Страхование от операционного риска

Задолго до того как банки начали разрабатывать способы измерения операционных рисков, они использовали страховые контракты для снижения влияния ключевых событий, связанных с операционным риском. Обычно банк покупает страхование для защиты себя от крупных убытков, возникающих вследствие мошенничества сотрудников (например, фальсификации кредитов или иной несанкционированной деятельности), обмана или кражи, кредитов, выданных на основании поддельных бумаг, и различных видов компьютерных преступлений.

Страховым продуктом, обеспечивающим защиту от маловероятных рисков, чреватых, однако, высокими потерями, может служить контракт или полис, известный как "полис страхования обязательств финансового учреждения и ущерба от компьютерных преступлений". На страховом рынке также доступны полисы для катастрофически большого уровня риска, связанного с правовыми спорами (например, риск обязательств, возникающий в результате заявлений об искажении фактов, обманных действий и фидуциарных обязанностей или халатности) и повреждением имущества в результате стихийных бедствий, например пожаров или землетрясений.

Однако, по сути дела, страхование – это механизм объединения и передачи риска потерь в рамках отрасли или экономики. Доступность страхования для конкретных рисков, следовательно, зависит от возможности страховщика или группы страховщиков создать достаточный объем премии и адекватную дисперсию риска, чтобы "сделать рынок". Имеет значение также способность страховщика избегать проблем, связанных с моральным риском т.е. страховщику необходимо убедиться, что застрахованное учреждение все еще заинтересовано в предотвращении дорогостоящего события. В результате обычными являются ограничения потерь до 500–600 млн долл. США для конкретного события для крупных финансовых учреждений, и банкам необходимо часто выплачивать сумму "первой потери" по страховке для операционного риска.

Все еще существует опасность того, что страховая компания не сможет осуществить выплаты по страховому полису, который служит защитой банку. Необходимо, используя общую методологию банка для измерения операционного риска, управлять дисконтами при определении страховой суммы. Актуальными являются проблемы остаточных рисков, например срока действия страхового полиса (скажем, менее одного года), вероятности аннулирования полиса и невозобновления, неопределенности платежа и несоответствия покрытия страховых полисов.

При разработке начислений на регулятивный капитал для операционных рисков в соответствии с новым Базельским соглашением одним из наиболее спорных пунктов является степень, в которой регулирующие органы допускают компенсацию страховки операционных рисков банка. Наиболее передовые методики, предложенные регулирующими органами (АМА), признают роль страхования в снижении риска в единицах операционного риска, используемого для соответствия минимальным регуляторным требованиям уровня капитала. Но при этом прибыль будет ограничиваться 20 % общего начисления на операционный капитал.

Многие представители банковской и страховой отраслей полагают, что ограничение в 20 % является консервативным отражением снижения уровня риска, предлагаемого при страховании операционного риска. Даже при этом мнение регулирующих органов подчеркивает тот факт, что страхование сейчас – это важное оружие, которым банкам необходимо воспользоваться. Страховая сфера имеет значительные возможности создания новых контрактов для капитализации в соответствии с правилами Базель II. Тем не менее, страхование не может предложить полноценное решение проблемы операционного риска, так как оно представляет собой лишь одно из оружий в арсенале, который также должен включать эффективный внутренний контроль, оценку операционного риска и рисковый капитал.