Страховое законодательство и государственное регулирование страхового дела
Организация страхового дела в промышленно-развитых странах базируется на специальном страховом законодательстве, судебном прецеденте и страховых традициях. Необходимость государственного регулирования диктуется двумя факторами: защитой потребителя (т.е. страхователя) и проводимой правительством экономической политикой. В рамках решения первой проблемы государство (через свои органы или независимые организации) может контролировать ОГЛАВЛЕНИЕ договора страхования, размер взносов, порядок урегулирования спорных ситуаций. Особое внимание государственные органы уделяют долгосрочному страхованию, а также вопросам выполнения страховщиками своих обязательств. Помимо этого, государственные органы обычно регламентируют следующие стороны деятельности страховщиков:
1) лицензирование страховых операций и регистрацию страховых организаций, компаний, в том числе фирм, представляющих иностранный страховой капитал;
2) требования о финансовых гарантиях страховщиков по обеспечению страховых обязательств, в частности за счет создания резервов на покрытие убытков, и наличия резервов профессионально подготовленных кадров экспертов и специалистов;
3) порядок определения и расчета платежеспособности страховых организаций, наличия у них технических резервов и их размещение;
4) условия прекращения деятельности страховщиков, например в случае отзыва лицензии и банкротства;
5) порядок работы государственного страхового надзора, контролирующего деятельность страховщиков в стране;
6) проведение ежегодного аудита страховой, перестраховочной и финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, порядок утверждения и публикации их годовых балансов;
7) осуществление обязательных видов страхования;
8) положения об организационно-правовых формах страховых компаний, о страховых посредниках, об условиях страхования и страховых тарифах.
Для страхового рынка зарубежных стран характерна высокая доля страховых платежей (премий) в валовом национальном продукте (ВНП). Так, в США, Великобритании и Японии она составляет более 8%, в Швейцарии – 7,5%, в ФРГ и Нидерландах – около 6% ВНП.
Анализ состояния и тенденций развития страхового рынка США и стран ЕС позволяет отметить процессы активной концентрации страхового капитала и интернационализации страхового дела, причем процесс интернационализации особенно широко охватил европейский страховой рынок. Государства, входящие в Европейское Сообщество (ЕС), поэтапно устраняют различия в законодательстве своих стран, регулирующем страховую и финансовую деятельность страховых компаний, гарантии и льготы страхователей. В частности, директивами ЕС рекомендовано странам, входящим в Сообщество, создать национальные бюро автостраховщиков и применять согласованные нормы при возмещении убытков в связи с дорожно-транспортными происшествиями.
Большинство видов страхования проводится в добровольной форме. Обязательным во всех странах ЕС является страхование гражданской ответственности владельцев (водителей) автотранспортных средств, а в некоторых странах, например в Германии, – страхование экологических рисков. К другим видам обязательного страхования относят гражданскую ответственность нанимателей при строительстве зданий, профессиональную гражданскую ответственность в фармацевтике, ядерной энергетике и др.
Особое внимание во всех промышленно-развитых странах уделяется уровню платежеспособности и надежности страховых компаний, определяемому как превышение их активов над принятыми обязательствами. Порядок оценки и требования к уровню платежеспособности страховой компании устанавливаются отдельно по общим и долгосрочным видам страхования. В понятие надежности компании входит не только возможность выполнить взятые ею на себя обязательства, но и готовность их выполнить. Еще в 1987 г. ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию в) выдвинула такие критерии надежности компании, среди которых критерий личных качеств, добропорядочности собственников, директоров, андеррайтеров стоит на первом месте. Второе место занимает квалификация персонала, на четвертом месте – поведение компании на рынке в прошлом (т.е. опять-таки личностные и этические критерии). Технические резервы компании и т.п. находятся лишь на девятом месте, хотя это вовсе не означает, что их состоянию не уделяется самое пристальное внимание[1].
Развитое страховое законодательство – основа защиты интересов клиента (да и страховщика); важнейшую часть его составляет система аттестации страховщика надзорными органами (по принятой в России терминологии – лицензирования).
