Лекция 10. СТАРОСТЬ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
– основные задачи развития в старости;
– особенности психосоциального развития в старости;
– особенности самосознания в старости;
уметь
– определять трудности развития в старости;
– выявлять признаки прохождения человеком кризиса позднего возраста;
владеть
– способами применения полученных знаний в практической работе с человеком в старости;
– навыками анализа поведения человека в период прохождения кризиса позднего возраста;
– навыками прогнозирования собственного развития.
Основные задачи развития
Кризис позднего возраста
Важней задачей развития в этот жизненный период является прохождение и благоприятное разрешение кризиса позднего возраста, который маркирует завершение периода зрелости и переход к следующему возрастному периоду – позднему возрасту, или старости.
Возрастные границы кризиса. Чем дальше человек находится от своего детства, тем менее его развитие определяется его календарным возрастом. Кроме того, восприятие собственного возраста самим человеком может существенно отличаться от календарного. Вот почему при определении возрастных границ старости целесообразно основываться на качественном изменении социальной ситуации и социальных ролей человека. Таким образом, за условные границы старости будем принимать 55–65 лет, т.е. возраст изменения основной профессиональной активности, которой человек занимался до того. Это может быть прекращение профессиональной активности, т.е. выход на пенсию, или продолжение профессиональной активности, но в качественно другой форме, например, вместо преподавания в вузе человек начинает заниматься частными уроками. В любом случае человек приобретает новый статус пенсионера и начинает ощущать свою принадлежность к этой возрастной группе. При сохранении прежней профессиональной активности у человека кризис также будет присутствовать, поскольку изменение социальной ситуации коснется его возрастной группы и потому будет "примерено" им на себя, однако кризис будет проходить менее остро, более растянется во времени.
Особенности кризиса. Кризис позднего возраста является наиболее социально обусловленным, по сравнению с остальными. Как нередко полагают, в нашей стране самым значимым фактором для этого является недостаточно хорошее экономическое обеспечение пенсионеров, что вызывает у людей страх будущего. Однако, несмотря на важность данного явления, оно представляется все-таки не главным. В современном обществе, ориентированном на культ успеха и социальных достижений, присутствует стереотипное восприятие ценности человека через значимость его социальной роли. Как следствие, занятые в общественном производстве люди обычно считаются более ценными, чем неработающие. Причем другие сферы труда, например дачный участок или собственная квартира, не дают человеку ощущения собственной ценности. В результате перед выходом на пенсию у человека может возникнуть тревога от угрозы снижения чувства самоценности, собственной нужности окружению, а после выхода – резкое снижение самооценки и стремление ее компенсировать различными неконструктивными способами, например демонстративной агрессивностью.
Следующее стереотипное заблуждение – понимание старости как периода отдыха, заботы о здоровье, в котором человек освобожден от обязанностей, может не вносить свой вклад в развитие общества. Действительно, выход на пенсию у нас называется "выходом на заслуженный отдых", однако мы забываем, что само понятие "пенсия" является достаточно молодым. В традиционной культуре люди любого возраста имели свои социальные обязанности, другое дело, что у зрелых людей и стариков они были разными. Можно предположить, что именно это заблуждение приводит к тому, что "социально обманутый" человек в процессе кризиса выбирает для себя в качестве стратегии старения сохранение себя как индивида.
Согласно М. В. Ермолаевой, во время кризиса позднего возраста человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор стратегии последующей жизни. Первая стратегия предполагает возможность дальнейшего прогрессивного развития личности. Она осуществляется при стремлении человека к сохранению старых и формированию новых сфер социальных связей, дающих ему возможность ощущать свою общественную пользу. Вторая стратегия – стремление сохранить себя как индивида, т.е. переход к деятельности, направленной на выживание человека как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Понятно, что возможность развития при такой стратегии ограничена. Выделенные стратегии различны и обеспечивают разные качество и удовлетворенность жизнью. Важно, что вторая стратегия лишает человека мотивации поиска социальной активности в старости, дальнейшего развития, тогда как первая дает возможность ощущать свою социальную значимость, радость жизни, но главное – позволяет человеку продолжать самоактуализироваться в различных жизненных сферах, не только в профессиональной.
Социальные предпосылки кризиса
Трудно ранжировать факторы, влияющие на появление данного кризиса, по степени значимости. Поэтому еще раз вспомним тот стереотип, который влиял на предыдущие кризисы и который теперь начинает просто давить на человека, потому что раньше он только примерялся, а сейчас как бы надевается человеком на себя. Это стереотип восприятия старости как периода угасания – физического, интеллектуального, личностного, периода нищеты и болезней, отсутствия радости жизни, одиночества. Он формирует у человека мотивацию избегания неудачи в старости вместо мотивации успеха. Как следствие, человек старается избегать приписываемых старости трудностей – болезней, одиночества и др., вместо того чтобы искать новые источники радости. Этот стереотип вызывает у человека острый страх старости.
