Стратегический менеджмент и учет
Стратегический управленческий учет – это молодая развивающая область управленческого учета с противоречивыми подходами и определениями ученых, но перспективная в силу того, что стратегические решения играют важнейшую роль в жизнедеятельности организации. Стратегические – это основополагающие решения, имеющие особое значение для развития организации, направленные на ее перспективные цели, сопряженные со значительной неопределенностью из-за влияния неконтролируемой внешней среды. Они требуют особой ответственности, так как связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для организации. Очевидно, что для них необходимо специальное информационное обеспечение. Отставание управленческого учета от основного потребителя – менеджмента, для которого, собственно, он и существует, привело к развитию стратегического направления в управленческом учете.
Стратегический управленческий учет – это система, организованная таким образом, чтобы было возможно формировать информацию, в которой менеджмент нуждается для осуществления долгосрочных стратегических решений. Институт профессиональных бухгалтеров по управленческому учету Великобритании (CIMA) в определении стратегического управленческого учета делает акцент на факторах внешних для компании[1]. Таким образом происходит расширение объектов управленческого учета, так как необходимо проводить анализ информации о рынках сбыта предприятия, о затратах конкурентов, изучение структуры затрат и мониторинга стратегии фирмы и ее конкурентов на этих рынках. Стратегический управленческий учет должен облегчать формулировку стратегических целей предприятия, способствовать достижению намеченной стратегии, анализу конкретных преимуществ, мониторингу стратегии. Такой учет показывает, как организация наилучшим образом может комбинировать свои мощности с возможностями занятого ею рынка. Учетная система может обеспечивать потребности стратегического менеджмента в обратной связи для согласования достигнутых результатов и стратегических целей; предоставлять информацию относительно долгосрочных последствий различных направлений деятельности.
Период активного развития концепций и инструментов стратегического управленческого учета – 80-е гг. XX в.; место появления страны Запада и Япония. Появление новых по структуре и качеству информационных запросов менеджмента было связано в этот период с усилением рисков хозяйствования из-за существенного повышения неопределенности конкурентной среды. Повышение динамичности бизнеса вынуждало собственников и менеджеров предприятий постоянно совершенствовать методы управления. В последние десятилетия XX в. развернулась широкая дискуссия о несовершенстве управленческого учета. Т. Джонсон и Р. Каплан, критикуя современное состояние управленческого учета, отмечали, что он перестал соответствовать своему названию, полностью фокусируется на внутренних делах компании, уделяет недостаточное внимание внешним условиям и не формирует пакеты информации для высшего звена управления организацией, необходимой в современной конкурентной бизнес-среде. Они писали, что в период быстроменяющихся технологий, острой конкуренции и грандиозно выросших возможностей обработки информации, бухгалтерские системы не в состоянии своевременно предоставить менеджерам необходимую информацию для управления процессами, определения себестоимости продукции и оценки результатов деятельности[2].
Еще одной причиной развития стратегического управленческого учета стало изменение основной цели бизнеса для ряда компаний. Большинство предприятий ориентируются в своей деятельности на традиционную цель – извлечение максимальной прибыли. Однако все больше примеров хозяйствующих субъектов, которые в качестве приоритетной цели предпринимательской деятельности видят наращивание стоимости бизнеса. Это явление также повлияло на изменение механизма оценки реализации стратегии развития предприятия и привело к возникновению идей и методов в управленческом учете. Наиболее ярким представителем является "Система сбалансированных показателей".
Таким образом, причины развития стратегического управленческого учета заключались в усиление конкуренции, росте неопределенности бизнес-среды и степени рисков хозяйствования, появлении новой стратегической цели развития для ряда предприятий – наращивание стоимости бизнеса, необходимости обеспечения адекватной информацией новейших теорий управления.