Стили педагогического общения

Стиль педагогического общения – индивидуально-типологические особенности общения педагога и учащихся. Наиболее распространенным является деление стилей на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский). Технологическая характеристика этих стилей представлена в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Стили педагогического общения

Название

Авторитарный

Попустительский

Демократический

Общая характеристика

Учитель единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности группы и каждого ученика. Исходя из собственных установок, определяет цель деятельности. Субъективно оценивает ее результаты

Стремление педагога минимально включаться в деятельность, не нести ответственность за ее результаты. Незаинтересованность делами класса, школы, учащихся

Педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося, на взаимодействие, на привлечение каждого к решению общих дел, на одобрение и поддержание детей, создание комфортной обстановки

Особенности речи и поведения

Сарказм, порицание, замечание, нотация, упрек, угроза. Акцент на негативных аспектах деятельности школьников без анализа их мотивов. Диктат

Демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Дистанция. Отсутствие доверия

"Давайте". "Советую". "Предлагаю". "Чтобы это понять...". Принятие и понимание учащихся. Увлеченность совместной деятельностью

Преобладающий тип заданий

Репродуктивные.

Исполнительские.

Индивидуальные

Проблемные. Исследовательские. Творческие. На выбор. Коллективные и групповые. Предусматривающие самоконтроль и рефлексию

Внешние показатели деятельности класса

Дисциплина. Тишина. Высокая успеваемость

Отсутствие контроля, неопределенная оценка. Успеваемость и дисциплина неудовлетворительные

Рабочий шум, обусловленный свободным обсуждением. Возможность для ученика задать вопрос, высказать свое мнение, проявить инициативу

Влияние на личность и коллектив

Искаженная самооценка учащихся. "Любимчики" в группе. Уважение к силе

Адекватное самооценивание. Раскрытие личности. Раскрепощенность. Умение взаимодействовать

Другой известной классификацией стилей является классификация В. А. Кан-Калика. Педагог выделяет пять стилей педагогического общения:

• общение-дистанция;

• общение устрашения;

• общение заигрывания;

• общение на основе увлеченности совместной творческой или познавательной деятельностью;

• общение на основе дружеского расположения.

В реальной педагогической практике редко встречается в чистом виде тот или иной стиль педагогического общения. Как правило, воспитатель использует смешанный стиль, например демократический с элементами авторитарного. При этом педагог изменяет стиль педагогического общения в зависимости от различных факторов и ситуаций, усиливая ту или иную составляющую стиля. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что какой-то из стилей педагогического общения "плохой", а другой – "хороший", они направлены на решение различных воспитательных задач.

Позиции и роли учителя в воспитании

Учитель в образовательном процессе выполняет разнообразные роли. Роль – это совокупность определенных социально ожидаемых действий. К ролям педагога в школе, т.е. тем ролевым действиям, которые учитель выполняет по отношению к ученикам, можно отнести следующие: дидакт, модератор, коутчер, ментор, носитель и передатчик опыта, оценщик, контролер, нянька, руководитель, старший товарищ, надзиратель, образец для подражания, партнер, тренер, советник, мудрый наставник, ведущий, интересный собеседник, понимающий душевед, психотерапевт, инициатор творческих дел, арбитр, посредник, помощник и др. Список можно продолжить.

Воспитателю важно расширять диапазон профессиональных ролей, учиться гибкому и целесообразному их использованию. При этом важно, что речь идет о расширении, а не о полном изменении ролей педагога в школе. Отказаться полностью от традиционного подхода в обучении и воспитании невозможно, да и не имеет смысла, ведь в традициях имеется много ценного. Что же касается ролей, которые важно осваивать и осуществлять современному педагогу, то они связаны со смещением "центра тяжести" в системе воспитания с учителя на ученика, с воспитателя – на воспитанника, с родителя – на ребенка.

В науке используется также понятие "позиция". Позиция учителя – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

В социальной психологии выделяют такие позиции, как "над", "рядом", "под". В реальной практике воспитатель (учитель, родитель) нередко выбирает позицию "над ребенком", когда взрослый выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного воспитанника некое ОГЛАВЛЕНИЕ, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить. Соответственно позиции выбираются и роли.

Позиция "над учеником" (даже если она гуманизирована) всегда содержит в себе элементы превосходства, принуждения, норой – насилия, часто – авторитарности. Если же весь воспитательный процесс строится на основе этой позиции, то очевидно, что можно говорить об авторитарном стиле воспитания.

В воспитании, которое ориентировано на развитие личности ребенка, взрослые должны быть больше его советчиками, выполняющими координационную работу; партнерами в процессе воспитания личностных качеств; носителями качеств и мотивов, которые являются образцом для ребенка. Следовательно, их позиция – "рядом с учеником".

В современной школе появились новые позиции учителя – тьютор и фасилитатор. Они не вызывают у ребенка чувства страха, не унижают его достоинства, а, наоборот, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость – качества, так необходимые в нашей стремительной жизни. При этом в фасилитации акцент смещен в сторону установления благожелательной, стимулирующей учебный процесс атмосферы, в тыоторстве же больше акцентируются организационно-координирующие моменты.