Стили общения

Во время общения люди различаются между собой некоторыми устойчивыми характеристиками – стилями общения. Стиль общения во многом определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Обычно выбор стиля общения определяется рядом факторов: цель и ситуация общения, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, а также характеристика самой формы взаимодействия.

Среди ведущих характеристик современного стиля общения А. П. Панфилова называет следующие: краткость и простота построения фразы, речевой конструкции; использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов[1].

В профессиональном речевом общении используются в основном следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный). Рассмотрим их подробнее[2].

1. Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Данный стиль обслуживает сферу правовых, управленческих и социальных отношений; реализуется в письменной форме (например, деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.) и в устной (например, отчет или доклад на собрании, выступление на совещании, служебный диалог, переговоры или беседа с деловым партнером).

В официально-деловом стиле различают три подстиля, имеющих свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише:

– законодательный (закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр.);

– дипломатический (меморандум, нота, коммюнике);

– административно-канцелярский (расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола).

Деловой стиль подразумевает предельную точность речи с использованием терминов, которые могут обозначать: 1) наименование документов (постановление, акт и пр.); 2) наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению (педагог, судья и пр.); 3) процессуальные моменты (осуществить экспертизу, провести допрос, подготовить отчет и пр.).

Кроме точности речи в деловом стиле требуется соблюдение объективности информации. Например, в документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, или употребление эмоционально окрашенной лексики и вульгаризмов. Данный стиль требует краткости изложения и экономии языковых средств (КИЯ – коротко и ясно).

Пример 1.15

Известно, что половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Также если фраза длится без паузы более шести секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается[3].

Деловая речь отличается стандартизированностъю. Это проявляется в повторяющихся стандартных ситуациях, ограничивающих тематический круг деловой речи в выборе языковых средств и форм документов. В них присутствуют общепринятые формы изложения и определенное расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.

Примеры речевых клише и шаблонов деловой речи представлены ниже (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Примеры речевых клише и шаблонов деловой речи

Цель клише (шаблона)

Пример клише (шаблона)

Для выражения признания

Приносим наши извинения за...

Для выражения просьбы

Мы очень рассчитываем на вашу помощь в...

Для выражения одобрения и согласия

Я полностью согласен с вашим мнением...

Для завершения разговора

Я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы...

2. Научный стиль речи в основном используется в деловой коммуникации людей, занимающихся наукой, исследовательской и педагогической деятельностью. Как правило, ученые используют научный стиль при описании объективных знаний о предметах и явлениях, идеях и законах действительности. Таким стилем пишутся научные трактаты, статьи, тезисы, доклады, диссертационные исследования и научные труды; он характерен для выступлений на конференциях, симпозиумах, семинарах и лекциях для максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.

Выделяют следующие характеристики научного стиля речи:

– отвлеченная обобщенность (считается, говорят, как замечательно, довольно, часто, в большинстве случаев, крайне и пр.);

– логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;

– абстрактная лексика (существуют, имеются, состоит, используются, употребляются и пр.);

– вместо местоимения "Я" используется местоимение "Мы" (нам представляется, по нашим наблюдениям, как показывают результаты наших исследований и пр.);

– безличные предложения (необходимо отметить, следует остановиться на рассмотрении, представляется возможным, как свидетельствует практика и пр.);

– сложноподчиненные предложения ("если..., то" или "в то время как")[4].

Научный стиль отличается логической последовательностью своих композиционных частей текста, чему способствуют следующие приемы:

1) способы перечисления: во-первых, во-вторых, в-третьих; "вначале было это, затем то..."; "если это так, то из этого следует...";

2) для связок внутри текста используются речевые конструкции: однако, между тем, в то время как, тем не менее, подводя итог, поэтому и пр.

Научный стиль речи более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, где людей объединяет определенный уровень компетентности, есть потребность обменяться научными достижениями. В последнее время для повышения эффективности восприятия научного сообщения распространена практика использования иллюстраций и стендов при чтении научных докладов с использованием мультимедийных проекторов.

3. Публицистический стиль речи применяется при выступлении на публике. Это может быть устное выступление (речь, доклад, лекция, выступление на собрании или митинге, интервью на телевидении или по радио) или письменное (статья или заметка в газете, рецензия на профессиональную книгу). Публицистический стиль (лат. publicus – общественный) в основном обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, экономических и культурных. Данный стиль широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах.

В качестве основных характеристик публицистического стиля речи выделяют следующие:

информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов;

реальные жизненные явления и факты (проверенные, документальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуации, события, вести с мест, рассказы очевидцев;

книжно-абстрактные средства (такие слова, как; деятельность, обсуждение, исследование, понимание, процесс, понятие, система, свидетельствует, проводится, означает, требует и пр.);

приемы адресации, т.е. слова выступающего должны быть направлены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это предполагает обратную связь: вопросы и ответы ("Вы, сидящие этом зале" или "Ребята!");

доступность информации для аудитории;

экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Употребляемые в тексте речи факты оцениваются самим выступающим, комментируются и интерпретируются им; в речи широко используются высказывания известных лиц, анекдоты и исторические казусы (лат. casus – сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы, повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;

лаконичность речи (обеспечивает точность восприятия). Для этого используется дистилляция (разделение) текста, отбор лишнего, тщательное редактирование и сокращение, предельная стилистическая шлифовка мыслей;

юмор, остроты, ирония также допустимы, но бывают неуместны в адрес конкретных лиц[5].

В публичном выступлении необходима осторожность при использовании информации, которую можно отнести к клевете и диффамации (лат. diffamare – разглашать, порочить, лишать доброго имени), в виде ненависти, осмеяния, отчуждения, презрения. С осторожностью использовать компрометацию (фр. compromettre – вредить кому-либо, подрывать репутацию, доброе имя) дела, профессии, занимаемой должности. Не рекомендуется высказываться негативно о возрастных, половых, территориальных, расовых, сексуальных и других принадлежностях или предпочтениях сидящих в аудитории людей;

говорение непосредственно перед аудиторией, озвучивание текста и контакт глаз. Обычно при этом используются разнообразные невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, позы, интонации голоса, смена ритма речи, паузы, восклицания, улыбка и пр.

Описанные выше стили речи (официально-деловой, научный и публицистический) востребованы и практически используются в профессиональной коммуникации для достижения определенных целей.

4. Разговорно-бытовой стиль, в отличие от деловых стилей речи, обслуживает сферу неформальных отношений в быту, семье, дружеском кругу, профессиональной среде. Разговорная речь выполняет функцию межличностного общения, чаще проявляется в устной форме в виде диалога, часто диалог возникает спонтанно, без предварительного обдумывания. Разговорная речь эмоционально окрашена и способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности. В ней большую роль играют невербальные средства коммуникации и экспрессивные сигналы тела (см. гл. 2 учебника). Поскольку данный стиль относится к неформальному общению, в нем используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные высказывания и сокращения (Питер, общага, читалка, магаз и пр.), сленг ("э-блин", "прикольно", "я тащусь"), разговорно-бытовая фразеология ("гол как сокол", "бежит как угорелый", "как снег на голову" и пр.), глагольные междометия (шмыг, скок, шмяк, бряк и др.), разнообразные частицы (этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т.п.). В разговорном стиле широко практикуются вопросительные, побудительные и восклицательные предложения[6].

Соблюдение стилевых правил и норм позволяет каждому человеку соответствовать ситуации общения (например, имиджу делового человека или приятеля) и достигать определенных целей и результатов. Причем в основе достижения целей могут быть как эмоции, так и механизмы кооперации и сотрудничества.