Кроме того, в современном обществе для многих людей профессиональная деятельность не только составляет важнейшую основу самооценки, но и является одним из значимых смыслов жизни, поэтому изменение сферы профессиональной активности ставит перед человеком задачу поиска смысла и цели последующей жизни. Можно сказать, что старость с ее уменьшением жизненной перспективы, резким изменением социальной ситуации испытывает на прочность имеющуюся у человека структуру смысла жизни. Согласно В. Э. Чудновскому, под структурой смысла жизни понимается имеющаяся у человека структурная иерархия различных жизненных смыслов, при этом общий смысл жизни определяется как ОГЛАВЛЕНИЕм главного смысла, так и характером его взаимоотношений с другими жизненными смыслами.
Тогда первой – конструктивной – стратегии жизни будет соответствовать сохранение имеющейся ранее структуры смысла жизни, хотя главный ведущий смысл иерархии может измениться. Как отмечает В. Э. Чудновский, это происходит, когда структура смысла жизни является иерархией гармоничного взаимодействия больших и малых смыслов жизни человека. Важно отметить, что главный компонент такой иерархии, хотя и является ведущим, тем не менее выступает лишь ее элементом, испытывающим влияние других смыслов.
Вторая – деструктивная – стратегия жизни будет характеризоваться так называемой распадающейся структурой смысла жизни, когда структурная иерархия во многом перестает существовать, а главный смысл распадается на ряд малых смыслов. В этом случае субъективно ситуация может восприниматься как потеря смысла жизни вообще.
Помимо социальных предпосылок на появление данного кризиса влияют внутриличностные факторы, и основной из них – страх окончания жизни, который субъективно воспринимается как осознание того, что жизнь уже прошла и ничего хорошего впереди не будет.
"Итак, мне 52. Как говорится, еще не старость, но уже и не радость. А чего радоваться, когда осознаешь, что уже все было и больше не будет того, о чем мечталось в молодости?
Не будет ожидания Встречи. (Как у Блока: "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – все в облике одном предчувствую Тебя".) Не будет мечтаний о будущем: кем станешь, что создашь, чего добьешься? Уже произошла Встреча (и это прекрасно), уже состоялся в профессии и многого добился (и это замечательно). По все это УЖЕ, а не ЕЩЕ. А значит, что остается в жизни? Доживать? Вот главная трудность моего возраста – осознание того, что жизнь, в общем-то, прошла".
М., 52 года
Насколько осознанно решается проблема поиска и выбора смысла жизни в этот возрастной период? По-видимому, не всегда осознанно. Пользуясь типологией смыслов жизни Д. А. Леонтьева, можно заключить, что конструктивной стратегии жизни соответствует два варианта:
1) неосознанная удовлетворенность жизнью, что предполагает, с одной стороны, невключенность рефлексии, отсутствие размышлений о смысле жизни, а с другой – наличие ощущения наполненности жизни;
2) осознанная удовлетворенность. Здесь человек в состоянии дать себе отчет о смысле жизни, при этом нахождение смысла способно стать результатом серьезной внутренней работы.
"Очень многие мои сверстницы – бывшие подруги и приятельницы – не смогли принять произошедших с ними перемен, своей беспомощности. Ведь по сравнению с тем, чем мы были 10 лет назад, мы выглядим просто дряхлыми развалинами. Некоторые погрязли в семейных делах детей и внуков и полностью зависят от них не только материально. Другие не вынесли одиночества: наследники выросли и оставили их наедине со старостью, болезнями, проблемами.
А мне вовсе не одиноко – сложно быть одинокой в окружении семьи из 16 человек (кошек). Что касается пенсии и дождика, то бывало и похуже. У Вольтера был чудесный персонаж – метафизик и философ Панглос, который основным принципом своей жизни называл фразу: “Нельзя говорить, что все хорошо, следует говорить, что все к лучшему”. Вот про “все к лучшему” я обычно и стараюсь думать в печальные моменты.
Но чего мне стоил этот так называемый оптимизм! Сколько понадобилось сил для того, чтобы переосмыслить свою жизнь и спокойно принимать свою старость!
Моя старость, я поняла, – это просто новое для меня время, новый этап в жизни. В нем есть свои трудности, конечно.
И Господь распорядился так, что обычно этих трудностей гораздо больше, чем в других возрастах, они тяжелее переносятся. Но как раз теперь очень важно понять и определить для себя смысл дальнейшей жизни. Благодаря воле Божьей у меня получается не заблудиться в потемках".
Ж., 68 лет
Деструктивной стратегии жизни может соответствовать осознанная или неосознанная неудовлетворенность. В ситуации осознанной неудовлетворенности человек испытывает чувство отсутствия смысла жизни. Неосознанная неудовлетворенность сопровождается чувством пустоты, недовольством жизнью без осознавания причин.
"Я стала старая. Нет интереса к жизни, нет желания разговаривать с кем-либо. Я вообще, все время думаю, что осталась одна, не с кем поговорить. Плакать все время хочется, не знаю почему, но хочется".
Ж., 63 года
Основные вопросы кризиса: "Что делать дальше? Кому и чем я могу быть полезен? В чем смысл моей жизни?" Метафорически данный кризис можно представить картинкой "парашютист впервые готовится к прыжку": он стоит у открытого люка самолета, ему предстоит сделать первый шаг "в никуда", для того чтобы потом насладиться полетом.
