Становление современного российского законодательства

V Внеочередной съезд народных депутатов РСФСР принял важное Постановление от 1 ноября 1991 г. № 1831-1 "О правовом обеспечении экономической реформы". Предусматривалось, что законы СССР и РСФСР "в период проведения радикальной экономической реформы применяются в части, не противоречащей актам, принятым в соответствии с настоящим постановлением". Такими актами должны были стать преимущественно указы Президента, издаваемые оперативно в порядке проведения экономической реформы. В этот период роль указов Президента существенно возрастает, они нередко замещают или даже конкурируют с действующим законодательством. Для решения соответствующих законотворческих задач в 1991 г. создается Государственно-правовое управление Администрации Президента РФ. Первым его руководителем стал С. М. Шахрай.

Проведенная в Российской Федерации систематизация законодательства потребовала не только внесения принципиально новых положений в традиционные отрасли законодательства, но оформления и кодификации таких блоков законодательства, которые не были актуальны в условиях плановой экономики и административно-командной системой управления. Переход к рыночным отношениям, свободному предпринимательству потребовал разработки налогового законодательства нового типа и в конечном счете принятия Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая – от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, часть вторая – от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ). Реализация в рамках федерации системы разделения властей привела к разработке бюджетного законодательства и Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ). В рамках настоящего раздела мы не будем давать характеристику истории формирования всего современного российского законодательства, остановимся только на некоторых важных новеллах.

Гражданское право

Еще в период нахождения России в составе СССР принимаются важные законы, определившие существенные изменения в основополагающих принципах гражданского законодательства. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 "О собственности в РСФСР" (в ред. от 1 июля 1994 г.) легализовал многообразие форм собственности. Средства производства могли находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Была разработана программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР. Принят Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации". Уделялось внимание созданию конкурентной среды и ограничению монополистической деятельности на товарных рынках.

Российские власти поощряли создание свободных экономических зон, и к середине 1991 г. такой статус получило девять территорий. Тем самым стимулировалась инвестиционная деятельность, создавались предпосылки для привлечения иностранного капитала. Все субъекты экономической деятельности, как юридические, так и физические лица, получили право на участие во внешнеэкономической деятельности.

Важным этапом реформирования законодательства о производственных предприятиях, в определенном смысле заложивший основу предпринимательского права, стал Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Он создавал нормативную базу для деятельности предприятий, относящихся к различным формам собственности.

Однако по мере продвижения реформ со всей остротой встал вопрос о разработке Гражданского кодекса. Необходимость кодификации определялась прежде всего низким качеством гражданского законодательства. Разрозненные нормативные акты нередко отменяли старые положения, не конкретизируя подробностей регулирования. 21 октября 1994 г. Государственная дума приняла в третьем чтении первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ). Это ознаменовало начало третьей по счету кодификации гражданского законодательства России. Столкнувшись с необходимостью кардинального изменения экономической системы, перехода от командной плановой экономики к рыночной, законодатель разработал принципиально новый продукт, который закрепил в себе основные принципы частного права.

Своеобразным предшественником Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) являлись Основы гражданского законодательства СССР, принятые еще в 1991 г. (утв. Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. № 2211-1). Однако Основы не содержали конкретных норм, а лишь задавали векторы, определяющие ОГЛАВЛЕНИЕ кодексов союзных республик. Тем не менее отдельные гражданско-правовые отношения регулировались именно этим актом вплоть до принятия третьей части ГК РФ.

Первая часть ГК РФ упорядочивала систему гражданского законодательства, закрепляла основные принципы частного права, определяла правовой статус физических и юридических лиц, содержала нормы, регулирующие право собственности и иные вещные права, а также общую часть обязательственного права.

Гражданское законодательство России основывается на признании равенства участников соответствующих отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. В ГК РФ закреплен частный случай общеконституционного принципа ограничения свободы (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вторая часть ГК РФ была посвящена способам возникновения обязательств (Федеральный закон от 26 января 1996 г. от № 14-ФЗ). Значительная часть касается договоров, перечень которых является открытым. К внедоговорным способам законодатель относит причинение вреда (деликт) и неосновательное обогащение. Специфическим видом возникновения обязательств является публичный конкурс.

