Стимул к стандартизации управления капиталом банка

До принятия в 1992 г. положений Базельского соглашения 1988 г. банковский капитал регулировался в ряде стран едиными стандартами уровня минимального капитала. Они применялись к банкам независимо от их индивидуальных характеристик риска. Внебалансовые позиции и обязательства каждого банка просто не рассматривались.

Но с середины 1980-х гг. Банк Англии и Федеральная резервная система чрезвычайно озаботились ростом уровня риска банков во внебалансовых отчетах в сочетании с проблемой займов странам третьего мира. В то же время регулирующие органы Великобритании и Соединенных Штатов оказались под давлением международных банков с центральными офисами в этих двух странах. Банки подавали жалобы на несправедливую конкуренцию со стороны иностранных банков, особенно банков Японии и Азиатско-Тихоокеанского региона, к которым применялись более гибкие регулирующие требования и, что наиболее важно, к ним не применялось требование к уровню капитала.

Ответом Банка Англии и Федеральной резервной системы было, прежде всего, укрепление капитала коммерческих банков с требованием использования большего уровня капитала относительно рисковых активов. Что касается требований к капиталу, то подход заключался в требовании более высокого уровня капитала, чем ранее, – минимум 8 % к активам, взвешенным по уровню риска. Помимо этого, регулирующие органы предложили переводить каждое внебалансовое требование в соответствующее балансовое так, что капитал можно оценить относительно позиций по производным.

Далее, регулирующие органы предприняли попытку создать "единое игровое поле". Они предложили, чтобы все международные банки приняли единые стандарты и процедуры поддержания уровня капитала. Федеральная резервная система и Банк Англии поставили перед Базельским комитетом задачу изучения ситуации в мировой банковской сфере и внесения предложений в регулирующие органы относительно набора стандартных процедур.

Базельский комитет по банковскому надзору (Базельский комитет) проявил себя в качестве наиболее приемлемого органа регулирования всей международной банковской сферы, хотя это больше связано с его ролью как координатора деятельности национальных регуляторов, чем с полномочиями самого Комитета как такового.

В Комитете заседают высшее руководство центральных банков и наблюдательных органов "Группа десяти" (G-10), а также официальные представители из Швейцарии и Люксембурга. (В G-10 входят Бельгия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Швеция, Великобритания, США.) Базельский комитет проводит заседания четыре раза в год, обычно в г. Базеле, Швейцария, под патронатом Банка международных расчетов (Bank for International Settlements, BIS).

По инициативе Базельского комитета его предложения тестировались и проверялись на уровне отдельных банков, прежде чем получить признание на международном уровне. Таким образом, история банковского регулирования с 1980-х гг. была непрерывным диалогом между Базельским комитетом и коммерческими банками по всему миру с активным участием местных центральных банков и национальных банковских регуляторов.

Мало кто из профессионалов в банковской сфере считал, что предложенные Базельским комитетом системы являются совершенными. Тем не менее, роль Базельского комитета в оказании воздействия на банки в отношении оценки и определения рисков и в управлении ими в последние два десятилетия была неоценима.

Первые результаты этого процесса были представлены в Базельском соглашении 1988 г. и в последующих поправках к этому документу.