Специфика протекания кризиса
Несмотря на размытость временных границ кризиса и, как следствие, неочевидность сопутствующих ему переживаний, у некоторых людей присутствует стремление уйти от кризиса. Это выглядит как подражание людям более молодого возраста в одежде или образе жизни, избегание мыслей, связанных со второй половиной жизни.
"Возраст, где мой возраст?! Я тебя не чувствую или не хочу чувствовать. Не хочется задумываться. Останавливаться нельзя, можно потерять темп. Стиль одежды пока не меняю. Слава богу, утро проходит быстро, когда надо пристально всматриваться в лицо, нанося утренний крем. Ненавижу свое утро, свои морщины, мешки под глазами... Очень боюсь заскучать. Неужели через несколько лет на пенсию? Нет, пока мы еще на старте. Новая работа держит в тонусе. Надо равняться на молодых, это, оказывается, совсем не сложно. Они какие-то хворые, думают медленно, то проспят, то недоспят. Ура, я сильней, выносливей! Мы еще можем ради одного дня купить сапоги на шпильке!"
Ж., 52 года
Как отмечалось ранее, пусковой точкой кризиса можно назвать появление страха будущего, боязни снижения уровня жизни после изменения профессиональной активности. Поэтому начинается кризис за несколько лет до предполагаемого изменения профессиональной активности и чаще всего продолжается еще некоторое время после выхода на пенсию. Как и в другие кризисные периоды, в это время снижается настроение, появляется ощущение тревоги, недовольство жизнью.
"Мне уже 53. Приближаюсь к пенсии. На работу сейчас устроиться довольно сложно, а я ведь многое могу, умею. Дома все одно и то же – с работы каждый день домой, готовить ужин, смотреть телевизор. Так все однообразно! Вот было бы здорово взять, бросить все, да и уехать, неважно куда, отдыхать. В городе я чувствую себя подавленной и уставшей. Это состояние продолжается у меня уже довольно длительный период. Такое чувство, будто нет сил. Хочется все время спать, апатия и безразличие к тому, что происходит в мире".
Ж., 53 года
Приходят мысли о пенсии, о необходимости жизненных изменений, при этом пугают и сами изменения, и новизна ситуации без привычных обязанностей.
"Мне уже много лет. Скоро пенсия. Я даже не знаю, что буду делать на пенсии, – работать или уйду с работы".
Ж., 52 года
"Меня беспокоит то, что я должна буду скоро уйти на пенсию. Мой материальный доход сократится. Уход на пенсию меня страшит. Какой-то новый, неизвестный мне жизненный рубеж. Как я буду без работы, без коллектива? В связи с уходом на пенсию возникнет много проблем".
Ж., 54 года
Остро переживается страх не только выхода на пенсию, но и будущего в целом, причем нередко он носит характер заботы о близких, а иногда дополняется страхом одиночества, беспомощности в старости.
"Беспокоит наша неопределенность и нестабильность в завтрашнем дне. Нет в нашей жизни уверенности, что завтра все будет хорошо. Болит душа, а как будут жить мои дети?
В таком агрессивном мире, где нет нормальных человеческих отношений, где каждый сам по себе... Как жить в государстве, которое не может защитить меня и моих детей?"
Ж., 53 года
"Пожилым людям нужна физическая помощь, чтобы их любили, уделяли немного внимания. Очень тяжело переносят старики, когда дети отдают их в пансионаты. Они там быстро умирают от одиночества".
Ж., 57 лет
Страх будущего у работающих людей вытесняет даже то недовольство настоящим, которое действительно имеется. У неработающих, наоборот, происходит акцентирование негативных аспектов жизни, а тс позитивные аспекты, которые не присутствуют, не рассматриваются.
"Да, сейчас трудно живется, но потихоньку справляемся. А что потом?.."
М., 58 лет
"Что хорошего может быть на пенсии? Все хорошее – там, в прошлом. С мая заезжаю на дачу, и там до октября. Так и живу".
М., 62 го да
Часть людей, занятых тяжелым или малоинтересным трудом, наоборот, может стремиться к пенсии. У них кризис начинается уже после прекращения профессиональной активности, когда встает вопрос о необходимости структурирования времени по-новому.
В отличие от предыдущих кризисов меньше энергии тратится на подведение итогов, возможно, потому, что основное место занимают мысли о собственной нужности кому- либо, с одной стороны, и страха обременить собою кого-то из близких – с другой.
"Сын скоро женится. Я ему уже не буду нужна так, как прежде. А на пенсии не буду ли ему в тягость?"
Ж., 54 года
Существенное место в размышлениях человека занимают мысли о смерти, тем более что к этому времени уже кто-то из друзей, знакомых сверстников уже ушел из жизни.
"Иногда хочется умереть... Впасть в бесконечное спокойствие, чтобы никто не трогал... Такие мысли появились лет двадцать назад, а сейчас они появляются все чаще и чаще. Еще болезней куча навалилась. Хочу, чтобы мои дети на ноги поскорее встали и помогали мне, потому что жить на одну пенсию ужасно. Раньше я думала, что мне никогда не будет 55 и я не уйду на пенсию. Потом я стала ждать пенсию, думая, что это здорово – не работать. Сейчас я поняла, что этот момент настал. Я старею, и назад пути пет..."