Неудобства, связанные с применением Основ гражданского законодательства, и исторически сильные кодификационные традиции, сложившиеся в России, вынудили законодателя принять третью часть ГК РФ (Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ). В ее рамках были урегулированы вопросы наследственного и международного частного права.

Сравнительно недавно была принята наиболее спорная – четвертая часть ГК РФ (Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-Φ3), вступившая в силу с 1 января 2007 г. В четвертой части кодекса нет упоминания об интеллектуальной собственности. Вместо данного термина законодатель ввел новый – права на результаты интеллектуальной деятельности.

С введением в действие части четвертой ГК РФ утратили силу Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1, Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара", Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", Закон РФ от 23.09.1992 № 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем".

Основным новшеством является раздел, содержащий обязательственно-правовые нормы, которые регулируют гражданский оборот исключительных прав. Правообладатель может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем заключения договора об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК РФ), а также лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ). В указанном акте впервые детально прописано правовое регулирование отдельных договоров в сфере интеллектуальных прав, выделены особенности их заключения, исполнения и прекращения.

Появились новые субъекты защиты. Так, впервые вводятся понятия "публикатор" и "изготовитель базы данных". Изготовитель базы данных обладает исключительным правом извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование, при том что возможно возобновление охраны на такой же срок при каждом обновлении базы данных. Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Охраняемой частью произведения признан персонаж. Юридически закреплены такие объекты права, как секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования и коммерческие обозначения.

3 апреля 2012 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект Федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Предполагается, что все юридические лица будут подразделяться на два вида: корпорации (основаны на членстве) и унитарные юридические лица. К корпорациям будут отнесены все коммерческие юридические лица, кроме унитарных предприятий.

Также предложено существенно уменьшить число организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями. Все некоммерческие организации также будут делиться на некоммерческие корпорации и некоммерческие унитарные организации. Некоммерческие корпорации предполагают коллегиальное решение вопросов управления юридическим лицом, в то время как унитарные организации не могут по своей сущности осуществлять свою деятельность со множеством участников.

В проекте изменений ГК РФ устанавливается давно ожидаемый запрет на преобразование юридического лица, ведущего коммерческую деятельность, в юридическое лицо, которое является некоммерческой организацией. Обратные преобразования также запрещены. Исключения установлены только для унитарных предприятий, учреждений (государственных и муниципальных), а также некоммерческих корпораций (кроме общественных организаций).

Уставный капитал для коммерческих юридических лиц установлен на прежнем минимуме – это 10 тысяч рублей. При этом минимальным размером уставного капитала акционерного общества определяется сумма равная 100 тысячам рублей.

После принятия этих поправок на зарегистрированные ранее юридические лица не будет возлагаться обязанность зарегистрировать изменения и приводить учредительные документы в соответствие с законом.

Семейное право

С 1 марта 1996 г. был введен в действие Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-Φ3, далее – СК РФ). Согласно π. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что позволяет более полно учесть национальные и местные особенности. Сохранили актуальность такие принципы, как добровольность союза мужчины и женщины, равенство прав супругов в семье, разрешение семейных вопросов но взаимному согласию и приоритетная защита прав детей и нетрудоспособных членов семьи. Принятая ранее практика вмешательства государственных органов и общественных организаций в личную жизнь граждан ушла в прошлое.

В основу действующего семейного права положен принцип равенства мужчины и женщины. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства. Супруги равны в осуществлении ими своих родительских прав. Как и ранее, в Российской Федерации признается только моногамный брак, заключенный по добровольному согласию между не состоящими в других браках мужчиной и женщиной, достигшими брачного возраста 18 лет и не имеющими препятствий к заключению брака. Только сокрытие при вступлении в брак наличия у одного из супругов венерической болезни или ВИЧ- инфекции является основанием для признания брака недействительным.

