Стимулирование инноваций
Успех в современной экономике все в большей мере ассоциируется с инновациями – нововведениями в области техники, технологии, организации труда и управления, основанными на использовании достижений науки и передового опыта. Соответственно, поддержка и стимулирование инноваций стали неотъемлемой частью программ развития местной экономики. Создание региональных инновационных систем, взаимосвязанных групп предприятий – кластеров, ориентированных на генерацию и реализацию инноваций, является сегодня магистральной линией, лейтмотивом региональных и муниципальных стратегий и программ.
Термин "инновация" является в настоящее время одним из наиболее часто употребляемых понятий в экономической политике. Россия, как и страны ЕС, декларирует цель перехода к инновационному развитию. Важность инноваций для экономического развития страны сегодня уже может считаться бесспорным и эмпирически подтвержденным фактом.
Аналогично предпринимателю, чьи конкурентные преимущества зависят от его способности создавать, по возможности, инновационные продукты, конкурентоспособность страны и отдельных регионов во многом определяется инновационным потенциалом экономической системы в целом. Использование инноваций возможно в самых разных областях и сферах деятельности.
В 1990-е гг. в странах Западной Европы и США произошло объединение научной, промышленной, частично экономической и региональной политики в инновационную, которая приобрела системный характер. Ее главной целью стало поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений. Во второй половине 1990-х гг. правительства почти всех западноевропейских стран приняли стратегии и программы стимулирования инновационной деятельности, направленные прежде всего на распространение нововведений. Одной из основных задач стратегий стало формирование институтов для создания инновационной экономики; были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики.
Среди институтов инновационной экономики в первую очередь необходимо выделить региональные инновационные системы, кластеры, а также технопарки и центры трансфера технологий.
Региональные инновационные системы
Научная концепция региональной инновационной системы (далее – РИС) начала формироваться в начале 1990-х гг. Одним из авторов концепции РИС и ведущим мировым теоретиком в этой сфере является профессор Кардиффского университета Филипп Кук[1].
Региональная инновационная система – это комплекс организаций, находящихся на территории региона, инициирующих и осуществляющих производство новых знаний, их распространение и использование, способствующих финансово-экономическому, правовому и информационному обеспечению инновационных процессов, взаимосвязанных между собой и имеющих постоянно устойчивые взаимоотношения[2].
Региональная инновационная система состоит из трех ключевых подсистем:
1) организации и фирмы, непосредственно генерирующие знания: специализированные научно-исследовательские институты, научные центры, высшие учебные заведения, предприятия и организации, ведущие научно-исследовательскую деятельность с целью повышения конкурентоспособности своей продукции;
2) организации, занимающиеся внедрением инноваций, продвижением и реализацией новых товаров: предприятия региона, ведущие инновационную деятельность, и специализированные организации, оказывающие помощь предприятиям региона по внедрению инноваций и их продвижению; организации, предприятия, применяющие эти знания;
3) структуры, выполняющие специализированные посреднические функции (инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и организационную поддержку): юридические фирмы, торгово-промышленные палаты и пр.
Для формирования устойчивых РИС в регионе необходимы следующие условия:
– наличие в регионе вузов и научно-исследовательских институтов и организаций;
– привлечение и удержание в регионе кадров высокой квалификации;
– создание условий для поддержки нововведений;
– работающие механизмы трансфера технологий;
– активная позиция региональных властей по формированию РИС.
Региональные органы власти управляют деятельностью инновационной системы и координируют ее, определяют цели, стратегию и приоритеты ее развития. Формирование РИС представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна реализоваться политика государственных и местных органов власти, определяющая стратегию формирования РИС, стимулирование частного капитала для участия в инновационном развитии региона.
Стартовые условия социально-экономического развития отдельных регионов и цели, с которыми в них создаются инновационные системы, различны. За последние 10–15 лет только в странах – членах ЕС разработано около 150 программ развития региональных инновационных систем. Формируются РИС и в Китае, Индии, ряде государств Латинской Америки и т.д. Наибольших успехов в построении инновационных систем как на национальном, так и на региональном уровне добились такие страны, как Великобритания, Франция и Германия[3].
Большая часть удачных РИС сконцентрирована либо в столицах, либо вокруг крупнейших мегаполисов, а примеров эффективных РИС, построенных в малых и средних регионах Европы, очень мало (Оксфорд, Кембридж, Карлсруэ и итальянская Эмилия-Романья).
В экономике, основанной на знаниях, даже те регионы, которые были жестко связаны индустриальной парадигмой, могут осуществить переход к инновационной экономике за относительно короткое время. Успех такого перехода возможен на основе общей нацеленности и сетевого взаимодействия региональных властей, бизнеса, научных и учебных учреждений и инфраструктурных организаций, поддерживающих инновационное развитие экономики.