Страховое покрытие
Страхование грузов регламентируется национальным и международным законодательством, а также в нем широко используются оговорки, выработанные длительной практикой осуществления данного вида страхования. Первоначально условия страхового покрытия были разработаны в Англии в XVIII в. и применяются в настоящее время без принципиальных изменений (табл. 8.11).
Исключения из состава страхового покрытия
Рассмотренные типовые оговорки имеют общие исключения из состава страхового покрытия. В частности, исключаются гибель или повреждения груза, а также расходы, произошедшие вследствие:
1) прямого или косвенного воздействия радиации или радиоактивного вещества или применения любого оружия, основанного на использовании атомного или ядерного деления и (или) синтеза и других подобных реакций;
2) войны, гражданской войны, революции, восстания, мятежа или возникших в их результате гражданских беспорядков или любых враждебных актов воюющей стороны или направленных против нее;
3) воздействия блуждающих мин, торпед, бомб или других брошенных орудий войны, воздействие которых на объект страхования носит случайный характер;
4) действий забастовщиков, рабочих, участвующих в локауте, или лиц, участвующих в рабочих беспорядках, бунтах или гражданских волнениях;
Таблица 8.11. Стандартные условия страхового покрытия в страховании грузов
Оговорка "А": "С ответственностью за все риски" |
Гибель или повреждение всего или части груза по любой причине, кроме случаев, оговоренных как исключения из состава покрытия. Убытки, расходы и взносы по общей аварии. Расходы по спасению, распределенные или назначенные в соответствии с договором перевозки и (или) действующими законами и практикой, произведенные во избежание или в связи с избежанием гибели по любой причине, кроме случаев, оговоренных как исключения из состава покрытия |
Оговорка "В": "С ответственностью за частную аварию" |
Гибель или повреждение всего или части груза в результате: - огня, взрыва, землетрясения, извержения вулкана, удара молнии; - крушения, опрокидывания, столкновения перевозочного средства с другим перевозочным средством или неподвижным предметом (кроме контакта с водой); - посадки судна на мель, выбрасывания его на берег, затопления или опрокидывания, повреждения льдом; - проникновения забортной воды в перевозочное средство, контейнер с грузом или место хранения, смывания груза за борт; - пропажи перевозочного средства (судна, самолета) без вести; - провала мостов и складских помещений; - несчастных случаев при погрузке, разгрузке, выгрузке, приеме судном топлива. Кроме того: - убытки, расходы и взносы по общей аварии; - расходы по спасению, распределенные или назначенные в соответствии с договором перевозки и (или) действующими законами и практикой, произведенные во избежание или в связи с избежанием гибели по любой причине, кроме случаев, оговоренных как исключения из состава покрытия |
Оговорка "С": "Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения" |
Гибель или повреждение всего или части груза в результате: - огня, взрыва; - крушения, опрокидывания, столкновения перевозочного средства с другим перевозочным средством или неподвижным предметом; - посадки судна на мель, выброса на берег, затопления или опрокидывания, повреждения льдом; - убытки, расходы и взносы по общей аварии. Кроме того: - расходы по спасению, распределенные или назначенные в соответствии с договором перевозки и (или) действующими законами и практикой, произведенные во избежание или в связи с избежанием гибели по любой причине, кроме случаев, оговоренных как исключения из состава покрытия; - в случае полной гибели груза также может возмещаться ущерб, нанесенный прочими рисками, перечисленными в оговорке "В" |
5) злого умысла или грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя или их представителей, если таковые определены в результате расследования по страховому случаю соответствующими компетентными органами, а также нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения груза;
6) огня или взрыва, произошедших вследствие погрузки взрывоопасных и самовозгорающихся веществ и предметов (не являющихся грузом по договору страхования), произведенной с ведома страхователя или выгодоприобретателя, но без ведома страховщика;
7) нормативной утечки, обычной потери веса или объема, естественного износа груза;