Для расторжения брака между супругами, не имеющими несовершеннолетних детей, предусмотрен внесудебный порядок расторжения в органах записи актов гражданского состояния. Так же, но уже по заявлению одного из супругов производится расторжение брака, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет или признан судом недееспособным. Во всех остальных случаях расторжение брака производится в судебном порядке. Суд, установив, что дальнейшая совместная жизнь супругов невозможна, не выясняет теперь мотивы развода и расторгает брак без предоставления срока па примирение супругов. Если один из супругов возражает против расторжения брака, суд откладывает рассмотрение дела и предоставляет супругам срок для примирения, по не более трех месяцев. Время прекращения брака, расторгнутого в суде, связывается теперь с моментом вступления в законную силу решения суда.

Родительские нрава в равной мере принадлежат отцу и матери. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, родители обязаны разрешать совместно. Объем прав родителей не зависит от того, проживают они с ребенком или нет. Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Самостоятельно осуществлять свои родительские права родители имеют право по достижении возраста 16 лет. До достижения родителями этого возраста рожденному ими ребенку назначается опекун.

Происхождение ребенка от определенной матери устанавливается на основании документов из медицинского учреждения, подтверждающих это, или, в случае родов вне медицинского учреждения, – на основании свидетельских показаний или иных доказательств. При рождении ребенка от матери, состоящей в зарегистрированном браке, или в течение 300 дней с момента его расторжения или смерти супруга отцом ребенка считается супруг матери. В случае, если ребенок родился от лиц, не состоящих в браке, отцовство может быть добровольно установлено путем подачи в органы записи актов гражданского состояния совместного заявления матери и отца.

Если отец отказывается добровольно признать ребенка, установление отцовства возможно в судебном порядке. Суд принимает любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица, включая генетическую экспертизу и генную дактилоскопию. В случае применения современных технологий искусственного репродуцирования человека в качестве отца и матери ребенка записываются лица, которые дали письменное согласие на искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона. Ссылка на применение этих технологий при оспаривании отцовства или материнства не допускается.

Наиболее существенные изменения произошли в правовом регулировании имущественных отношений супругов. Договором между супругами может быть установлен иной режим имущества, чем совместная собственность. СК РФ содержит нормы, регулирующие ОГЛАВЛЕНИЕ брачного договора, порядок его заключения, расторжения и другие важнейшие моменты.

Семейный кодекс РФ не установил ничего принципиально нового и в части раздела имущества супругов в случае, если в отношении их имущества действовал законный режим совместной собственности. Как и ранее, доли супругов при разделе признаются равными. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. Данная обязанность возлагается как на мужа, так и на жену в равной мере, и закон, по общему правилу, не проводит между ними по этому поводу никакого различия.

Трудовое право

Жесткие методы проведения экономических реформ с самого начала неизбежно провоцировали нарастание конфликтного потенциала в обществе. Понимая это, Президент РСФСР подписывает Указ от 15 ноября 1991 г. № 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)", который создавал трехстороннюю комиссию для регулирования социально-трудовых отношений. В нее должны были войти представители государства, предпринимателей и профсоюзов.

Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, далее – ТК РФ) завершило важный этап реформы трудового законодательства, оформило новые тенденции в законодательном регулировании трудовых отношений.

Основной задачей трудового законодательства ТК РФ провозгласил создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (ст. 1). Обеспечение равновесия прав работников и работодателей, баланса их интересов и интересов государства – тот критерий, которому должны соответствовать все нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, в том числе и сам ТК РФ[1].

ТК РФ отличается хорошо проработанной общей частью, подробно определяет систему источников трудового права и их соотношение. В законодательство вводится понятие трудового правоотношения, приводятся основания его возникновения и прекращения. Заметно усиливается дифференциация правового регулирования трудовых отношений, закрепляются специальные нормы, обеспечивающие защиту трудовых прав работников. Кодекс восполнил некоторые пробелы прежнего законодательства о труде. Так, предусмотрена более логичная система дополнительных отпусков, закреплен порядок их суммирования. Установлены особенности регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе руководителей организаций. Предусматриваются специальные меры защиты прав работников и ответственность работодателя при задержке выплаты заработной платы. Установлена ответственность работников за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Закреплено общее правило о компенсации морального вреда во всех случаях его причинения неправомерными действиями или бездействием работодателя.

