Лекция 4. Страхование от несчастных случаев и заболеваний

В результате изучения главы студент будет:

знать основные понятия, структуру и правовые основы обязательного и добровольного страхования от несчастных случаев и заболеваний и страхования в связи с материнством, права и обязанности страховщика, страхователей и застрахованных лиц;

уметь формулировать цель и задачи обязательного и добровольного страхования от несчастных случаев, заболеваний и страхования в связи с материнством;

владеть методами составления программ добровольного страхования от несчастных случаев и болезней.

Ключевые термины: социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, добровольное страхование от несчастных случаев и болезней, профессиональный риск, страховой взнос, страховой тариф, скидки и надбавки к страховому тарифу.

Исторический обзор страхования от несчастных случаев и заболеваний в России

Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько позднее, чем в западных странах. Его начало было положено принятием Законодательного акта от 15 мая 1901 г. "Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах". В 1903 г. в России был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях в соответствии с Законом от 2 июня 1903 г., утвердившем "Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". В дальнейшем III Госдумой в 1912 г. были приняты законы "Об обеспечении рабочих на случай болезни", "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих", "Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих".

Финансирование социального страхования осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников, но страхование от несчастных случаев, как и сегодня в большинстве стран, осуществлялось только за счет предпринимателей. Созданная к 1917 г. в России система страхования рабочих не была всеобщей и охватывала лишь 20% рабочего класса страны (2% населения).

В 1914 г. социал-демократы предложили проект нового закона о всеобщем социальном страховании рабочих, городской и сельской бедноты, который лишь 30 ноября 1917 г. был законодательно провозглашен в Декларации Народного Комиссариата Труда "О введении в России полного социального страхования". Однако этот и другие акты о социальном страховании не нашли своей полной реализации и были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 г. Этот документ определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности, но в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи не получил необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось в основном в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального обеспечения, финансируемая главным образом из государственного казначейства, просуществовала до введения в 1921 г. новой экономической политики и принятия Декрета СНК от 15 ноября 1921 г. "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом", предусматривающего финансирование социального обеспечения трудящихся за счет обязательных взносов предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5% от ФОТ. В 1938 г. бюджет социального страхования, ранее утверждаемый отдельно, был включен в состав единого государственного бюджета СССР. С этого момента социальное страхование все больше теряет свой страховой характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение, превращаясь в инструмент распределения средств государственного бюджета на социальные нужды.

В послевоенный период в СССР происходило дальнейшее развитие социального обеспечения в направлении распространения его на колхозников и построения лечебно-оздоровительной базы. В дальнейшем и до 1991 г. система социального страхования почти не менялась. Перестройка национальной экономики вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования.

В 1991 г. на основании постановления Совмина РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25.12.1990 № 600/9-3 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР" был образован внебюджетный ФСС. С 1993 г. согласно Указу Президента РФ от 07.08.1992 № 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" ФСС становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Задачи ФСС определены Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства от 12.02.1994 № 101.

Основными задачами Фонда являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

4) разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ согласно π. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Сегодня ФСС представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

ФСС является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе РФ. Бюджет ФСС, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета РФ и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

Важно!

В рамках своей деятельности ФСС осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по исполнению возложенных на него задач.

С 2005 г. на ФСС возложены дополнительные задачи:

1. По реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части обеспечения граждан, получателей социальных услуг (льготные категории граждан), путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

2. По обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

ФСС организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях ФСС перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, ФСС разрабатывает и реализует государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Отделения ФСС созданы на территориях всех субъектов РФ.

С 2000 г. ФСС осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на единых условиях для всех предприятий и организаций и на всей территории Российской Федерации (страхование профессиональных рисков).

Зарубежный опыт

В индустриально развитых странах важнейшим институтом социальной защиты работающих от рисков профессионального труда является институт обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С его помощью обеспечивается выполнение широкого круга функций но выявлению, профилактике, компенсации последствий для работающих рисков производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведения медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших на производстве.

С 2008 г. ФСС осуществляет обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет обязательных страховых взносов, размер и условия уплаты которых установлены Законом о страховых взносах.

Для обеспечения деятельности по обязательному социальному страхованию ФСС проводит регистрацию и учет страхователей в соответствии с действующими нормативными документами.

Деятельность ФСС по обязательному социальному страхованию контролируется Счетной палатой РФ, а в части использования ассигнований из федерального бюджета – федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Не реже одного раза в год страховщик обеспечивает осуществление проверки своей финансово-хозяйственной деятельности специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов застрахованных в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев осуществляют профессиональные союзы или иные уполномоченные застрахованными лицами представительные органы.