Страховка страхователей
Кризис 2008 г. изменил вектор развития российского страхования. Падение взносов в течение 2009 г. (рынок без учета обязательного медицинского страхования сократился на 7,5%, упав до 513,6 млрд руб. страховой премии) только подчеркивает качественные изменения, которые переживает сейчас российское страхование.
Прежние лидеры роста страхового рынка — розница и страхование, связанное с кредитованием, — закономерно превратились в лидеров падения. Кризис наглядно показал, что высокие темпы розничных продаж достигались искусственно через демпинг, запредельные комиссии страховым посредникам и навязывание приобретения страхового полиса при получении кредитов. В результате автострахование (включая корпоративное) в 2009 г. упало на 18%, а рынок розничного страхования в целом сократился на 13,8%.
Страховщики, определившие своим приоритетом рост портфеля и захват доли рынка, испытывают трудности, которые легко предсказывачись специалистами и до кризиса. Компании с большим удельным весом в портфеле автострахования столкнулись со значительными кассовыми разрывами: поступления сократились, а от стремительно росших в прошлом портфелей начали столь же стремительно увеличиваться убытки. По словам генерального директора компании "АльфаСтрахование" Владимира Скворцова, "сегодня стратегия по наращиванию портфеля за счет предложения низких тарифов только с целью увеличения сборов не работает. В ближайшее время всплеска продаж страховых услуг не предвидится, в то время как выплаты продолжают расти. Это серьезное испытание для отрасли, и не все участники рынка смогли с ним справиться. Многие мелкие и средние игроки уже ушли с рынка, значительное число компаний находится практически в предбанкротном состоянии, в ближайшем будущем они будут не в состоянии обеспечить клиентам выплаты по страховым случаям".
Ханнсс Чопра, генеральный директор CK РОСНО — глава Allianz Евразия, так оценивал ситуацию: "Самый большой вопрос, который поднял кризис — и на который далеко не все компании пока смогли дать полный ответ, — это устойчивость бизнес-моделей. Очевидно, что значительный входящий поток средств сейчас практически прекратился в связи со стагнацией и сокращением страхового рынка. Бизнес-модели многих компаний при этом по-прежнему основываются на том, что входящий поток средств больше по объему, чем исходящий. Мы уже видели, как отзываются лицензии и компании объявляются банкротами, и эта тенденция сохранится. Некоторые игроки идут на сокращение персонала и повышение эффективности, но таких немного. И еще один вариант решения — еще большая гибкость тарифов и снижение премии, что опять же рассчитано на ситуацию, когда входящий поток средств больше исходящего. Несмотря па всю опасность такого подхода некоторые игроки, среди которых есть и лидеры страхового рынка, выбрали именно его. А ведь опасен он тем, что его негативные последствия проявляются не сразу, а только спустя какое-то время".
Стратегия на быстрый захват доли рынка не оправдалась — в результате демпинговые фавориты теряют репутацию и клиентов. В то же время рыночная доля компаний, имеющих наивысший рейтинг надежности, выросла с 50,7% в 2008 г. до 54,9% в 2009 г.
Кризис вынужденно поменял целевые ориентиры страховых компаний, поставив во главу угла вопрос выживания, а значит, такие задачи, как снижение убыточности страхового портфеля, сокращение расходов на ведение дела, повышение рентабельности бизнеса. Впрочем, для многих компаний ключевым стал вопрос срочного поиска ликвидных средств для осуществления текущих страховых выплат.
Важнейшим позитивным следствием кризиса стало резкое снижение роли посредников — автосалонов, банков, брокеров. Посредники уже больше не в состоянии обеспечить страховщику быстрый рост объемных показателей. Более того, слишком многие посредники дискредитировали себя в результате недобросовестных действий и прямого присвоения собранных страховых взносов. В результате во взаимоотношениях страховщиков и посредников появилось осознание необходимости координации усилий, выработки общих принципов и стандартов работы. Исполнительный вице-президент "Группы Ренессанс Страхование" Наталья Карпова дала такую характеристику автомобильного рынка: "Снижение продаж новых авто существенно отразилось па сотрудничестве с дилерами. Если прежде они, обеспечивая большой поток клиентов, диктовали свои условия страховым компаниям, то в результате кризиса акценты сместились в пользу страховщиков. Из-за снижения продаж дилеры стали активнее работать в рамках сервисного обслуживания ранее проданных машин. А основными заказчиками на станциях технического обслуживания, как известно, являются крупные страховые компании. Это позволяет нам получать существенные скидки, а также обеспечивать клиентам высокий уровень сервиса и услуг".
Кризис заставил страховщиков переключить свое внимание с посредников на страхователей и их осознанные потребности в страховой защите. Компании стремятся разнообразить страховые продукты и предложить страхователю что-то новое. В целях обоснованного удешевления страховки наконец-то активизировалась франшиза. Тенденцией становится переход от стандартных страховых продуктов к более гибким, которые могут учитывать индивидуальные потребности клиентов.