В 2010 г. Россия ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ) "Об оплачиваемых отпусках"[2]. Согласно Конвенции за работниками закрепляется как минимум две недели непрерывного отпуска в течение года. Оставшимися двумя неделями можно распоряжаться по своему усмотрению в течение 18 месяцев, только отпуск не должен быть короче шести дней. Трудовой кодекс РФ предусматривает не менее 28 отпускных дней.

Гражданское процессуальное право

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-Φ3) пришел на смену устаревшему акту советских времен. Кодекс содержит в себе множество новелл, к важнейшим из которых относятся новые формулировки задач и принципов гражданского процесса.

В соответствии с рассматриваемым документом задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Особое место в кодексе отведено принципам гражданского процесса, которые, безусловно, являются определяющими нормами любой отрасли права. В Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

За годы, прошедшие после принятия Кодекса, в него был внесен ряд поправок и изменений, в частности на основании Постановлений Конституционного Суда РФ были внесены изменения в регулирование порядка обжалования определений судов первой инстанции об удовлетворении заявлений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам[3].

Изменения в ГПК РФ были внесены и в связи с введением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. Процедура медиации не может длиться более 180 дней. Она неприменима к спорам, возникающим из коллективных трудовых отношений и из гражданских, трудовых и семейных правоотношений, если они затрагивают или могут затронуть публичные интересы или права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации.

Течение срока исковой давности теперь приостанавливается в том числе с момента заключения сторонами отношения соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-Φ3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Посредники, оказывающие содействие сторонам в урегулировании спора, в том числе медиаторы, не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением соответствующих обязанностей (ст. 69 ГПК РФ).

Уголовное право

С 1 января 1996 г. вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) (Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Φ3). Задачи уголовного законодательства – охрана таких безусловных ценностей, как права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для осуществления этих задач УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. В УК РФ 1996 г. была реализована идея об умышленном характере соучастия в преступлении. Статья 32 определяет его как совместное умышленное участие двух или большего количества лиц в совершении умышленного преступления.

Серьезные структурные изменения претерпела Особенная часть. В новом документе на первое место выведена охрана прав личности, а не преступления, направленные против экономики, общества и др.

В 1992–1996 гг. при разработке проектов нового УК РФ предлагалось ввести нормы, регламентирующие вопросы толкования терминов закона. Хотя и не воплощенная до сих пор, эта идея сохраняет актуальность, поскольку неопределенность некоторых терминов и понятий уголовного права выявлена на практике. Важно разъяснить значение таких понятий и терминов именно на законодательном уровне. В мае 2002 г. было принято решение о разработке теоретической модели нового раздела УК РФ с рабочим названием "Толкование терминов". Этот раздел должен был дополнить УК РФ 1996 г., предложить унифицированное толкование вошедших в него терминов с целью достижения стабильности и единообразия в применении уголовно-правовых норм. Прежде всего речь идет о терминах, которые представляются недостаточно ясными без дополнительного пояснения или имеют несколько значений. К ним, в частности, относятся такие понятия, как "уголовная ответственность", "деяние", "продолжаемое преступление", "длящееся преступление", "субъект преступления" и др.

УК РФ за первое десятилетие нового века обогатился многочисленными поправками и дополнениями. Так, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" существенно изменил некоторые институты Общей части УК РФ. В частности, из Кодекса полностью исключен институт неоднократности. Вследствие этого повторное совершение преступлений, предусмотренных одной статьей или разными частями одной статьи УК РФ, перестало быть обстоятельством, влекущим признание преступления более тяжким и более строгое наказание.

Неоднократность применялась в прежнем Уголовном кодексе при наличии повторной судимости за то же преступление (например, вторая судимость за кражу) и при привлечении к уголовной ответственности за два или более идентичных по составу деяния, например, за несколько эпизодов краж. Однако неоднократность выступала и альтернативой совокупности, служила сдерживающим фактором при совершении многоэпизодных преступлений. Теперь же место неоднократности занимает совокупность, допускающая возможность сложения наказаний за каждый эпизод как за отдельное преступление. Таким образом, налицо возможное увеличение срока наказания по новому закону в сравнении с ранее действовавшим. Ужесточение наказания возможно, например, по некоторым тяжким преступлениям "белых воротничков", где, как правило, разоблачаются совершавшиеся на протяжении длительного времени многоэпизодные преступления. В большинстве же остальных случаев сложение наказаний (например, за два-три эпизода либо за деяния небольшой тяжести) будет составлять меньшие или, во всяком случае, не большие сроки, чем те, назначение которых ранее связывалось с неоднократностью.

