Страхование воздушных судов и ракетно-космической техники

Объектом страхования воздушных судов (авиакаско) являются имущественные интересы, связанные с потерей или повреждением застрахованного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе (космическом пространстве) или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиационного предприятия. Исключаются ущербы, которые непосредственно или косвенным образом связаны с военными событиями, актами террора, насилия или саботажа, забастовками, гражданскими волнениями, арестом, конфискацией и всеми другими видами изъятия по воле властей. Риски, связанные с террористическими действиями, могут быть застрахованы дополнительно.

На страхование авиакаско принимаются воздушные суда, имеющие свидетельство о государственной регистрации, сертификат (удостоверение), подтверждающие его летную годность или иные заменяющие их документы, а также документы, подтверждающие право собственности (или право оперативного управления) на воздушное судно. Принимаются на страхование и отдельные агрегаты воздушных судов, установленные на его борту и имеющие паспорт, формуляр и т.д.

Андеррайтинг воздушных судов по своим основным принципам схож с андеррайтингом морских судов, с отличиями, связанными с принципами действия и устройства этих судов.

Основное внимание уделяется пригодности судна к полету, на основании результатов всех плановых регламентных и ремонтных работ в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ в ред. от 07.06.2013 № 124-ФЗ), плану полета, подготовке и состоянию здоровья экипажа, обеспечению антитеррористической безопасности в аэропорту отправления.

Анализ последних авиационных катастроф позволяет предполагать, что в отдельных случаях документы о проведенных ремонтах и пригодности воздушного судна к эксплуатации могут фальсифицироваться, а российские летчики перерабатывают и по своему реальному физическому и психологическому состоянию не всегда могут быть допущены к полету. Поэтому документы о техническом состоянии судна и допуске экипажа к полету должны проверяться сюрвейерами с особой тщательностью на чартерных рейсах. На регулярных рейсах особое внимание надо обращать на проверку служб технической подготовки воздушных судов к полету и врачей, оформляющих допуск экипажа.

Средние тарифы по авиакаско составляют от 1 до 7% страховой суммы на год страхования (табл. 8.11) и зависят от типа воздушного судна, года выпуска и режима эксплуатации, маршрута, условий страхового покрытия и других факторов.

Таблица 8.11. Средние базовые страховые тарифы по авиакаско

Вид договора страхования

Тариф, % страховой суммы

С ответственностью за гибель и повреждения судна

1,9-6,3

С ответственностью только за полную гибель

0,6-0,7

С ответственностью только за повреждения

0,7-0,8

Тип воздушного судна особенно влияет на повышающий или понижающий коэффициент к базовому тарифу, так как по каждому типу судна существует определенная статистика убытков. Кроме того, на величину тарифа влияет число пассажирских и грузовых мест, квалификация летного состава, а также техническое обслуживание судна. Учитывается география полетов самолета, поскольку безопасность полета и условия технического обслуживания воздушного судна зависят от политической обстановки и уровня экономического развития страны, принимающей рейс. На величину тарифа влияют также показатели налета судна: тонно-километры, самолето-километры, пассажиро-километры. Дополнительно учитывается история страхователя: количество погибших самолетов за последние несколько лет и их стоимость.

Базовые тарифы являются основой для применения к ним повышающих и понижающих коэффициентов при рассмотрении обстоятельств, влияющих на степень риска. На практике оценку риска производят сюрвейеры, используя показатели безопасности полетов, принятые Международной организацией гражданской авиации (ИКАО, от англ. ICAOInternational Civil Aviation Organization).

Для защиты от рисков, связанных с техническим обслуживанием воздушных и космических судов, предлагается страхование строительно-монтажных рисков при их постройке и ремонте.

Ракетно-космические риски включают:

1) запуск космического аппарата и эксплуатацию его на орбите;

2) запуск ракетоносителей;

3) страхование экипажа (обязательно);

4) финансовые риски, связанные с запуском (потери из-за переноса сроков и т.п.) и эксплуатацией аппаратов, производством космической техники и пр.;

5) ответственность перед третьими лицами (ст. VII Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Москва, Лондон, Вашингтон);

6) риски, характерные для всех отраслей промышленности (страхование имущества предприятия, персонала).

