Стоимость факторингового обслуживания

Авансируя экспортеру средства до наступления срока погашения требований, факторинговая компания кредитует его. Комиссионное вознаграждение факторинговой компании складывается из платы за обслуживание и платы за предоставленные в кредит средства. Как правило, взимается три вида комиссионного вознаграждения (рис 8.9).

Рис. 8.9. Типичная схема комиссионного вознаграждения по факторингу

Величина аванса колеблется от 70 до 90% (как правило, 20%) суммы сделки в зависимости от кредитоспособности клиента. Остальные 10-30% (после вычета процента за кредит и комиссии за услуги) зачисляются на блокированный счет клиента (страховой фонд), депонируемый в банке- посреднике (факторе). Процент страхового фонда можно определять но каждой компании индивидуально, в зависимости от существующих условий (суммы платежных требований, сроков их оплаты и т.д.). Опыт факторинговой работы позволяет рассчитать страховой процент как средний по предприятиям со сходными условиями работы. Для этого можно воспользоваться формулой

где Рr – величина процента страхового фонда (по конкретному предприятию); – сумма, затраченная банком на покупку дебиторской задолженности (без процентов, комиссионных, пени, если они оставлены банком себе, и т.п.);

Sk – сумма, полученная банком поставщика по окончании действия факторингового договора.

Плата за управление дебиторской задолженностью представляет собой плату за освобождение от необходимости вести учет сбыта, за страхование от сомнительных долгов. Она рассчитывается обычно как процент от суммы счета- фактуры в день. Плата, взимаемая по факторингу, состоит из двух элементов:

а) плата за управление;

б) плата за учетные операции.

Плата за управление (комиссия или комиссионное вознаграждение) – это плата банку за проведение расчетных операций самостоятельно, без участия клиента. Фактически это плата за инкассирование банком операций по платежным требованиям предприятия-поставщика, за обслуживание долгов и т.д. Она рассчитывается как процент от годового оборота поставщика и значительно варьирует в зависимости от масштабов и структуры его производственной деятельности, оценки компанией объема работ, кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики рынка финансовых услуг той или иной страны.

Плата за учетные операции взимается с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочными получениями и датой инкассирования требований. Процент за пользование факторинговым кредитом выступает как сумма вознаграждения банка-посредника за покупку срочных или просроченных платежных требований. При установлении процента за факторинговый кредит анализируются учетная ставка Банка России и текущая плата за кредит, а также срок пребывания средств в расчетах с покупателем. Процент по факторинговому кредиту обычно на 2-4% выше официальной учетной ставки, используемой при овердрафте или краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска, принятого на себя банком.

Для расчета факторинга обычно используется автоматизированная банковская система "ФАКТОРИНГ". Она методом сложных проводок формирует распоряжения на снятие с внебалансового учета, на погашение выплаченного финансирования, учет комиссий и перевод остатков и расчетную ведомость, позволяющие списать средства со счета клиента.

При определении платы за услугу исходят обычно из принятого сторонами процента за кредит и среднего срока пребывания средств в расчетах с покупателем. Например, при проценте за кредит, принятом в размере 6% годовых, и среднем сроке оборачиваемости средств в расчете 20 дней плата за эти операции составит 0,33% от суммы, принятой к оплате факторингом документов:

(6% × 20 дн.): 360 = 0,33%.

Плата за предоставленные в кредит средства при условии предварительной оплаты рассчитывается за период между немедленным получением платы и датой инкассации. Процент за кредит обычно на 2-3% превышает процент банка при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что связано с необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска банка.

ПРИМЕР 8.3

Фирма "Аква" выставляет платежные требования к фирме "Рябинка" на сумму 2 000 000 руб. за поставленную ей продукцию и одновременно заключает факторинговый договор с банком "Кредит" на покупку платежных документов на эту сумму.

В соответствии с договором банк формирует страховой фонд в размере 20% от стоимости платежных документов. Вознаграждение фактора (банка) за оплату денежных документов по условиям договора составляет 50% годовых. Банк оказывает услуги фактору по ведению бухгалтерского учета и инкассированию, за что получает комиссионные в размере 0,4% от суммы. Срок договора – 30 дней.

Рассчитаем оплату кредитором услуг фактора исходя из двух ситуаций:

1) условия договора поставки продукции выполнены полностью и в срок;

2) оплата платежных документов задержана на неопределенное время.

Расчет:

а) определяем сумму страхового фонда:

2 000 000 руб. × 20% = 400 000 руб.;

б) рассчитываем процент (вознаграждение) фактора за оплату платежных документов по условиям договора:

2 000 000 руб. × 50%: 365 дн. × 30 дн. = 82 200 руб.;

в) определяем комиссионные за услуги фактора (банка):

2 000 000 руб. × 0,4% = 8000 руб.

Общая сумма платы по факторинговому договору составит 90 200 руб. (82 200 + 8000).

Итак, заключение факторингового договора будет стоить клиенту банка (кредитору) 90 200 руб.

В данном случае сумма в размере 400 тыс. руб. будет возвращена клиенту банка после окончания срока договора, так как потребитель продукции выполнил свои обязательства по оплате.