Не один раз изменения и дополнения вносились и в Особенную часть УК РФ. В 2002 г. Президент России В. В. Путин подписал федеральный закон[4], который внес поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. В частности, УК РФ был дополнен статьей "Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению", в соответствии с которой вербовка или обучение лица для совершения террористических актов, предоставление ему оружия, а также финансирование терроризма или террористической организации наказывались лишением свободы на срок от 4 до 8 лет. Те же деяния, совершенные лицом неоднократно или с использованием своего служебного положения, наказывались лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой. Также предусматривалось, что лица, прекратившие участие в организациях, связанных с террористической деятельностью, и способствовавшие раскрытию и предотвращению актов терроризма, освобождались от наказания. Теперь эта норма предусматривается ст. 205.1 УК РФ, устанавливающей ответственность за содействие террористической деятельности. Соответствующие изменения и дополнения в нее были внесены в 2006 и 2010 гг.

В 2011 г. установлена уголовная ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица[5]. Так, образование юридического лица через подставных лиц наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. При наличии отягчающих обстоятельств (совершение лицом с использованием своего служебного положения, совершение группой лиц по предварительному сговору) максимальный размер штрафа увеличивается до 500 тыс. руб., а срок лишения свободы – до пяти лет. Другое нововведение касается уголовной ответственности за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица, за что предусматривается наказание не только в виде штрафа, но и исправительных работ на срок до двух лет.

Другие важные изменения касаются введения нового наказания – принудительных работ, а также отмены уголовной ответственности за оскорбление и контрабанду.

В 2012 г. в уголовное законодательство вносятся другие важные изменения и дополнения. В частности, значительно усилена ответственность за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних, и введена ответственность за использование несовершеннолетних в целях изготовления порнографических материалов или предметов[6].

В целях дифференциации уголовной ответственности вводится более дробная система квалифицирующих признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (значительный, крупный и особо крупный размеры), устанавливаются более строгие санкции. Так, за сбыт наркотиков в особо крупном размере теперь возможно назначение наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Была дополнена новыми положениями и Общая часть УК РФ. Законодатель установил[7], что совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения является обстоятельством, отягчающим наказание. В то же время предусматривается, что имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ и незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, подлежит конфискации.

Уголовно-процессуальное право

Новый Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ; далее – УПК РФ) заменил собой морально устаревший законодательный акт советского периода. Предложен качественно новый подход к уголовному судопроизводству.

Кодекс провозглашает задачей уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

В ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

Важное новшество – решение вопроса о моменте вступления в дело защитника. Впервые в отечественном законодательстве признается, что право на защиту может быть реализовано на самых ранних стадиях процесса. Защитник участвует в уголовном деле с момента:

– вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;

– возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица;

– фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;

– вручения уведомления о подозрении в совершении преступления;

– объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы;

– начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.

Либерализация уголовно-процессуального законодательства выражается прежде всего в расширении права обвиняемого и даже подозреваемого на защиту. До начала допроса подозреваемому, по его просьбе, обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее двух часов[8].

Дальнейшие шаги в направлении либерализации УПК РФ были предприняты в 2003 г.[9] Закон привел в соответствие с новой редакцией Уголовного кодекса РФ Уголовнопроцессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Закон РФ "О милиции". Поправки в УПК РФ повышают гарантии прав человека, вовлеченного в орбиту уголовного преследования. Новые положения КоАП РФ и Закона РФ "О милиции" предусматривали сокращение пределов милицейского усмотрения и, следовательно, злоупотреблений властью. Повышены гарантии открытости разбирательства дел в суде. Ведение аудиозаписи признано неотъемлемым правом каждого присутствующего в открытом судебном заседании. По ранее действовавшей редакции, аудиозапись могла быть запрещена судом, если это создавало препятствие для судебного разбирательства. Также исключено требование о получении согласия сторон для проведения фотографирования, видеозаписи и киносъемки в судебном заседании. Единственным условием совершения этих действий остается разрешение председательствующего. Это изменение полностью соответствует ст. 123 Конституции РФ.