Ж., 55 лет
Разрешение кризиса обычно происходит через принятие ситуации выхода на пенсию, а через это – и своего возраста.
"Да, я бы еще поработал, силы есть. Обидно, что приходиться с этим мириться. Но что делать – жизнь продолжается".
М, 59 лет
Облегчает разрешение кризиса умение человека подвести итоги прожитого периода жизни, удовлетворенности им, гордости за себя и свой жизненный путь.
"Да, я счастливый человек. Я много видел в жизни, я испытал много счастливых моментов. Я счастлив, что встретил твою бабушку. У меня была счастливая жизнь. Мы родили двух прекрасных дочерей. Я люблю свою работу. И я, честно говоря, не кривя душой и с гордостью, могу сказать, что в своей области я много сделал. Твой дед, между прочим, плотину построил..."
М., 62 года
"Мне кажется, я даже уверена, что прожила жизнь не зря. Все успела сделать. Верится, что мои труды не пропали даром и что любовь и дочки, и внучки теплом отзываются в моем сердце. Наверное, и старость хороша, когда родные сердца ее греют".
Ж., 65 лет
Приходит радость от настоящего, которое и без постоянной профессиональной активности может быть ярким и интересным. Быстрее, легче ее находят люди с наличием творческого отношения к жизни, т.е. умением творчески относиться к домашним делам – приготовлению пищи, строительству дома на дачном участке. Они имеют возможность созидать и ощущать через это собственную ценность и нужность окружающим.
"Пенсия – это начало старости. Человек, проработав 25–30 лет своей взрослой жизни, попадает в тупик. Появляется ощущение ненужности. Важно в этом возрасте ощутить свою нужность кому-то, понять, что у тебя теперь гораздо больше свободного времени, и ты можешь его дарить родным и близким. Ты можешь очень многое для них сделать, чем облегчишь их жизнь. И, увидев благодарность и любовь в глазах очень дорогих тебе людей, ты поймешь, что каждый возраст хорош своей особенной красотой".
Ж., 56 лет
"Мне нравится мой возраст. Дети выросли, и в целом, в главном они меня радуют, я могу ими гордиться, на них можно положиться. У меня есть муж, которого я люблю, и он меня тоже. У меня прекрасные друзья, и их, слава богу, много. Мне хочется жить, и как взрослый человек, и одновременно, как молодой (ходить гулять, "тусоваться"). И это здорово! Хочется дожить до того момента, когда все мои дети станут совсем взрослыми, все женятся и народят мне внуков.
И обязательно останутся таким и же хорошими людьми. Это счастье. В 60 лет жизнь, пожалуй, только начинается".
Ж., 60 лет
Благополучному разрешению кризиса способствует наличие у человека широких социальных контактов и социальной активности, не сводящейся исключительно к профессиональной деятельности.
"У всех знакомых моего возраста жизнь складывается по-разному. Вот у меня, например, дни проходят незаметно. Хочется все успеть. Только вот давление иногда меня успокаивает. Но от давления и вообще от простуды я спасаюсь ежедневным холодным душем. А еще мы с девчатами ходим в баньку попариться. Ох, люблю я это дело! Еще мы с ними дома иногда собираемся, особенно по праздникам. Чаще у меня. Шутим, поем, любим потанцевать".
Ж., 63 года
"Некоторые вдруг просыпаются знаменитыми. А я приобрела большее, на шестом десятке, правда, не вдруг, стала просыпаться счастливой, радостной, что называется, открылись глаза. Я так много печалилась, горевала, страдала, боялась и сомневалась. Так отравилась всем этим, что больше не хочу и не буду. Скажете “пир во время чумы”? Да. Пир радости. Я выбираю его, на то я и человек – что хочу, то и делаю. Я открываю глаза и подбираю бусинки радости. Вот они сверкают везде, во всем! В любое время года, в толчее метро, в очередях... На грязном и скользком тротуаре, спорим, найду красоту и гармонию.
Ну, а как же хаос, препятствия и трудности? Ими я уже не живу, я их обхожу, отметаю, плюю на них, в конце концов.
Я живу и радуюсь. Пусть у меня на сберкнижке полпенсии, на черный день не коплю, потому что его не будет. Все, кому нравится думать о черном дне, да еще и вкладывать в него свои кровные, питать его, пусть – вольному воля! А вот мне – спасенному рай! В моем раю нет места ничему черному. Там Радость".
Ж., 53 года
Более быстрому завершению кризиса помогает "внутренний ребенок".
"Я иногда мастерю игрушечные пистолетики, чем дико раздражаю жену. Есть у меня любимое существо – собака. Когда был моложе, даже ходил на охоту. Собаку балую, обожаю кормить со стола. Жена говорит: “Ну, ты как ребенок!”
А я в душе, как ребенок – люблю поиграть, покушать. Люблю, когда приходят гости. А еще обожаю хвалить дочек".
М., 70 лет
Многие говорят о переоценке ценностей, в особенности в отношениях между людьми. Какие-то отношения с утерей профессионального статуса сходят на нет, зато появляются другие, более глубокие и надежные, потому что они ориентированы на истинное "Я" человека.