Прогноз вероятности отказа при выведении космического аппарата ракетой-носителем с разгонным блоком может быть основан на обработке статистических данных по результатам пусков отечественных космических аппаратов на различных этапах создания и эксплуатации ракетно-космической техники с учетом следующих особенностей:

1) использование новых, модифицированных или заимствованных бортовых систем в ракете-носителе и разгонном блоке;

2) минимальный объем статистических данных о результатах летной эксплуатации бортовых систем и разгонного блока.

Наличие данных особенностей требует:

• учета результатов пусков отечественных средств выведения на различных этапах создания и эксплуатации;

• учета информации об отказах, имевших место в процессе летной эксплуатации отечественных средств выведения;

• максимально полного учета результатов натурных испытаний и эксплуатации заимствованных бортовых систем и аналогов модернизируемых и новых систем с применением специальных методов статистической обработки малых выборок;

• максимально полного использования результатов наземной экспериментальной отработки бортовых систем, разгонного блока и их основных элементов;

• учета факторов, влияющих на надежность бортовых систем, разгонного блока и уровень технического риска при выведении космического аппарата.

К таким факторам следует отнести:

1) уровень отработки бортовых систем и разгонного блока и их взаимодействия;

2) уровень технического состояния бортовых систем и разгонного блока на всех этапах контроля;

3) запасы работоспособности по определяющим параметрам и ресурсу;

4) резервирование и дублирование основных компонентов ракеты-носителя и разгонного блока;

5) эффективность мероприятий по устранению конструктивных и производственных отказов, имевших место в процессе наземной и летной экспериментальной отработки.

Базовые условия страхования покрывают этапы изготовления, монтажа, испытаний ракетно-космической техники на предприятии-изготовителе, ее транспортировки, хранения и предстартовой подготовки на космодроме до момента включения двигателей при запуске ракеты космического назначения. Дополнительно: страхование запуска (риск утраты космического аппарата вплоть до его выведения в заданную точку космического пространства) и эксплуатации техники на орбите. Орбитальные риски страхуются добровольно, хотя в мировой практике самым распространенным страховым решением является именно запуск и поВперед эксплуатация. Согласно материалам Женевской ассоциации (Международной ассоциации по изучению экономики страхования), 49% сбоев в работе ракетно-космической техники с 2000 г. произошло в течение первых 2 месяцев после выведения аппаратов на орбиту, и еще 11% – в течение первого года.

Российские страховщики в 1990–2010 гг. застраховали более 200 федеральных и международных космических проектов. За последние 15 лет российские страховщики осуществили страховые выплаты по космическим проектам на общую сумму свыше 150 млн долл. (данные Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков – РААКС)

С точки зрения страхования, основной риск составляет запуск и эксплуатация космического аппарата на орбите. Потеря космического аппарата может быть застрахована с тарифом до 22% страховой суммы, ответственность за вред третьим лицам – с тарифом до 1 %.

Первый год жизни космического аппарата на орбите можно разбить на два этапа:

1) орбитальные испытания: основные риски с тарифами до 20% страховой суммы;

2) эксплуатация аппарата: тарифы в среднем 1,5–3%.

Тариф зависит от вида космического аппарата и истории его (его аналогов) эксплуатации; платформы и всех основных систем ракетно-космической техники, а также от маржи надежности, заложенной для данного аппарата. Маржа надежности – это запас топлива, энергетики, заложенные производителем сверх штатного потребления; дублирующие системы, на случай выхода основных систем из строя. В нештатной ситуации с задействованием дублирующих систем маржа расходуется, что приводит к повышению тарифа при пролонгации договора.

Постановлением Правительства РФ от 08.08.12 № 804 "Об утверждении правил предоставления в 2012–2015 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов" (в ред. от 05.02.2013 № 87) были установлены рекомендуемые значения страховых тарифов в зависимости от вида ракетно-космической техники и периода эксплуатации (табл. 8.12).

