"Степенная книга"

С деятельностью "ученой дружины" митрополита Макария связано составление "Степенной книги" ("Книги Степенной царского родословия"), где русская история представлена в виде жизнеописаний правителей – от князя Владимира I Святого до царя Ивана IV Грозного. В науке существует точка зрения, согласно которой "Степенная книга" – труд коллективный, но П. Г. Васенко не без оснований полагал, что автором произведения мог быть сподвижник Макария и его преемник на митрополичьей кафедре Афанасий (ум. между 1568–1575), одна из ключевых фигур истории Руси в период правления Ивана Грозного. Священник соборной церкви Переяславля, ученик преподобного Даниила Переяславского и автор его жития, в 1550-е гг. Афанасий становится протопопом московского Благовещенского собора и царским духовником. В 1552 г. он благословляет Ивана IV на Казанский поход и сам участвует в нем; в 1554 г. крестит царского сына Ивана; в 1564 г. становится митрополитом Московским.

Несмотря на близость к Ивану Грозному, Афанасий не одобрял политики опричного террора, неоднократно пытался "отмолить" попавших в опалу бояр. Как писатель он принадлежал к литературному кружку митрополита Макария и, без сомнения, принимал участие в создании "Степенной книги". На основании анализа исторических реалий текста памятника время работы над сводом ученые относят к 1560–1563 гг.; среди источников называют летописи, жития святых, народные легенды, памятники ораторской прозы и документальные свидетельства. Составитель "Степенной книги", подчеркивая компилятивный характер своего труда, сравнивал его с работой пчелы, собирающей нектар с "многоразличных цветец".

Главная цель "Степенной книги" – апология русского самодержавия, освящение его союза с церковью. Нс случайно тема "самодержавства" проходит через все повествование, а само это слово и его производные образуют в тексте устойчивую лексическую группу. Церковная интерпретация сути "московского самодержавства" и его насущных задач, таких как забота об укреплении основ православия, защита интересов церкви, борьба с еретическими движениями и т.п., имела актуальное звучание накануне конфликта "царства" и "священства" в годы опричнины, жертвой которого стал восприемник Афанасия – митрополит Филипп.

"Степенная книга", по определению В. В. Кускова, представляет собой "пышный риторический панегирик" русским самодержцам из рода Рюриковичей. Биографический материал в книге расположен согласно степеням родословной лестницы (отец, сын, внук и т.д.), причем членение его ведется не по великим княжениям, а по княжениям московским. Так, для всех правлений 1054–1113 гг. отведена одна степень (третья) и главным лицом сделан князь Всеволод Ярославич, от которого идет линия владимирских князей – предшественников московских правителей. В центре каждой степени находится биография государя, сопровождаемая сочинениями о митрополитах и святых, живших в то время, поскольку официальный свод пытался представить русскую историю как результат совместных и единодушных действий светской и церковной власти. Многие биографии князей напоминали жития святых, хотя не все исторические деятели были канонизированы.

Жизнеописания русских правителей насыщены историческим материалом преимущественно летописного происхождения. Так, в повествовании о жизни княгини Ольги, которое является преддверием "Степенной книги", читаются сведения о ней из летописных источников, похвального слова князю Владимиру, ранних кратких редакций жития, а также все, что связано с началом Руси и ее христианизацией; завершают произведение рассказ о перенесении мощей и похвала святой.

"Степенная книга" интересна тем, что в ней нашло отражение новое соотношение между историческим фактом и вымыслом в литературе XVI в. Наметившийся рост вымышленного в историческом повествовании во многом связан с процессом сближения литературы и фольклора. Используя легендарный материал, редактор "Жития княгини Ольги" начал рассказ со сцены первого знакомства Ольги, происходившей "от рода же не княжеска, ни вельможеска, но от простых людей", с юным князем Игорем.

Во время охоты под Псковом, переправляясь через реку, он обратил внимание на то, что ладьей управляет девица, "доброзрачна... и мужествена", и "разгорѣся желанием на ню и нѣкия глаголы глумлением претворяше к ней". Девушка же посоветовала Игорю научиться управлять собой, иначе он не сможет управлять державой; она была готова броситься в воду, чтобы избегнуть поругания и не допустить нравственного падения юного князя. Мудрость и решительность Ольги вспомнились Игорю, когда ему стали подыскивать невесту. Он отправил к псковитянке Олега, который "приведе ю съ подобающею честию, и тако сочтана бысть ему закономъ брака". Размышления над историческими фактами склоняют ученых к мысли, что в основе этой житийной версии лежит местная псковская легенда. Согласно другой точке зрения, Ольга имела знатное происхождение, принадлежала к княжескому варяжскому или болгарскому роду.

Стиль "Степенной книги" поражает цветистостью, торжественной приподнятостью, обилием оценочных эпитетов ("богомудренная Ольга", "зверонравный царь Темирь Аксак"), однако, по словам Д. С. Лихачева, в нем нет душевного трепета и теплоты чувства, которые свойственны агиографическим сочинениям Епифания Премудрого. По мысли ученого, это эклектический стиль, соединяющий в себе приметы старого стиля монументального историзма, присущего летописанию, с чертами нового экспрессивно-эмоционального стиля, ярче всего проявившегося в житийной литературе. Значение "Степенной книги" заключается в том, что в ней отразился процесс перемещения акцента с истории на исторического деятеля, поэтому стиль литературы XVI в. определяют как стиль идеализирующего биографизма. Княгиня Ольга, неоднократно и жестоко мстившая древлянам за смерть мужа, по версии "Степенной книги", делала это как мудрый "властитель", "чтобы установить к добру и пользе царскую власть в Русской земле". Ее внук Владимир, крестивший Русь, для агиографа тоже достоин всяческой похвалы, несмотря на языческое прошлое, ибо он "идольский разрушитель", "церковное утверждение" и "благоверия проповедник".

В XVII – начале XVIII в. предпринимались попытки продолжить "Степенную книгу" и, дополнив материалами о последующих царствованиях, создать на ее основе официальную историю России. "Степенная книга" послужила источником сведений для составителей Московского лицевого летописного свода, ее использовали в исторических трудах М. В. Ломоносов и Н. М. Карамзин.