Лекция V. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ

В результате изучения главы 17 студент должен:

знать

• цели и научные основы стратегического развития отрасли;

• основные направления развития торговли согласно Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и период до 2020 года;

• составляющие элементы потенциала развития торговой отрасли;

• направления инновационного развития в отрасли;

уметь

• определять стратегические цели развития для торгового предприятия, торговой отрасли, выявить способы их достижения;

• определять направления использования инновационных ресурсов в торговле;

владеть

• инструментарием разработки мероприятий по достижению целей развития отрасли;

• способами выявления и повышения эффективности использования ресурсов в отрасли.

Направления развития торговой отрасли и ее задачи на современном этапе

Высокая степень значимости торговой отрасли в экономике государства определяет задачи се развития в перспективе. Для достижения максимального эффекта функционирования торговой отрасли и выработки единой политики в сфере регулирования развития торговли в регионах была разработана Стратегия развития торговли. Стратегической целью развития торговой деятельности в соответствии с этим документом является максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики России. Торговля обслуживает предприятия всех отраслей хозяйства России, поэтому она учитывает положения утвержденных стратегий развития отраслей российской промышленности и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Развитие торговой отрасли сдерживают и препятствующие достижению поставленных перед отраслью целей низкая обеспеченность современными торговыми площадями, недостаточная доля в обороте торговых предприятий современных форматов, низкая степень консолидации рынка, очень низкая доля дистанционной торговли в товарообороте. Для решения этих проблем и обеспечения условий дальнейшего развития отрасли необходимо:

• повышать эффективность регулирования внутренней торговли;

• развивать инфраструктуру торговли;

• стимулировать развитие торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;

• снижать кадровый дефицит в торговле, повышать уровень профессиональной подготовки;

• обеспечивать условия для развития конкуренции;

• поддерживать развитие малого и среднего бизнеса;

• стимулировать развитие дистанционной торговли;

• совершенствовать традиционные форматы торговли.

Перспективы технического, социального и экономического развития отрасли определяются возможностью решения указанных задач и достижения поставленных целей.

Техническое развитие отрасли связано с совершенствованием материально-технической базы предприятий отрасли, обновлением парка технических и транспортных средств, внедрением новой техники и технологий. Это входит в круг задач, связанных с развитием инфраструктуры отрасли, стимулированием развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах, развитием дистанционной торговли и совершенствованием традиционных форматов торговли.

Социальное направление развития отрасли позволяет решать следующие проблемы: обеспечивать услугами торговли удаленные населенные пункты (географическая доступность услуг торговли), обеспечивать наличие широкого ассортимента товаров высокого качества, повышать качество оказываемых услуг в целях экономии времени покупателей. Решению этих проблем будет способствовать развитие торговли в отдаленных населенных пунктах, повышение уровня профессиональной подготовки работников отрасли, формирование условий развития конкуренции.

Экономическое развитие отрасли требует:

• активизации конкуренции, увеличения числа малых и средних торговых предприятий, что возможно при условии применения мер поддержки предприятий малого и среднего бизнеса,

• роста рентабельности торговой деятельности и сокращения уровня издержек, что обеспечивается через совершенствование деятельности предприятий традиционных форматов и увеличение числа предприятий современных форматов.

Для выполнения поставленных задач в период 2013– 2020 гг. предполагается:

• в целях повышения эффективности регулирования торговой отрасли систематизировать и актуализовать нормативно-правовую базу с целью обеспечения единых правил правового регулирования торговой деятельности, внести необходимые изменения в нормативные правовые акты и исключить двойственное толкование отдельных положений нормативных правовых актов, исключить избыточное правовое регулирование в области торговой деятельности, использовать рыночные механизмы ценового регулирования, разграничить полномочия между региональными и федеральными органами государственной власти;

• совершенствовать инфраструктуру торговли по следующим направлениям: строительство инфраструктурных объектов за счет государства; использование механизмов государственно-частного партнерства; предоставление льгот, создание необходимых условий для привлечения частного капитала к развитию инфраструктуры;

• стимулировать развитие торговли в малых и отдаленных населенных пунктах, что предполагает использование мер по повышению привлекательности соответствующих территорий для розничных торговых предприятий (предоставление розничным компаниям земли на льготных условиях или бесплатно, предоставление льгот по налогу на имущество и другим региональным и местным налогам, передача части собранного налога на прибыль организациям розничной торговли; включение в условие тендера на получение доступа для розничной компании на привлекательный рынок обязательства открыть магазин на отдаленной и непривлекательной с экономической точки зрения территории и др.). В данном вопросе следует учитывать богатый зарубежный опыт (например, опыт США по развитию торговли на отдаленных территориях);

• обеспечение конкурентных условий и развитие конкуренции на потребительском рынке при действующем антимонопольном законодательстве и текущем качестве работы антимонопольных служб может быть достаточно эффективным, но актуальным остается вопрос определения доли рынка при определении доминирующего положения участника рынка;

• меры поддержки развития малого и среднего бизнеса помимо общих для всех регионов мер (внедрение системы "одного окна" с целью сокращения времени предпринимателей при оформлении разрешительных документов и т.п., финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (предоставление субсидий, поручительств и т.п.), имущественная поддержка (предоставление имущества в аренду, в лизинг), информационная поддержка малого и среднего предпринимательства (круглые столы, конференции, участие в СМИ), мероприятия по предотвращению коррупции и неэтичного поведения с целью снижения административных барьеров) могут включать меры регионального уровня (например, поддержка кооперации малого и среднего бизнеса, формирование сбытовых кооперативов малых и средних производителей и закупочных кооперативов малых и средних торговых предприятий);

• для снижения кадрового дефицита и повышения уровня профессиональной подготовки предполагается создавать государственно-частные партнерства между образовательными учреждениями и крупными розничными компаниями, формировать систему налоговых льгот розничным компаниям на сумму денежных средств, потраченных на образовательную деятельность, отменить систему двойного налогообложения, при котором средства жертвователей, поступившие в фонды и обложенные подоходным налогом, выдаются в форме грантов пузам и повторно облагаются подоходным налогом;

• для развития дистанционной торговли необходимо решать как технические задачи (развитие дистанционных технологий, развитие и повышение надежности и безопасности систем электронных платежей), так и задачи социально-правового характера (защита прав потребителей при осуществлении покупок через Интернет). Часть задач выходит за рамки компетенции торговой отрасли (рост благосостояния населения, распространение широкополосного доступа в Интернет, развитие службы курьерской и почтовой доставки товаров) и должна решаться на федеральном уровне;

• совершенствование традиционных форматов торговли может осуществляться только при участии органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Основными целями совершенствования традиционных форматов являются: более полное удовлетворение потребности в товарах за счет поставок товаров отечественного производства, сокращение зависимости экономики от поставок по импорту, усиление контроля за соблюдением и исполнением действующих нормативно-правовых актов, в том числе, регулирующих оборот специфических товаров (например, алкогольной продукции), расширение доступности и развитие традиционных форматов торговли в местностях, где развитие современных форматов экономически нецелесообразно.

Все перечисленные задачи и направления развития отрасли имеют одной из конечных целей эффективное использование ресурсов, как принадлежащих отрасли, так и поступающих из экономической системы. Далее будут рассмотрены резервы роста эффективности использования ресурсов отрасли.