Стратегический выбор и его влияние на бизнес-процессы
После проведения стратегического анализа необходимо сделать выбор стратегических характеристик и зафиксировать их. Для облегчения процедуры выбора лучше всего ответить на следующие ключевые вопросы:
Видение стратегической перспективы: чем организация стремится "стать"?
Миссия: что стремится "делать" организация в бизнесе?
Задачи: что собирается совершить организация?
Стратегическое устремление (вектор стратегии): как мы намерены достичь целей и показателей?
Цели: каких результатов собирается достичь организация?
Стратегия реализации: какие методы или подходы используются для решения задач и достижения целевых производственных показателей?
Эти вопросы требуют максимально актуализированных ответов.
Выбор конкретных стратегий определяется спецификой конкретного предприятия, в частности, состоянием и динамикой внешней и внутренней среды, целями и ожиданиями руководства и собственников.
В настоящее время известны многочисленные подходы к определению стратегий предприятия, которые призваны облегчить выбор.
Например, в стратегическом планировании используются модели, разработанные М. Портером и И. Ансоффом.
М. Портер разделял три стратегии, которым компания может следовать: лидерство по издержкам, дифференциация и фокусирование (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Три основные стратегии (М. Портер)
1. Лидерство по издержкам – продукты схожи, предприятие пытается снизить цену.
2. Стратегия дифференциации – какому-то из качеств продукта (упаковка, габариты, послепродажное обслуживание, экологичность и т.п.) необходимо отличие (разумеется, в лучшую сторону) от продуктов конкурентов. В рамках этой конкурентной стратегии продукт ориентирован на всех потребителей.
3. Стратегия концентрации – ориентация на изолированные сегменты рынка (на удовлетворение специфической потребности).
Может использоваться и матрица "продукт – рынок", предложенная И. Ансоффом (рис. 3.8).
При этом стратегический выбор должен анализироваться с позиции бизнес-процессов. В табл. 3.4 приводятся примеры влияния стратегического выбора на процессы.
Рис. 3.8. Альтернативные направления развития. Матрица "продукт – рынок"
Таблица 3.4
Влияние стратегического выбора на бизнес-процессы
Бизнес-процессы |
Совершенство функционирования |
Доверительные отношения с клиентом |
Ведущее положение продукта |
Основные процессы |
Исполнение заказов. Инжиниринг процессов |
Приобретения. Доставка. Маркетинговые коммуникации |
Разработка продукта. Технические услуги. Маркетинговый менеджмент |
Организация и квалификационные требования |
Централизованное принятие решений. Партнерство в цепочке поставщиков |
Общее доверие между персоналом продаж и работниками вспомогательных служб (бэк-офиса). Расширяющиеся возможности партнерских отношений |
Высокий уровень инноваций (патенты) и разработки продуктов. Исследования и знания на местном уровне |
Основные переменные процессов |
Низкие затраты. Короткий подготовительный срок |
Гибкость. Делегирование полномочий сотрудникам |
Гибкость. Продукт |
Системы управления |
Взаимоотношения с основными клиентами. Оптимизация затрат. Раздельный учет затрат по типам деятельности. Затраты в реальном времени |
Мониторинг показателей, определяющих ценности продукта (услуги) с точки зрения клиента (например, затраты на протяжении жизненного цикла продукта). Удовлетворенность клиента, совместный менеджмент |
Ориентация на рост продаж и рентабельность. Особые схемы целевых нормативов |