Стратегические вопросы взаимоотношений с поставщиками
1. С какими поставщиками нужно сотрудничать в будущем (т.е. какая должна быть стратегия формирования базы поставщиков)?
2. Как нужно сотрудничать с поставщиками в будущем (т.е. как выстраивать отношения с поставщиками)?
Типовыми целевыми стратегическими показателями формирования базы поставщиков являются (рис. 5.18):
o количество поставщиков (на переднем плане стоит оптимизация, т.е. увеличение или уменьшение количества поставщиков);
o состав поставщиков (целью является выбор такой комбинации поставщиков, которая соответствовала бы будущим требованиям, предъявляемым к поставщикам в области технологической и производственной компетенции);
o типы отношений (в "портфеле (базе) поставщиков" должны присутствовать оба типа отношений: построенные по принципу экономической целесообразности и партнерские);
o региональное распределение поставщиков (база поставщиков может быть составлена в соответствии с долями присутствия в ней международных поставщиков и их региональных подразделений);
o риски, связанные с поставщиками (каждое отношение с поставщиком содержит в себе риск, что поставщик не произведет требуемые поставки);
Рис. 5.18. Стратегии оценки и выбора поставщика
o доля поставщиков, имеющих сертификацию по нормам ISO 9000.
Рекомендации по стратегическому управлению взаимоотношениями с поставщиками:
o разделение на две части: стратегии по созданию базы поставщиков и по организации отношений с отдельными поставщиками следует отделять друг от друга;
o фокусирование на ключевых поставщиках: следует создать индивидуальную стратегию работы с наиболее важными поставщиками;
o согласование: если интересы всех внутрифирменных производственных потребителей будут учтены при составлении стратегии, то очень высока доля успеха от реализации стратегии;
o использование информации: желаемые результаты от реализации стратегии работы с поставщиками проявляются только тогда, когда при ее составлении была использована вся имеющаяся информация;
o изложение стратегии в письменном виде: стратегия, изложенная в письменном виде, облегчает коммуникацию;
o коммуникация: стратегию можно реализовать только в том случае, если все лица, участвующие в управлении поставщиками, а также те, кого это управление может коснуться, знакомы со стратегией;
o восприятие изменений: изменения, происходящие на рынках снабжения, у поставщиков и их клиентов, изменения в "портфеле снабжения" требуют периодической переработки стратегии работы с поставщиками;
o постоянное использование предоставляющихся возможностей;
o текущий контроль исходных данных: предприятия обязательно должны постоянно убеждаться в правильности данных о ситуации на своем предприятии и у поставщиков;
o текущий контроль реализации стратегии управления взаимоотношениями с поставщиками.
Функциональные приоритеты аудита поставщиков: товарные группы; поставщики; степень полноты аудита, его периодичность и его субъект.
Цели направления воздействий на поставщиков определяются на основе анализа расхождений между требованиями к поставщикам и эффективности их поставок.
В зависимости от степени такого расхождения возможны следующие альтернативы: смена поставщика; воздействие на существующего поставщика; начало работ с потенциальным поставщиком; приобретение предприятия-поставщика (инсорсинг).
Выбор альтернативы зависит от товара или товарной группы, которые предприятие получает от поставщика. Если речь идет о стандартных, некритических материалах, то смена поставщика связана с незначительными затратами и может представлять собой предпочтительную стратегию. Смена поставщика в условиях взаимозависимости, наличия долговременных деловых отношений или реализации комплексных стратегий снабжения, наоборот, связана с высокими затратами. Воздействие на поставщика может быть активным (стимулирование поставщика, т.е. оказание логистической и иной поддержки, консультирование по стратегическим вопросам и т.п. и партнерство) и пассивное (культивирование конкуренции между поставщиками однотипных материалов и т.п.). Инсорсинг связан с инновационными технологиями, которые могут обеспечить получателю существенные конкурентные преимущества.
Процесс стимулирования поставщиков включает следующие этапы:
1) принятие решения о необходимости такого шага;
2) идентификацию критических товарных групп;
3) идентификацию критических поставщиков;
4) согласование стратегий по работе с поставщиками;
5) создание команды;
6) идентификацию ключевых вопросов по повышению эффективности деятельности поставщика;
7) разработку проекта по их разрешению, его реализацию и контроллинг.
Организация отношений с поставщиками происходит в три этапа:
o оптимизация базы поставщиков (все поставщики подвергаются тщательному анализу: определяется оптимальное количество поставщиков, которое достигается за счет отказа от работы с одними и привлечения к сотрудничеству других поставщиков);
o развитие производственного спектра (новых видов услуг) у поставщиков (определяется уровень квалификации поставщиков);
o интеграция поставщиков (отобранные поставщики интегрируются в процессы разработки новых продуктов и в логистические процессы) (табл. 5.7).
Таблица 5.7. Стратегия работы с поставщиками
Стратегия работы с поставщиками |
Характеристики активностей |
Стратегия прогресса (повышение объемов поставок) |
Новые продукты. Имитационный инжиниринг. Внедрение новых технологий. Долгосрочные договоры. Стратегический поставщик. Проекты по снижению цены в течение срока действия договора. Поставщик будущего. Собственное производство не планируется |
Стратегия укрепления (выбора) |
Поставщик хорошо зарекомендовал себя. Постоянство объема закупок. Проекты по рационализации работ. Возможность привлечения альтернативных поставщиков. Анализ потенциала при смене поставщика. Возможность планирования собственного производства |
Стратегия ухода (снижение объемов поставок) |
Новые проекты с этим поставщиком не планируются. Отсутствие запросов на поставку. Поддержка существующего уровня цен. Замена поставок данного поставщика собственным производством. Работа с альтернативными поставщиками. Обеспечение запасными частями для товаров, поставленных данным поставщиком |
Тактика действующих и потенциальных поставщиков с учетом ситуации закупки отличается (табл. 5.8). Потенциальный поставщик в своем стремлении к сотрудничеству в первое время готов идти на выполнение целого ряда особых условий поставки, призванных удовлетворить индивидуальные потребности потенциального покупателя. Действующий поставщик стремится придерживаться выработанных условий поставки. Покупатель, в свою очередь, в поисках нужного товара обращается сначала к привычным для него поставщикам. Затем он последовательно отказывается от каждого до тех пор, пока не находит того, кто, по его мнению, в состоянии удовлетворить его желания с учетом определенных границ риска.
Таблица 5.8. Тактика постоянных и потенциальных поставщиков с учетом ситуации закупки
Тактика |
Повторная закупка без изменений |
Повторная закупка С изменениями |
Тактика постоянного поставщика |
1. Побуждение к автоматическому возобновлению закупок. 2. Стремление к увеличению своей доли рынка (вглубь) |
1. Побуждение к переходу от эпизодических закупок к постоянным. 2. Стремление к увеличению своей доли рынка (вширь) |
Тактика потенциального поставщика |
1. Убеждение клиента в необходимости изменить систему закупок |
1. Поддержка потребителя в его стремлении изменить систему закупок. 2. Попытка войти в число иных поставщиков |
Изменение тактики поставщиков сегодня происходит под влиянием осознания ими необходимости проведения политики ориентации на покупателя как на клиента. Эта политика способствует интенсификации благожелательности клиента по отношению к закупкам и повышает вероятность осуществления им повторных закупок.