"С возрастом понимаешь цену человеческим отношениям. Начинаешь замечать и ценить то, на что раньше не обращал внимания".
Ж., 64 года
"Самое главное в жизни – эго путешествия и взаимоотношения с людьми, чтобы было много знакомых, друзей, родственников. Надо им в силу своих возможностей помогать, даже материально и морально поддерживать, потому что со временем приходит другое понимание жизни. Случаи, которые казались ужасными, уже не кажутся такими. Они кажутся смешными. Думаешь, за что переживал? Не стоило таких переживаний. Главная ценность, понимаешь теперь, – это люди".
Ж., 64 года
"Мое внутреннее эмоциональное состояние и восприятие жизни не дают мне ощутить мой возраст. Умудренная опытом пройденной жизни, я стала глубже ощущать жизнь во всех ее проявлениях. В молодости мы редко задумываемся о сути жизни, а теперь я вдруг становлюсь философом, я вдруг познала суть многих явлений, составляющих жизнь. Идет мощный процесс познания жизни заново, более глубокий и полезный. Каждое прожитое мгновение обретает значимость и неповторимую прелесть. По-другому вижу мир, все, из чего он состоит. Появилась вдруг огромная радость бытия, радость, что я живу не зря. Этому способствовала вся моя Назад жизнь. Я проработала преподавателем разных языков в университете и в школе более 30 лет. Теперь я на пенсии. Свою работу я не бросаю, обучаю детей и взрослых языкам. Я радуюсь каждому дню и благодарна Богу за все, что он мне дал в этой жизни хорошего, – мужа, прекрасных детей, отличного зятя, а 6 месяцев назад мне подарили внука. Великая радость бытия, радость сознания своей нужности тем, кто рядом со мной, даст мне огромный заряд бодрости, прочности. Я всегда пою, танцую. У нас в доме звучит музыка. Я общаюсь с друзьями. Наш дом полон людей. Ухаживаю за своими любимыми собаками. Веду всю жизнь дневник. Хожу на концерты, выставки. Отдыхаю среди книг моей библиотеки. Слушаю любимых композиторов. И вечерами думаю о завтрашнем наряде".
Ж., 62 года
Умение смотреть на жизнь с точки зрения не только потерь, но и получаемых с возрастом возможностей, позволяет людям найти новые смыслы жизни помимо профессиональной деятельности.
"Теперь я наконец-то займусь дачей. Сам буду делать рассаду. Хочу обеспечить овощами и фруктами и себя с женой, и семьи моих дочек".
М., 63 года
"Несмотря на то, что я не работаю, свободного времени немного. Стараюсь заниматься своим самообразованием даже в эти годы. Преимущество в том, что появилось время заняться собой".
Ж., 64 года
"Мне 68 лет. Как я чувствую свой возраст? Каждый чувствует его по-разному. Многие становятся малоподвижными, ворчливыми, злыми, теряют интерес к жизни и ждут соей участи – смерти. Я же о ней не думаю. Если взять физическую сторону, я активна, подвижна, люблю спорт, зимой – лыжи, летом – бег и велосипед.
Люблю слушать музыку, прочитать хорошую книжку, люблю природу и все живое на земле. Есть куры, которые несут очень вкусные яички. Еще я очень люблю ходить в лес по грибы, по ягоды. Мне нравится слушать лесные звуки: шум ветерка, треск сосновых веток под ногами.
Одним словом, я люблю жить. И я благодарю Бога, что желание жить у меня с годами не пропадает. Хочется своих девочек-внучек видеть счастливыми, научить преодолевать трудности, любить и бережно относиться к родным. В этом я вижу смысл моей жизни. Ради этого стоит жить! И я стараюсь!"
Ж., 68 лет
Человек находит место приложения своей социальной активности, определяет форму и ОГЛАВЛЕНИЕ пользы, которую ои может приносить окружающим.
"Конечно, стараюсь быть полезной. У меня двухкомнатная квартира. Одну комнату сдаю студентке. Так я ее вещи иногда постираю, поглажу – времени у меня хватает. Еще иногда сижу с мальчиком из соседской квартиры. Забираю из школы и нахожусь у них до прихода родителей. За это денег не беру – мне же это не трудно".
Ж., 65 лет
"Я стараюсь но мере сил справляться с трудностями, не докучать никому. У нас ведь как относятся к старикам: если ты стар, значит, уже ни на что ни способен и никому не нужен. Это совсем не так. Надо жить, а не жалеть себя, что ты самый больной и несчастный человек в мире. Ведь это прекрасно, когда ты своим настроением заражаешь всех вокруг, помогаешь людям справляться с их трудностями, просто приводя себя в пример. Я считаю, что много сделал за свою жизнь. Конечно, я ничего не изобрел, но вырастил двух прекрасных сыновей и всю жизнь пытался помогать людям. Ты даже представить себе не можешь, сколько радости людям приносит музыка! Вот к жене придут ее подружки, все со своими проблемами: и таблетки дорогие, и пенсия маленькая, и молодежь развратная... А я достану свой аккордеон, наиграю пару песен, и всем хорошо, и все проблемы ушли на второй план".
