Стили педагогического общения
Стиль педагогического общения – индивидуально-типологические особенности общения педагога и учащихся. Наиболее распространенным является деление стилей на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский). Технологическая характеристика этих стилей представлена в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Стили педагогического общения
Название |
Авторитарный |
Попустительский |
Демократический |
Общая характеристика |
Учитель единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности группы и каждого ученика. Исходя из собственных установок, определяет цель деятельности. Субъективно оценивает ее результаты |
Стремление педагога минимально включаться в деятельность, не нести ответственность за ее результаты. Незаинтересованность делами класса, школы, учащихся |
Педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося, на взаимодействие, на привлечение каждого к решению общих дел, на одобрение и поддержание детей, создание комфортной обстановки |
Особенности речи и поведения |
Сарказм, порицание, замечание, нотация, упрек, угроза. Акцент на негативных аспектах деятельности школьников без анализа их мотивов. Диктат |
Демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Дистанция. Отсутствие доверия |
"Давайте". "Советую". "Предлагаю". "Чтобы это понять...". Принятие и понимание учащихся. Увлеченность совместной деятельностью |
Преобладающий тип заданий |
Репродуктивные. Исполнительские. Индивидуальные |
Проблемные. Исследовательские. Творческие. На выбор. Коллективные и групповые. Предусматривающие самоконтроль и рефлексию |
|
Внешние показатели деятельности класса |
Дисциплина. Тишина. Высокая успеваемость |
Отсутствие контроля, неопределенная оценка. Успеваемость и дисциплина неудовлетворительные |
Рабочий шум, обусловленный свободным обсуждением. Возможность для ученика задать вопрос, высказать свое мнение, проявить инициативу |
Влияние на личность и коллектив |
Искаженная самооценка учащихся. "Любимчики" в группе. Уважение к силе |
Адекватное самооценивание. Раскрытие личности. Раскрепощенность. Умение взаимодействовать |
Другой известной классификацией стилей является классификация В. А. Кан-Калика. Педагог выделяет пять стилей педагогического общения:
• общение-дистанция;
• общение устрашения;
• общение заигрывания;
• общение на основе увлеченности совместной творческой или познавательной деятельностью;
• общение на основе дружеского расположения.
В реальной педагогической практике редко встречается в чистом виде тот или иной стиль педагогического общения. Как правило, воспитатель использует смешанный стиль, например демократический с элементами авторитарного. При этом педагог изменяет стиль педагогического общения в зависимости от различных факторов и ситуаций, усиливая ту или иную составляющую стиля. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что какой-то из стилей педагогического общения "плохой", а другой – "хороший", они направлены на решение различных воспитательных задач.
Позиции и роли учителя в воспитании
Учитель в образовательном процессе выполняет разнообразные роли. Роль – это совокупность определенных социально ожидаемых действий. К ролям педагога в школе, т.е. тем ролевым действиям, которые учитель выполняет по отношению к ученикам, можно отнести следующие: дидакт, модератор, коутчер, ментор, носитель и передатчик опыта, оценщик, контролер, нянька, руководитель, старший товарищ, надзиратель, образец для подражания, партнер, тренер, советник, мудрый наставник, ведущий, интересный собеседник, понимающий душевед, психотерапевт, инициатор творческих дел, арбитр, посредник, помощник и др. Список можно продолжить.
Воспитателю важно расширять диапазон профессиональных ролей, учиться гибкому и целесообразному их использованию. При этом важно, что речь идет о расширении, а не о полном изменении ролей педагога в школе. Отказаться полностью от традиционного подхода в обучении и воспитании невозможно, да и не имеет смысла, ведь в традициях имеется много ценного. Что же касается ролей, которые важно осваивать и осуществлять современному педагогу, то они связаны со смещением "центра тяжести" в системе воспитания с учителя на ученика, с воспитателя – на воспитанника, с родителя – на ребенка.
В науке используется также понятие "позиция". Позиция учителя – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.
В социальной психологии выделяют такие позиции, как "над", "рядом", "под". В реальной практике воспитатель (учитель, родитель) нередко выбирает позицию "над ребенком", когда взрослый выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного воспитанника некое ОГЛАВЛЕНИЕ, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить. Соответственно позиции выбираются и роли.
Позиция "над учеником" (даже если она гуманизирована) всегда содержит в себе элементы превосходства, принуждения, норой – насилия, часто – авторитарности. Если же весь воспитательный процесс строится на основе этой позиции, то очевидно, что можно говорить об авторитарном стиле воспитания.
В воспитании, которое ориентировано на развитие личности ребенка, взрослые должны быть больше его советчиками, выполняющими координационную работу; партнерами в процессе воспитания личностных качеств; носителями качеств и мотивов, которые являются образцом для ребенка. Следовательно, их позиция – "рядом с учеником".
В современной школе появились новые позиции учителя – тьютор и фасилитатор. Они не вызывают у ребенка чувства страха, не унижают его достоинства, а, наоборот, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость – качества, так необходимые в нашей стремительной жизни. При этом в фасилитации акцент смещен в сторону установления благожелательной, стимулирующей учебный процесс атмосферы, в тыоторстве же больше акцентируются организационно-координирующие моменты.