Расходы клиента банка, понесенные при заключении факторингового договора, составят 4,5% в месяц, или 54% годовых.

Суммы комиссионных вознаграждений, указанные в договоре факторинга в абсолютном выражении (в руб.), включаются в состав прочих расходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль в соответствии со ст. 264 НК РФ. Об этом говорится в письме Минфина России от 19 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/116. В целях налогообложения прибыли организаций расходы по оплате услуг финансового агента по осуществлению факторинговых операций учитываются в составе либо прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, либо внереализационных расходов при условии, что и те и другие документально подтверждены и экономически обоснованы.

При этом учитывается, что фактору, для того чтобы обеспечить свою устойчивость при неоплате приобретенных платежных требований, необходим страховой фонд. Если адресат платежных требований оказывается неплатежеспособным, то убытки делят между собой фактор и поставщик (клиент фактора). При успешном окончании факторингового договора, после оплаты долга покупателем, компания ликвидирует блокированный счет, а сумма страхового фонда возмещается поставщику. Срок возвращения кредита – 90-120 дней.

Российские банки, работающие на рынке факторинговых операций, находятся в постоянно изменяющейся среде. Так, в 2011 г. произошел рекордный темп роста рынка факторинга, который обеспечил переток клиентов от банковских кредитов к факторингу. В результате объем рынка факторинга к 2012 г. составил рекордные 880 млрд руб., что на 77% больше показателя 2010 г. (рис. 8.10)[1].

Рис. 8.10. Темп прироста рынка факторинга России в 2005-2011 гг., млрд руб.

В связи с этим, с одной стороны, на фоне ухудшения ситуации с ликвидностью в экономике более консервативным стал подход банков к выдаче новых ссуд и пролонгации действующих кредитов. Банки сейчас больше заинтересованы в факторинге как инструменте краткосрочного размещения, который позволяет контролировать процентные риски и диверсифицировать кредитные. С другой стороны, из-за жесткой ценовой конкуренции на рынке факторинга его стоимость и стоимость кредита стали сопоставимы. Клиент при этом выбирает факторинг, который декларирует хотя бы какую-то сервисную составляющую. Как видно из рис. 8.11, распределение объема факторинговых операций в стране происходит неравномерно. Более половины из них приходится на Москву.

Условно участников данного рынка России сейчас можно разделить на три категории: крупные факторы (объемы уступленных требований по итогам полугодия превышают 50 млрд руб.), средние игроки (от 4 до 20 млрд руб.) и небольшие факторы (менее 1,1 млрд руб.). По всей видимости, пальму первенства крупнейшие игроки рынка не уступят, несмотря на то, что разница в объемах уступленных требо-

Рис. 8.11. Распределение объема факторинговых сделок, %

ваний между размерными классами достаточно существенна (более трех раз). В факторинговой отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших факторов. Так, лидер рынка ОАО "Промсвязьбанк" сохранил позиции, поскольку работает преимущественно с клиентами, относящимися к крупному бизнесу (67%). У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших факторов – лишь 25%. По итогам 2011 г. по объему уступленных требований тройка лидеров занимает около 47% рынка (рис. 8.12).

Сегодня рынок факторинга четко сегментировался: на факторинг как замена кредита и факторинг с сервисной составляющей. Рост рынка обеспечивает преимущественно факторинг как замена кредита. Именно поэтому некоторое повышение ставок во второй половине 2011 г. не повлекло роста маржинальности факторинга. Факторинговые ставки росли медленнее, чем стоимость пассивов факторов. А некоторые факторы продавали факторинг ниже декларируемых ставок, экономя при этом на сервисной составляющей услуги.

Рис. 8.12. Лидеры факторингового рынка России 2011 г.

Темп прироста рынка факторинга в 2012 г. замедлился и составил около 25-35%. Но даже такие темпы позволили рынку в 2012 г. перешагнуть рубеж в 1 трлн руб.[2] Во-первых, замедлила рост рынка смена стратегических приоритетов крупных факторов – от наращивания (удержания) доли рынка к повышению рентабельности бизнеса. Во-вторых, негативно на рынок факторинга повлияло снижение волатильности финансовых рынков, провоцирующих падение конечного спроса рынка факторинга. В 2012 г. новой точкой роста стал международный факторинг, но его доля не превысила 3% рынка. Вступление России в ВТО не привело к приходу иностранных игроков па рынок, по способствовало росту международного факторинга.

В 2013 г. замедление или ускорение рынка определится ситуацией с ликвидностью и появлением на нем новых факторов. Выход Сбербанка России с его огромной клиентурой в качестве фактора, обеспечит ускорение развития рынка факторинговых услуг и может привести к развитию электронного факторинга и совершенствованию правового регулирования электронной подписи при его оформлении. Как считают аналитики, даже просто при грамотной работе действующих факторов рынок будет развиваться[3]. Ключевой сложностью рынка факторинга остается дефицит квалифицированных кадров.

В факторинговой отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших факторов. Так, лидер рынка ОАО "Промсвязьбанк" сохранил позиции, поскольку работает преимущественно с клиентами, относящимися к крупному бизнесу (67%). У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших факторов – лишь 25%.