М., 65 лет
"Посмотри, сколько у нас в городе ворчливых, вечно всем недовольных старух. Я думаю, это от того, что в жизни им нечем заняться. А были бы при деле, и ворчать бы меньше стали. Ведь надо же жить своей жизнью, причем жить в деятельности, а не ругать целыми днями всех подряд. Вся ворчливость и недовольство идет от неумения радоваться жизни. Отсюда и пессимизм, что жизнь прошла. Надо не сидеть, сложа руки, и жалеть себя, а активно наслаждаться жизнью. Я хоть всю жизнь проработала, и сейчас не собираюсь отдыхать.
Слишком много свободного времени без дела – вот наш враг. Вот наш клуб эту задачу и решает – организацию досуга. Организовала общество активных старушек. Поначалу сложно было вовлечь людей, ведь кого оторвешь от любимых сериалов? Но потом люди стали понимать, что гораздо веселее проводить время вместе, чем проливать слезы над трудными буднями мексиканских актрис.
Лучший образец нашего общества – это я. Не ворчу, не ссорюсь, не грущу, с внуками и детьми вижусь регулярно. Наверное, это оттого, что мой главный девиз в жизни: ЖИТЬ НА ПОЛНУЮ КАТУШКУ! Вот и мои дети предлагают мне в префектуру баллотироваться. А что, может и получится?
Ух, я тогда такое заверчу!"
Ж., 68 лет
Можно возразить, что не любой человек после выхода на пенсию имеет возможность продолжать социально активную жизнь. У некоторых действительно есть проблемы со здоровьем. Однако, думается, социальную активность нужно понимать шире – как деятельность, направленную на осуществление пользы окружающим. Тогда, скажем, написание поздравительных писем тоже можно считать социальной активностью. Возможно, здесь действует индивидуальный жизненный стиль, который присутствовал и в более ранние периоды жизни человека.
"Дорогая Ольга Владимировна, здравствуйте. Спасибо, что поздравили меня. А я вот – нет. Просто не было открыток. Я желаю вам здоровья, бодрости. И посылаю в подарок свое стихотворение.
В прохладный букет сирени
Так хочется спрятать глаза.
Мечтать и вздыхать в забвенье
И слушать, что ты сказал.
Слова мне шептал такие,
Что сердце зашлось от любви.
Ты мне повтори их, милый,
Я слушаю – ты говори.
Тебя я слушать готова
Всю ночку, до самой зари.
Ты повторяй мне их, милый.
Я слушаю. Ты говори.
Правда, это стихотворение больше подходит для ваших студентов, но вы не обидитесь, я знаю. Ваша Нат. Ник.".
Ж., 76 лет
Необходимо отметить, что творческая активность пожилых людей способна вызывать сопротивление окружающих, если они придерживаются существующего стереотипного взгляда на старость как на период отдыха от жизненных ролей. Важно, чтобы у человека присутствовала готовность к изменениям, вера в то, что в любом возрасте могут произойти удивительные повороты, причем не обязательно печальные.
"Я перенес инфаркт, и мне сделали операцию на сердце. Я думаю, что после операции во мне просто проснулись какие-то новые силы. Л может, кровь стала лучше бегать по телу, глаза стали более зоркими – я вдруг увидел многоцветный разнообразный мир. После операции я часто гулял у моря, смотрел на воду, и это меня лечило. А потом стал лечиться цветом. Нередко я с утра встаю к холсту и только в пять часов вечера прихожу в себя. Батюшки! Не ел, не пил. Все, сил нет, выложился. Но какое блаженство!"
М., 65 лет
"Я решил отпраздновать свое семидесятилетие тем, что купил туристическую путевку – путешествие по горному Кавказу на лошадях. Раньше на лошадь садиться не приходилось, поэтому было трудновато. Правда, переходы были небольшими, в группе были почти одни женщины. Впечатлений очень много".
М., 71 год
Важно, чтобы человек продолжал видеть будущее, строить конкретные планы, ставить цели.
"Сейчас жизнь другая. Она радует нас даже мелочами, но это тоже неплохо. Я думаю, жизнь моя изменится, станет более интересной. Мне нравится все то, что я делаю. Мечтаю написать книгу о своей нелегкой, но интересной жизни, которую хочу назвать “Родиться заново”".
Ж., 52 года
Основным новообразованием данного возраста является познание человеком своего истинного "Я", освобожденного от тех социальных ролей, которые он выполняет вынужденно, по необходимости. Это профессиональные роли и семейные, связанные с выращиванием детей. Социальная активность человека после выхода на пенсию добровольна, и тем более велика ее ценность. Можно сказать, что пенсия является своеобразным экзаменом человека на наличие у него социального интереса: будет ли он проявляться, если потеряет характер вынужденности и станет полностью добровольным.
Но, как кажется, имеет смысл постараться выдержать этот экзамен, и тогда о нем будут рассказывать или впоследствии вспоминать так, как наши студентки.
"Мне повезло – я живу со счастливым пожилым человеком. Это моя бабушка. Жизнь ее мало чем отличалась от других: детство в деревне, многодетная семья, репрессированный отец, дальневосточная стройка. Потом завод, работа инженера-экономиста. Народный театр. Муж, сын, дочь. Сноха, зять, внуки.
И наконец, пенсия.