Вопреки опасениям, не произошло катастрофического падения корпоративного сегмента рынка. В 2009 г. объем рынка корпоративного страхования сократился всего на 6,3%. Кризис существенно изменил поведение страхователей. Условно говоря, потенциальные страхователи разделились на две группы. С одной стороны, некоторые средние и небольшие предприятия отказались от страхования, но с другой — те же причины побудили остальные предприятия осознать свою финансовую уязвимость при наступлении крупных страховых случаев, что сохранило спрос на страхование. Ведь в условиях, когда доступ к заемным ресурсам затруднен и, соответственно, быстро привлечь средства на возмещение вреда и ликвидацию последствий аварии невозможно, возрастает актуальность использования страховых механизмов для поддержания финансовой стабильности бизнеса.
Александр Миллерман, руководитель рабочей группы страховой компании ВСК по взаимодействию со строительными саморегулируемыми организациями (СРО), генеральный директор АО "Гефест", к числу значимых событий 2009 г. относит "введение фактически обязательного страхования ответственности в строительной отрасли. Этот опыт очень полезен для многих других отраслей, где планируется ввести саморегулирование. Главный вывод: основные параметры страхования членов СРО должны быть все-таки прописаны законодательно, их нельзя отдавать на волю дикого рынка. Иначе мгновенно появляются фиктивные договоры страхования с заниженными лимитами, и идея страхования в отрасли дискредитируется на долгие годы. На рынке страхования членов строительных СРО ситуация развивается пока по достаточно позитивному сценарию".
Важные изменения произошли в прошлом году в деятельности Федеральной службы страхового надзора (ФССН). Если ранее Страхнадзор отзывал лицензии практически только у "схемных" компаний, то в прошлом году лицензии начали ограничиваться и отзываться из-за необоснованных задержек выплат, связанных с большим числом поступающих в надзор жалоб. Тем самым рынку был дан ясный сигнал о том, что недостаточно не заниматься "схемами", выполнять формальные нормативы и сдавать отчетность в срок, — необходимо выполнять свои обязательства перед страхователями.
По мнению первого заместителя генерального директора компании "Росгосстрах" Дмитрия Маркарова, произойдет усиление роли страхового надзора. "Я на это очень надеюсь. Мировая тенденция такова, что усиливается роль госрегулирования в целом. В нашей стране практика госрегулирования имеет очень хорошую историю. У нас еще не забыли, что такое сильно управлять любой отраслью. Прессинг государства будет усиливаться, но это пойдет только на пользу, потому что у нас будет меньше проблем, связанных с недобросовестным поведением компаний", — считает Дмитрий Маркаров.
Илья Соломатин, вице-президент ОСАО "Ингосстрах", считает, что "наиболее значимым законопроектом, широко обсуждаемым еще с начала кризиса и принятым в 2010 г., является закон об особенностях банкротства страховщиков. Принятый закон определяет порядок и условия банкротства страховых компаний, позволяет значительно ускорить во времени и детализировать механизм реагирования на ухудшение финансового состояния страховщиков, предполагает увеличение минимального уставного капитала страховых компаний. В результате должна произойти консолидация российского рынка, за оставшиеся до вступления в силу положения об увеличении уставного капитала полтора года российский страховой рынок могут покинуть до 200 страховых компаний".
В 2010 г. появились явные признаки постепенного изменения подхода государства к страховой отрасли и ее месту в российской финансовой системе. Страхование все больше начинает рассматриваться не как небольшой и малозначимый сегмент экономики, а как потенциально существенный элемент государственной экономической политики. Эта тенденция находит свое проявление в том, что с идеями введения новых масштабных обязательных видов страхования и реформы существующих начали выступать не только сами страховщики и отдельные депутаты, но и федеральные министры и руководители государства.
Страховщики ждут принятия законов об опасных производственных объектах, противопожарном страховании и страховании ответственности перевозчиков. Эти законопроекты должны увеличить уровень проникновения страхования в экономику, повысить страховую культуру граждан и в конечном счете стимулировать развитие всей страховой отрасли. Владимир Волков, генеральный директор ГСК "Югория", подчеркивает необходимость принятия закона об обязательном страховании ответственности перевозчика на всех видах транспорта: "В настоящее время не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Помимо этого, очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками, в том числе отсутствие у перевозчиков необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки. Страхование ответственности перевозчика станет эффективной заменой личному страхованию пассажиров".
Мария Размустова, директор департамента нормативно-правовых стандартов СК "Цюрих", отмечает, что "текущий год достаточно насыщен изменениями в законодательстве (только по результатам внесения изменений в Закон о банкротстве Минфин РФ готовит вслед 13 подзаконных актов). Одновременно с этим, в соответствии с новыми требованиями законопроектов, страховщики должны будут создавать органы внутреннего контроля, согласовывать назначение исполнительных органов, направлять в ФССН на согласование правила страхования. Будут изменены приказы Минфина о требованиях к активам, принимаемым в покрытие страховых резервов и собственных средств, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит постановление правительства, регулирующее вопросы соглашений между страховыми компаниями. Российский союз автостраховщиков (РСА) и ФАС решают вопрос о максимальном размере агентского вознаграждения по ОСЛГО. Все это надо как-то пережить, адаптироваться и понять результаты нововведений. Поэтому я считаю, что никаких иных изменений в 2010 г. пока вносить не нужно".