Таблица 8.12. Рекомендуемые тарифы при страховании ракетно-космической техники

Вид ракетно-космической техники

Примерная стоимость, млн руб.

Рекомендуемый максимальный тариф, %

Спутник гидрометеонаблюдения

1000

17 (летные испытания – ЛИ и запуск)

Спутник ретрансляции

1525

16 (ЛИ и запуск)

Спутник фундаментальных и прикладных исследований

1900

16 (ЛИ и запуск)

Спутник дистанционного зондирования Земли

2650

17 (ЛИ и запуск)

Спутник оперативного мониторинга чрезвычайных ситуаций

800

22 (ЛИ и запуск)

Спутник системы связи

240

17 (ЛИ и запуск)

Малый спутник фундаментальных космических исследований

125

16 (ЛИ и запуск)

Ракета-носитель тяжелая, с разгонным блоком (РБ)

2100

8 (запуск)

Ракета-носитель средняя, с РБ

1235

9 (запуск)

Ракета-носитель средняя

1100

8 (запуск)

Жидкостная ракета-носитель легкая, с РБ

450

9 (запуск)

Франшиза в ракетно-космическом страховании в последние годы не практикуется. Практикуется участие страхователя в риске через недострахование.

Экспериментальное оборудование (элементы спутника, которые не использовались ранее) может использоваться в застрахованном космическом аппарате с согласия страховщика, обычно только в качестве дублирующих систем при нештатных ситуациях.

Выбор перестраховщика зависит от страховой суммы. Если она небольшая, то риск остается в России, так как ставки здесь немного ниже. Для отечественного рынка большой считается страховая сумма в 20–30 млн долл., для зарубежного – в 250– 500 млн долл.

Опыт показывает, что чем меньше страховая сумма, тем больше шансов получить страховую защиту на желаемых условиях и желаемой стоимости.

Наземные космические риски связаны с производством ракетно-космической техники. Выделяют этапы производства (страхуется как СМР) и самый опасный, но менее длительный,

этап испытаний (горячие или огневые, вибро-, электро-, вакуумные). Страховые тарифы этих этапов примерно одинаковы и могут достигать 5–7% страховой суммы.

В страховании ракетно-космических рисков применяется индивидуальный андеррайтинг. Необходимый для андеррайтерской оценки пакет документов включает:

• перечень рисков на страхование;

• техническую документацию космического аппарата или ракеты-носителя (КА/РН) для страховщиков;

• резюме результатов предшествующих испытаний (с выделением отказов и мер устранения);

• контракт на поставку ракетной техники (РКТ), соглашение об услугах по запуску;

• резюме готовности наземной инфраструктуры;

• обзоры готовности PH и КА к транспортировке и пуску;

• экспертные заключения о деталях любых отклонений и отказов;

• информацию по изменению конструкции (модификации, модернизация);

• ответы на вопросы андеррайтеров.

Процедура андеррайтинга включает следующие основные этапы.

1. Подбор и анализ статистики пусков данной модели (аналогов) РКТ (случаи отказов, причины, результативность мер устранения причин). Предварительная оценка вероятности отказов.

2. Изучение технической документации, результатов испытаний, экспертных заключений и вынесение заключения о готовности РКТ к пуску. Выделение зон риска.

3. Проведение, при необходимости, дополнительных экспертиз и предварительная оценка тарифа.

4. Проведение математического моделирования нештатных ситуаций и уточнение оценки вероятностей и последствий наступления рисков (страховых случаев).

5. Подготовка андеррайтерского заключения и назначение тарифа и условий страхования (с учетом Постановления Правительства "Об утверждении правил предоставления в 2012–2015 годах субсидий из федерального бюджета на поддержку организаций, осуществляющих имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов" и результатов конкурса на страхование).

6. Мониторинг подготовки и проведения пуска, вывода и эксплуатации КА с выявлением и анализом отклонений.

Страхование и андеррайтинг финансовых рисков, связанных с задержкой или переносом запуска, выполняется аналогично страхованию рисков перерывов в производстве (раздел 8.2).