Бабушка очень гордится своими детьми и внуками. Едва ли не самая большая ценность в доме – юмор. Бабушка любит говорить, что у нас “юморная” семья и что с нами не соскучишься. Она любит шутки и розыгрыши, анекдоты, выступления сатириков. Смеется громко, до слез. До слез доводит нас фразами типа: “Достань чайник из-под воды и сделай его горячим”.
Еще одна ценность – статус. Бабушка – староста в своем народном хоре. Здесь ее отличают те же качества, что отличали когда-то на заводе: активность, деловитость, аккуратность.
Бабушка привлекательна. Она стройна, но не худа. У нее блестящие карие глаза. Недавно со смехом рассказывала, как к ней “клеился” после концерта какой-то зритель. Иногда она шутливо заигрывает с дедом.
Бабушка и сейчас живет с удовольствием. Она любит современную музыку, уважает хороший рок. Она не заигрывает с годами, просто не застревает в 60-х. Она не приемлет “металл”, но ей нравится слушать песни Цоя, так же как и Бернеса. Я могу поговорить с ней обо всем: рассказать теорию Фрейда (она ее выслушает), о последнем конфликте с кем-либо (она его обсудит), описать цвет, в который хочу покрасить свои волосы (она скажет, что терпеть его не может, но "когда ты меня слушала!").
И при всем при этом моя бабушка мудра. Рядом с ней понимаешь, что опыт пожилого человека может быть ценностью или послужить советом для тебя самого.
Мы с ней думаем, что это и есть счастливая старость".
Ж., 21 год
"Я воспоминаю свою бабушку. В свои 60 лет она работала воспитательницей в детском садике. Она рассказывала мне сказки на ночь, когда я ездила к ней на каникулы, и пекла вкусные пироги. Она была доброй, набожной. Со всеми ладила. Такая вертушка, всегда что-то делала, не сиделось ей на месте. Хотя все знали, что и сердце у нее больное, и отдыхать надо. А она знай себе: “Некогда отдыхать, голубки, дела-то сами не делаются”, – и смеется, и узкие морщинки окаймляют ее голубые глаза. Мне было уже 12 лет, а сказки ее меня занимали очень. Она сама их выдумывала на ходу.
Бывало утром встанешь и скажешь: “Ба, соку морковного хочется и блинчиков”. Пока ты оденешься, она уже и тесто замесит, морковку потрет, через марлечку выжмет, нацедит стаканчик. Ты подойдешь, выдуешь за минуты и бежишь играть. А она только рада стараться, чтобы я здоровенькой выросла...
Спасибо тебе, родная, за то, что ты была в моей жизни! Я знаю – ты меня слышишь".
Ж., 21 год
Трудности прохождения кризиса позднею возраста. Кризис окончания профессиональной деятельности переживают практически все люди, уйти от него маловероятно. Однако и завершить конструктивно еще труднее, чем предыдущие, поэтому значительная часть людей "застревает" в кризисе. Прежде всего это те, кому не удается осознать ценность прожитой жизни. У них наблюдается обесценивание себя, зависть к окружающим.
"Я считаю, что я неудачница, так как у меня многое в жизни не сложилось. У меня была не очень интересная работа. Работала, потому что она меня устраивала местонахождением и в материальном плане. Как жить дальше? Хочется изменить что-то. Но я не меняю, так как на это нет ни сил, ни настроения. Рассуждения о жизни часто бывают грустными. Они не могут быть веселыми, потому что мало кто удовлетворен своей жизнью".
Ж., 57лет
"В сущности, кто я такой? Пожилое лысеющее ничтожество, если присмотреться. Мир никогда не ценил меня по достоинству. Пока я задумывался о вечном, эти гады заколачивали бабки и делали карьеру. Теперь у них все, а у меня ничего. А ведь я был лучше, умнее, талантливее их. Но теперь поезд ушел, мне уже к 60, я в жизни уже ничего не успею..."
Н., 59 лет
Недовольство актуальной ситуацией дополняется отвращением к себе самому либо неудовлетворенностью социальными институтами или отдельными людьми.
"Сейчас я уже на пенсии. Сократили на работе. Может быть, пора уступать место “золотой молодежи”, которая добивается чего-либо благодаря своим родителям, а не собственными руками. А мы, профессионалы своего дела, которые никогда в жизни ничего не украли у государства, выброшены, как ненужные вещи. В итоге оказывается, что годов прожито слишком много, а результатов, наоборот, слишком мало".
М., 59 лет
Многие люди, говоря о себе, употребляют метафору "ненужная вещь". Даже реально нужный окружающим человек может искать словесного подтверждения собственной нужности, жаловаться на людей, которые это делают недостаточно, по его мнению, хорошо.
"Трудности пенсионного возраста начинаются, когда тебя перестают понимать собственные дети, которым мы становимся не нужны, потому что не можем помогать им материально. А то, что мы им полжизни отдали своей, чтобы вырастить, воспитать, выучить, это они не помнят!"
Ж., 57 лет
"Тяжело ощущать себя никому не нужной. Я ведь 30 лет проработала на заводе. Там прошла вся моя жизнь, а теперь на мое место пришла молоденькая девочка и легко со всем справляется. Неужели меня так легко заменить?"
