на формировании портфеля инвестиций и управления им.
Стратегический план инвестиционной деятельности разрабатывают исходя из концепции инвестиционной политики предприятия, которая является руководящей идеей, руководством к действию по реализации процесса обеспечения инвестициями. В инвестиционной стратегии определяются основные цели инвестиционной политики с учетом потребностей, обусловленных миссией, стратегическими целями и задачами экономического развития предприятия. Базируется стратегическое планирование на:
– разработке модели будущей деятельности предприятия;
– прогнозировании инвестиционного климата (условий адаптации к изменениям внешней среды в осуществлении инвестиционной деятельности);
– определении и прогнозировании конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и по отдельным его сегментам, и выявлении реальных инвестиционных возможностей для предприятия.
Одним из широко используемых подходов к стратегическому планированию является подход, называемый матрицей бизнес-стратегии (business strategy matrix). Данный подход был разработан и успешно использовался Бостонской консалтинговой фирмой (Boston Consulting Group) и основан на представлении фирмы как пучка или портфеля активов, сгруппированных в стратегические узлы. Важным элементом этого подхода является доля контролируемого фирмой рынка и скорость ее роста. Проекты при этом делятся на группы: "звезды", "дойные коровы", "сомнительные" и "дворняги". Для российских предприятий подобный подход становится все более целесообразным, но пока преобладают традиционные методы планирования, которые при ответственном подходе все еще обеспечивают эффективность.
Итак, разработка системы инвестиционных планов начинается с формирования инвестиционной стратегии, которая основывается на альтернативных вариантах принимаемых инвестиционных решений. Базой для ее формирования является стратегия экономического развития предприятия, с которой инвестиционная стратегия должна согласовываться по целям и этапам реализации. Разработка инвестиционной стратегии предприятия состоит из четырех этапов.
Этап 1. Определение периода времени, на который разрабатывается инвестиционная стратегия. При определении временного периода учитываются различные экономические тенденции, в том числе тенденции развития экономики страны, региона, где находится предприятие, и инвестиционного рынка, с которым намерено работать предприятие. В условиях становления рыночных отношений период, на который разрабатывается инвестиционная стратегия, не может быть слишком длительным и в среднем составляет 3–5 лет (в условиях стабильного развития экономики страны инвестиционная стратегия может разрабатываться на период 10–15 лет). Отправными моментами являются:
– продолжительность периода, на который разработана экономическая стратегия предприятия;
– размер предприятия (на крупных предприятиях инвестиционная деятельность прогнозируется на более длительный период);
– отношение предприятия к той или иной отрасли народного хозяйства.
Этап 2. Разработка стратегических целей инвестиционной деятельности. Основой является система целей стратегии экономического развития предприятия, анализ и прогнозирование инвестиционного рынка. Анализ и прогнозирование развития инвестиционного рынка включают несколько этапов:
– исследование частей инвестиционного рынка (недвижимого имущества, ценных бумаг, интеллектуальной собственности);
– анализ привлекательности рынков с позиций размещения (привлечения) капитала;
– оценка конкурентоспособности предприятия в выборе инвесторов;
– сегментация рынков;
– оценка возможных стратегий для формирования портфеля инвестиций.
Этап 3. Определение наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности. Стратегические цели инвестиционной деятельности увязываются со стадиями жизненного цикла, планами по инновациям и целями хозяйственной деятельности предприятия, изменениями отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ.
Определение наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется с учетом разработанных стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия в отраслевом и региональном разрезах, особенностей формирования инвестиционных ресурсов, стратегий формирования портфеля инвестиций.
Этап 4. Разработка реализации стратегии по плановым периодам. Конкретизация инвестиционной стратегии по периодам ее реализации предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. Учитываются также стратегия экономического развития предприятия, прогнозируемые изменения конъюнктуры инвестиционного рынка, возможности одновременной реализации отдельных направлений инвестирования, наличие необходимых инвестиционных ресурсов.
Разработка текущего планирования состоит из нескольких этапов:
– формирование инвестиционного портфеля и его оптимизация. Инвестиционный портфель предприятия представляет собой набор проектов и программ, принятых к реализации в соответствии с инвестиционными планами, совокупные инвестиционные качества которых существенно выше, чем каждого проекта по отдельности, и возможны только тогда, когда они рассматриваются в комплексе. Процесс формирования портфеля инвестиционных проектов предусматривает формирование портфеля реальных инвестиций и портфеля ценных бумаг;
– разработка раздела "Инвестиционный план" в составе плана предприятия на очередной период;
– планирование и управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ в составе инвестиционного портфеля;
– контроль за выполнением инвестиционных планов.
Итак, одной из наиболее сложных стратегических задач управления предприятием является планирование инвестиций. Процесс принятия инвестиционных решений является неотъемлемой частью стратегического планирования, которое должно обеспечить согласование долгосрочных целей предприятия и использование ресурсов, направляемых на достижение целей. В процессе планирования инвестиций важно учитывать все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная с наличия производственных мощностей, материальных ресурсов окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития рынка и заканчивая стратегией развития компании.