Страховые компании обязаны публиковать балансы. Налогообложение страховых компаний осуществляется на общих принципах взимания налогов с корпораций. При исчислении облагаемой налогом прибыли по страховым операциям из нее исключаются резервы на покрытие происшедших, но пока не оплаченных убытков, а также отчисления на образование некоторых других резервов[2].
Компания Hullberry Insurance Company со штаб-квартирой в Амстердаме предлагает гражданам страхование от необычных рисков, таких, например, как повышение цен на бензин или похищение инопланетянами. Фирма уже получила от органов надзора официальные разрешения на оказание своих экстравагантных услуг и в других странах, в частности в Германии. Там люди за 12 евро в год могут застраховаться от застревания в лифте или попадания в тюрьму.
Вот какие виды страхования предлагает компания Hullberry Insurance Company:
Повышение цен на бензин
Если цена на бензин возрастет более чем на 15%, то на следующие 1000 литров страховщик обязуется возместить дополнительные расходы. Стоимость: 19,95 евро в год.
Захлопнулась дверь
Вы выбежали из дома без ключей, а дверь захлопнулась. Страховщик обязательно заплатит вам вплоть до 100 евро в зависимости от времени дня и недели, в который произошел этот неприятный случай. Стоимость: от 18 евро в год.
Застрял лифт
Если вы застряли в лифте, компания Hullberry компенсирует вам потерянное время, заплатив 75 евро. Стоимость: от 12 до 28 евро в год.
Неудача в лотерее
Тот, кто за год не менее 52 раз сыграл в лотерею и ни разу ничего не выиграл, получит от страховщика 2500 евро. Шансы на страховой случай составляют 1:4900, что совсем неплохо, учитывая, что шансы выиграть главный приз в лотерее из шести цифр составляют 1:14 млн. Стоимость: от 12 до 28 евро в год.
Сухой закон
Если в стране будет введен сухой закон, то застраховавшийся получит в качестве утешения 500 евро. Стоимость: от 12 до 28 евро в год.
Похищение инопланетянами
"Страховая премия выплачивается в случае, если подписанта против его воли похитят с Земли инопланетяне", – говорится в договоре страхования. В этом случае пострадавшему присудят 5000 евро. Однако нужно будет предъявить справки от врачей и авиакосмических органов. Стоимость: от 12 до 28 евро в год[3].
Без вины в тюрьме
Тот, кто боится незаслуженно оказаться за решеткой, может заключить с компанией договор страхования и в случае, если это произойдет, получить компенсацию в размере 500 евро. Стоимость: от 12 до 28 евро в год.
Сказали "нет" у алтаря
Конечно, для человека, с которым так жестоко обошлись, 100 евро – слабое утешение. Однако если вы не уверены в своем партнере, то лучше не рисковать. Стоимость: от 12 до 28 евро в год.
Скрытая камера
Компания предлагает подарить себе или своим друзьям страховой полис, который защитит его владельца от заснятия на скрытую камеру. Если это произойдет, то пострадавший может получить вплоть до 1000 евро. Стоимость: от 12 до 28 евро в год.
Чужой ребенок
Кто мать – известно достоверно. Вопрос в том, кто отец. Мужчины, которые не доверяют своей партнерше, могут застраховаться от данного риска. В случае появления "рогов" они получат 500 евро. Стоимость: от 12 до 28 евро в год.
В США законодательное регулирование страхования отнесено к компетенции штатов, а законодательные нормы, например по обязательному страхованию, действующие на всей территории страны, весьма ограничены и носят в основном рекомендательный характер. Общие нормы страхования в США и в Великобритании определяются главным образом из судебных прецедентов и страховых традиций.
В законодательных актах Великобритании, Германии, Италии, Франции и других странах ЕС, регламентирующих страховую деятельность, еще имеются некоторые различия, но в соответствии с директивами совета ЕС, они обязаны адаптировать национальное законодательство к общим положениям регулирования единого страхового рынка Европейского Союза. В частности, это относится к страхованию гражданской ответственности владельцев (водителей) автотранспортных средств.