Ж., 61 год
Многие перекладывают ответственность за свое внутренне состояние на окружение, говорят о проблемах в стране, городе, жалуются на невнимание детей.
"Москва обновленная потеряла свой колорит. Особенно улица Горького. А телевидение, на мой взгляд, ставит перед собой одну задачу – интеллект народа свести к минимуму. Очень огорчает окружающее бытовое хамство. Такого в Москве никогда не было".
Ж., 57 лет
Снижение ощущения собственной ценности заставляет людей воспринимать помощь окружающих как очередное унижение. У многих переживания, связанные с кризисом влияют на здоровье: несмотря на наличие времени для отдыха, оно в целом не улучшается.
"Я – молодая пенсионерка. На пенсию пошла вынужденно, так как осталась без работы. Первое время переживала, потому что без работы сидеть не привыкла. Хотя работать было очень трудно. Но первые месяцы без работы у меня было чувство, что я лишилась части жизни, да и сейчас так считаю, просто уже свыклась с этим фактом. Оставшись без работы, я сразу почувствовала приближение старости, обнаружилось столько болезней. Когда я работала, мне некогда было ходить по врачам".
Ж., 53 года
"Меня огорчает мое здоровье. То, что могла делать раньше, на это уже не хватает сил. Меня расстраивает, что мои дети выросли и им не требуется моя забота и помощь, как раньше. Они, как говорится, “вылетели из гнезда” и живут своей жизнью. Кроме того, меня беспокоит то, что скоро предстоит выйти на пенсию. Я очень люблю свою работу.
Я проработала 36 лет на одном месте, и мне не хочется ее терять. Также у меня есть страх перед будущим, потому что наша ситуация в стране неустойчива и ты не знаешь, что будет завтра".
Ж., 58 лет
Многие работающие люди, как ни странно, не умеют отдыхать, получать удовольствие от обыденных дел или какого-то хобби. В этом случае после выхода на пенсию у них появляются чувство пустоты, апатия. Многие жалуются на то, что не знают, чем им заняться.
"После того, как я ушла с работы, я расслабилась. У меня понизился тонус. Я не умею отдыхать. Я мечтала ходить по выставкам, музеям, но не иду, так как кругом мелочные поганые дела".
Ж., 58 лет
"В этом году мне исполнится 65 лет. Как правило, я не ощущаю своего возраста, разве что, когда смотрю на себя в зеркало. Тогда вспоминаю, что при благополучном раскладе мне еще предстоит 20 лет продуктивной жизни. И откровенно говоря, не знаю, чем мне эти 20 лет заниматься. Нет желания встречаться со знакомыми, не доставляет удовольствие “чесать” языком. Обсуждать спорт, политику, баб (простите) не хочется. Разговоры о личном успехе бессодержательны. Кругом царит произвол номенклатуры. Мое воспитание не позволяет мне уйти в кусты и спокойно доживать на пенсии. Можно цитату из Гроссмана? “Жизнь была полна событий, но она была пустой и мнимой”..."
М., 65 лет
У тех людей, которые ранее отождествляли себя с социальными ролями, могут наблюдаться потеря "Я" или ролевое смешение. Например, если человек считает, что его "Я" – директор, то потеря возможности работать директором является угрозой целостности этого "Я".
Здесь уместно отметить мнение Уотеринга (по Б. Ливе- худу) о том, что за периодом мудрости становится возможным не просто продолжение развития, но новая творческая кульминация в возрасте 63–70 лет. Наблюдения во многом подтверждают данное мнение. Некоторые авторы даже расширяют границы такой кульминации. Б. Ливехуд приводит интересные факты. В частности, художница Гранда Модес начала рисовать в 80 лет. Знаменитый японский художник Кацусика Хокусай отмечал, что все созданное им до 73 лет, ничего не стоит. Можно привести примеры и наших соотечественников. 27 ноября 2000 г. в Санкт-Петербурге праздновалось 100-летие доктора геолого-минералогических наук З. И. Мишуниной, которая незадолго до того закончила одну из своих книг. Однако факты свидетельствуют, что кульминация возможна не только в профессиональной сфере. В качестве примера приведем выдержки из дневника 64-летнего Г. А. Мельникова о начале его романа, который продолжался 15 лет и завершился только с уходом его из жизни (дневники были любезно представлены его дочерью).
"Днем я показывал ей свой сад, посаженный моими руками: молодые яблони, кусты сирени, распускающиеся пионы. На грядке выросла роскошная лилия с тремя цветами.
А вечером мы сидели на крылечке и слушали соловьев. И я почувствовал себя не одиноким. Я проводил ее к дому, но спать в ту ночь я не мог. Всю ночь пели соловьи. И мне хотелось верить, что эти дивные звуки звучали в душе той, которую я полюбил.
Вдруг в нашей душе расцветают фиалки
Приходит весна
О ней, о весне, знают двое
Она никому не видна...
В своих руках согрею твою руку
И на прощанье добрые слова скажу
Так легче пережить разлуку
Так будет легче ждать весну.
Когда осенний дождь
Будет стучать по стеклам
Тепло моей души будет с тобой
Так легче пережить разлуку.
Ведь я всегда с тобой, а ты – со мной".