Страхование грузов
Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом, застрахованные от ущерба вследствие повреждения или уничтожения (пропажи) груза, независимо от способа его транспортировки.
Сущность страхования грузов заключается в том, что страховщик за страховую премию обязуется возместить страхователю убытки, которые могут возникнуть при транспортировке грузов от поставщика к покупателю вследствие оговоренных событий – страховых случаев, возникающих в результате реального проявления риска. Страхование распространяется только на те риски, которые можно измерить в финансовом отношении с точки зрения количественных размеров возможного ущерба и вероятности наступления страхового случая.
Риск, который несет страховщик при страховании транспортируемых грузов, чрезвычайно разнообразен. Он зависит от вида транспорта (морской, водный, авиационный, железнодорожный, автомобильный) и от показателей, характеризующих с технической стороны транспортное средство, таких, как год выпуска, принадлежность, техническое состояние, снаряжение, квалификация, состав и обеспеченность экипажа, грузоподъемность (тоннаж), а также от погодных и региональных условий, в которых он эксплуатируется, времени года и т.п.
Договоры перевозки грузов можно классифицировать по различным признакам: по видам транспорта (договоры железнодорожной, морской, внутренневодной, автомобильной и воздушной перевозки); по территории (внутригосударственные и международные перевозки); по количеству участвующих перевозчиков (местные перевозки, перевозки в прямом сообщении, прямые смешанные перевозки и т.д.). Классифицировать виды транспорта с точки зрения безопасности груза достаточно сложно. Для этого необходимо представить себе всю цепочку транспортной операции, и тогда можно определить те звенья, которые являются наиболее рискованными или опасными для груза.
Риски перевозки обычно достаточно подробно описаны в правилах (условиях) страхования любой страховой компании, занимающейся страхованием грузов. В этих же правилах подробно описаны и стандартные исключения из страхового покрытия, используемые в мировой практике. Наиболее четко и полно они изложены в Условиях (оговорках) морского страхования (Marine Insurance Clauses) Института лондонских андеррайтеров, которые аккумулируют многовековой опыт Лондонского страхового рынка и применяются не только в страховании грузов, перевозимых морских транспортом, но и при страховании железнодорожных, воздушных и автомобильных грузоперевозок[1].
Для подготовки договора страхования груза и оценки риска должна быть собрана необходимая информация. Правильно оценить риск возможно лишь на основании достоверной информации, которая должна быть достаточно подробной и многоплановой. Первоначальная информация обычно предоставляется в форме заявления на страхование или вопросника. Предоставляемая страховщику информация должна содержать:
1) сведения о страхователе груза – название, адрес, фамилии и инициалы ответственных лиц, год образования, специализация, примерный оборот, опыт работы в данной сфере бизнеса. Эти сведения, кажущиеся на первый взгляд незначительными, на самом деле очень важны для оценки риска страхователя;
2) информацию о грузе – точное наименование, упаковка (необходимо подробное описание упаковки в соответствии с государственными стандартами или техническими условиями). Важно заметить, что при перевозке на экспорт требования к упаковке резко возрастают.
В зависимости от специфики перемещаемых грузов правила их перевозки могут изменяться. При этом имеют значение, например, температурный режим, влажность, особые правила погрузки и обращения с грузом, которые обычно обозначаются специальными символами на упаковке. Страхователь обязан сообщить страховой компании максимально достоверную и подробную информацию, в том числе о правилах перевозки страхуемого груза, однако и специалисты страховой компании должны знать основные свойства грузов, с которыми им приходится работать. Иногда для оценки рисков при перевозке некоторых грузов (цветные металлы, топливо, медикаменты) необходима консультация специалистов. Для этого можно привлечь специализированные сюрвейерские компании "ITS", "Eurogal" или "Восточно-Европейское сюрвейерское бюро". Вопрос оплаты этих работ обычно решается в каждом конкретном случае при подготовке договора страхования грузов.