Статус главы государства и правительства в развивающихся странах
Чаще всего главой государства является президент, а не монарх. Институт монархии утвердился в Брунее, Иордании, Катаре, Кувейте, Лесото, Марокко, Саудовской Аравии и некоторых других государствах Азии, Африки и Океании. В Малайзийской федерации существует выборный монарх (верховный правитель), избираемый сроком на пять лет Советом султанов в порядке очередности. В него входят руководители девяти княжеств (султанатов), образующих Малайзийское государство. Выборная монархия - большая редкость в современном мире.
При республиканской форме правления глава государства избирается населением (избирательным корпусом) или на заседании парламента сроком пять-семь лет. В ряде государств президент может избираться неоднократно, без каких-либо временных ограничений. Так, в Индонезии генерал Сухарто (1921-2008) избирался на президентский пост в условиях установленного им авторитарного режима шесть раз в 60-90-е гг. XX в. и вынужден был его покинуть в 1997 г. в результате народных волнений и под давлением мирового общественного мнения. В сентябре 2005 г. президентом Египта стал лидер правящей Национально-демократической партии Хосни Мубарак, возглавлявший это крупное арабское государство с 1981 г. почти 30 лет. Впервые он был избран в ходе альтернативного голосования и получил 88% голосов избирателей. Срок его полномочий - шесть лет. Однако в результате народных выступлений в феврале 2011 г. бессменный лидер X. Мубарак был свергнут и власть перешла к коллективному военному руководству - Высшему совету вооруженных сил. Началась подготовка нового конституционного акта, призванного заменить устаревшую и де-факто не действующую Конституцию 1971 г.
В последней трети XX века в ряде государств сложился институт пожизненного президентства (Заир, Индонезия, Малави, Тунис, Уганда, Центрально-Африканская Республика), являвшийся основой антидемократических режимов и по своей сути близкий к самым одиозным монархическим формам правления. В этом случае глава государства занимал свой пост десятилетия, часто даже без формальных избирательных процедур, и обладал неограниченной властью, нередко приводящей к многочисленным злоупотреблениям.
Этому институту не известны какие-либо цивилизованные ограничения в процессе осуществления властных полномочий, для него характерна практически полная политическая и конституционно-правовая безответственность.
Принятая в 2012 г. новая Конституция Сирии (взамен устаревшей и архаичной Конституции 1973 г.) предприняла попытку модернизировать институт главы государства. Основные нормы подняли минимальный возраст президента с 34 до 40 лет, при этом кандидат на эту должность должен быть "женат на гражданке Сирии и проживать в Сирии постоянно". Он может избираться не более чем на два срока по семь лет, неоднократное переизбрание, как это было ранее, не предусмотрено.
Статусу главы государства присущи следующие черты.
1. В большинстве африканских и азиатских стран глава государства обладает обширными полномочиями в самых разных сферах жизнедеятельности общества. Это центральная фигура ("первое лицо") не только в государственном аппарате (включая вооруженные силы), но и в общественно-политической сфере, поскольку возглавляет правящую политическую партию или движение.
2. Чаще всего он стоит во главе исполнительной власти или, по крайней мере, контролирует ее.
3. В отдельных странах функции лидера государства может осуществлять высшее должностное лицо, являющееся председателем Государственного (Революционного) совета и командующим вооруженными силами (или как вариант - сухопутными войсками).
В парламентской республике глава государства обладает в целом ограниченными полномочиями, а систему центральных исполнительных органов государственной власти возглавляет глава правительства (премьер-министр). Типичный пример - Индия, представляющая парламентскую республику, где доминирующая роль в жизни страны принадлежит парламенту и формируемому им правительству. Глава государства - президент Индии, избираемый специальной коллегией выборщиков на пять лет с возможностью неоднократного переизбрания. Это одно из немногих государств третьего мира, в котором утвердился демократический политический режим и такой его атрибут, как выборность центральных, региональных (штатных) и местных органов власти.
Правительство чаще всего ответственно перед главой государства, а не перед парламентом, и работает под его контролем.
В некоторых африканских и азиатских странах главой государства может быть не монарх или президент, а другое должностное лицо, например в Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР) - председатель Национального комитета обороны, в Ливии - председатель Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (1977-2011 гг.). В Ливии в октябре 2011 г. верховная власть перешла к Национальному переходному совету и прекратила существование авторитарная и уникальная модель управления в виде Социалистической Джамахирии - режима народной власти во главе с М. Каддафи, правившим страной с 1969 г.