Ставка отсечения по социальным проектам, реализуемым с участием государства
Социальная норма дисконта используется и разработчиками социальных и экологических государственных программ, и любыми экономическими субъектами, обращающимися за государственной поддержкой, так что такая норма должна рассматриваться в качестве национального параметра и централизованно устанавливаться органами управления экономикой.
П. Л. Виленский
В государственном секторе экономики вопросы оценки программ с текущими оттоками денежных средств и долгосрочной отдачей, часто трудно выражаемой в денежной форме, являются такими же актуальными, как и в коммерческой деятельности частного бизнеса. Активно исследования в области обоснования затрат и выгод по государственным вложениям ведутся с 1960-х гг. Камень преткновения - обоснование так называемой общественной или социальной ставки дисконтирования. Наиболее распространенные подходы базируются на ставке рефинансирования Банка России или стоимости заемных денежных средств, привлеченных под социальную программу. При обосновании социальной ставки доходности следует учитывать ряд моментов:
■ круг факторов, определяющих численное значение ставки, шире, чем для частного бизнеса, так как необходимо принимать во внимание различные интересы всего общества;
■ ставка должна учитывать региональные особенности реализации программ и проектов, а также потребность в них на данный момент;
■ эта ставка более чем "ставка частного капитала", статична и регламентирована.
Обычно министерства финансов различных стран устанавливают собственные методики оценки долгосрочных проектов государственных расходов1. Например, при рассмотрении предложений по расходованию средств Инвестиционного фонда РФ заложена требуемая доходность в 4%.
Во многих странах ставка задается на государственном уровне, па-пример, в Великобритании принимается на уровне 3,5%.
Аналитический метод, позволяющий обосновать социальную ставку, основан на оценке ставки межвременных предпочтений (social rate of time preferences, STPR). Эта ставка характеризует доходность, по которой общество в целом готово пожертвовать настоящим потреблением за будущее. Здесь ставка дисконтирования связана с изменением в величине потребления в различные периоды времени. Можно принять, что общество обладает положительным межвременным предпочтением, однако ставка для общества ниже ставки индивидуума. Причиной этого является возможность снижения риска за счет действий государства и высокой степени контроля (по крайней мере, в теории - со стороны общественных организаций, наблюдателей, аудиторов и т.п.). Формула для расчета ставки имеет определенное сходство с моделью САРМ для частного капитала.
Социальная ставка межвременных предпочтений зависит от трех параметров3: индивидуальной ставки межвременных предпочтений (р),
эластичности предельной общественной полезности по потреблению (р) и темпа роста потребления на душу населения (&'):
В ряде исследований доказываются преимущества выделения двух факторов влияния на индивидуальную ставку межвременных предпочтений (р): А - "чистой" ставки межвременных предпочтений; /. - параметра, отвечающего за изменение жизненного риска, когда для индивида учитывается вероятность не дожить до того момента, когда возможно отложенное потребление. Исходя из темпа роста потребления в Российской Федерации в 26% год, эластичности предельной полезности в 0,37 и ставки межвременных предпочтений порядка 1,6% оценка социальной ставки равна 11,2%.