8) недостаточной или непригодной упаковки (включая укладку груза в контейнер, произведенную страхователем) или подготовки груза; повреждения упаковки при сохранности груза, если не требуется переупаковка;
9) недостачи груза при целостности наружной упаковки и целостности пломб грузоотправителя;
10) внутренних свойств или дефектов груза, включая окисление, ржавление, усушку и т.п.;
11) повреждения груза червями, грызунами, насекомыми;
12) задержки доставки, даже если задержка вызвана риском, входящим в состав страхового покрытия (исключая расходы по общей аварии и спасанию, распределенные или назначенные в соответствии с договором перевозки и (или) действующими законами и практикой, произведенные во избежание или в связи с избежанием гибели груза по любой причине);
13) неплатежеспособности или невыполнения финансовых обязательств владельцами, управляющими, фрахтователями или операторами транспортного средства;
14) немореходности судна или баржи, непригодности перевозочного средства, транспортировочного контейнера или подъемника для безопасной перевозки груза;
15) наличия интереса страхователя или его служащих в немореходности или непригодности перевозочных средств во время погрузки груза;
16) нарушения подразумеваемых гарантий мореходности судна и пригодности судна для перевозки груза к месту назначения, за исключением случая, когда страхователю или его служащим не было известно о такой немореходности или непригодности;
17) захвата, конфискации, ареста, запрета или задержания (исключая пиратство) и их последствий или любых попыток таких действий;
18) действий террористов или любых других лиц, действующих по политическим мотивам.
Риск кражи, грабежа, гибели или повреждения груза в результате противоправных действий третьих лиц является исключением по оговоркам "В" и "С". Кроме типовых, существуют специальные оговорки, в частности по дополнительным соглашениям может предоставляться покрытие рисков п. 1-4, риски п. 5-8 могут быть включены в состав страхового покрытия при установлении дополнительной согласованной сторонами франшизы. В практике грузоперевозок встречаются случаи отклонения судна или иного транспортного средства от указанного в страховых документах пути следования, но с намерением вернуться к прежнему курсу (девиация). Согласно установившимся нормам делового оборота (если в договоре не предусмотрено иное) факт девиации освобождает страховщика от ответственности с момента начала девиации до момента возвращения на маршрут, указанный в страховых документах.
По просьбе страхователя в объем ответственности стандартных условий страхования допускается включение дополнительного "рефрижераторного риска" как наиболее часто встречающегося в практике перевозки. Рефрижераторный риск определяется как порча груза в рефрижераторе в результате выхода из строя холодильной установки во время перевозки, произошедшая по любой причине, за исключением недобросовестного исполнения своих обязанностей водителем (механиком) рефрижератора. Ущерб, связанный с размораживанием груза, может быть возмещен страховщиком только в том случае, если неисправность рефрижераторной установки вызвана ДТП или противоправным действием со стороны третьих лиц в период перевозки. Возмещение проводится по фактическому ущербу.
По всем существующим внутренним законодательным актам и международным транспортным конвенциям материальную ответственность перед владельцем груза за причинение вреда грузу во время транспортировки, перевалки, хранения несут перевозчики, экспедиторы, хранители. Но перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что гибель, повреждение или утрата груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В целях унификации толкования условий торговых контрактов при экспортно-импортных перевозках Международная торговая палата еще в 1936 г. опубликовала свод международных правил для точного определения торговых терминов, известные как правила, или условия, ИНКОТЕРМС, действующие в настоящее время в редакции 2000 г. Условия страхования грузов в настоящее время также базируются на условиях поставок, содержащихся в ИНКОТЕРМС. Данные правила оговаривают момент перехода риска от продавца к покупателю и разделение издержек между ними (табл. 8.12). На этой основе определяется страховой интерес и соответственно основные условия договора страхования грузов.
Использование ИНКОТЕРМС-2000 зависит от согласия участников контракта. Если условия сделки совпадают с условиями ИНКОТЕРМС, предпочтение отдается положениям, зафиксированным в контракте.