В 2012 г. на прокурора было возложено полномочие возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом. Изменения, внесенные в УПК РФ[10], направлены на реализацию позиции Конституционного Суда РФ, указавшего, что УПК РФ не допускается ОГЛАВЛЕНИЕ обвиняемого под стражей без судебного решения после направления прокурором или вышестоящим судом уголовного дела на рассмотрение в суд. Также было установлено, что вопрос об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу либо о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей может быть рассмотрен судьей как в судебном заседании, так и на предварительном слушании.

Арбитражное процессуальное право

В связи с принятием в начале 1990-х гг. ряда законодательных актов в России была упразднена система государственного и ведомственного арбитража. К числу основополагающих законов традиционно относят Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-1 "Об арбитражном суде". Впервые в истории России был сформирован специфический юрисдикционный орган по рассмотрению экономических споров. В документе подробно рассматривались вопросы компетенции арбитражных судов, определялись критерии подведомственности. Здесь, с одной стороны, важно было существо спора (экономические споры и споры в сфере управления). С другой стороны, определяющее значение имел субъектный состав. Арбитражные суды рассматривали споры между предприятиями, учреждениями, организациями (включая колхозы), являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. В отдельных случаях арбитражный суд разрешал споры с участием органов государственной власти и управления, а также организаций, не являющихся юридическими лицами. Арбитражный суд разрешал и споры с участием организаций с иностранными инвестициями, организаций и граждан-предпринимателей, которые находятся на территории другого государства.

Гораздо более проработанным с точки зрения юридической техники был Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Этот закон содержал несколько иные формулировки. В соответствии с ним арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Основными задачи арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Арбитражный процесс стал новым видом судопроизводства в Российской Федерации. Вследствие необходимости совершенствования правовых механизмов за 10 лет было принято три арбитражных процессуальных кодекса, каждый из которых отражал реалии своего времени и учитывал недостатки предыдущего. Первый из них был утвержден

Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г. № 2447-1. С одной стороны, формулировки этого документа во многом дублировали положения Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-1 "Об арбитражном суде". С другой стороны, в кодексе были сформулированы принципы арбитражного процесса и механизм судопроизводства.

На смену кодексу 1992 г. пришел второй Арбитражный процессуальный кодекс (Федеральный закон от 5 мая 1995 г. № 70-ФЗ). В кодексе подробно рассматривался институт подведомственности дел арбитражному суду. К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры: об изменении условий или о расторжении договоров, неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, признании права собственности, истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; о возмещении убытков, признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; защите чести, достоинства и деловой репутации. Согласно этому кодексу Арбитражный суд рассматривал и иные категории дел, в том числе об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о банкротстве организаций и граждан.

Эволюционный подход к формированию законодательной базы арбитражного процесса выразился в том, что был принят очередной, третий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ). Как и предшествующие, документ содержит в себе ряд новелл. Основным его отличием является четкая регламентация принципиальных процессуальных и общеправовых вопросов. Совершенно новый подход законодателя к составлению современного арбитражного кодекса выразился и в формулировках задач судопроизводства. Главная из них – обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражное судопроизводство обеспечивает защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

В кодексе рассматриваются и вопросы применения норм иностранного права. Арбитражный суд устанавливает ОГЛАВЛЕНИЕ этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

Существенные изменения в АПК РФ были внесены в связи с принятием Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Заинтересованное лицо вправе теперь обратиться в арбитражный суд в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. В АПК РФ появилась ст. 6.1 о разумных сроках судопроизводства в арбитражных судах и исполнения судебного акта. При определении разумного срока судопроизводства в арбитражных судах, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в арбитражный суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников арбитражного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, а также общая продолжительность судебного разбирательства. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены АПК РФ. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе требующие замены судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков судопроизводства по делу.