Становление социологии в XIX – начале XX века
Основателем социологии является французский ученый Огюст Конт (1798–1857). Новую науку он обосновывает в 6-томном "Курсе позитивной философии", выходившем в свет отдельными томами с 1830 по 1842 г. Своими вдохновителями он называет Аристотеля, Ш. Л. Монтескье, Ж. Λ. Кондорсе и Ж. Боссюэ.
Для Конта, как и для многих его современников, история человечества едина. Его цель как социолога – свести бесконечное разнообразие обществ к единому основному ряду, целостному замыслу истории, при этом единство истории для него заключено в едином основании и общих законах. Единым основанием истории человечества, по мысли Конта, служит образ мыслей, интеллектуальный потенциал. Разные этапы человеческой истории отличаются образом мыслей, а единый замысел истории – это прогресс разума человека. По его мнению, для понимания конкретной истории, например французского народа, следует обратиться ко всей истории человечества. История человеческого рода как целое и является объектом социологии. Изучая историю, социология должна основываться на методах, сходных с теми, которые используют другие науки, особенно биология, – Конт называет их позитивными. Это методы наблюдения и эксперимента.
Историческое развитие человечества подчиняется определенным законам – законам социальной статики и социальной динамики, которые изучает социология. Статика и динамика – ее основные категории.
Социальная статика занимается изучением того, что Конт называет общественным согласием (консенсусом), поэтому статика рассматривает: во-первых, структуру общества в конкретный момент; во-вторых, те элементы, которые определяют согласие в обществе. Конт сравнивает общество с живым организмом; его части связаны друг с другом так же, как части живого организма. Задача социальной статики – обеспечить гармонию частей, т.е. общественное равновесие. Основной закон социальной статики – закон социальной гармонии. |
Социальная динамика описывает этапы, которые проходят разные общества в своем развитии, рассматривает последовательные и необходимые стадии становления разума человека и общества. В этом отличие истории от социологии. Историки, по мнению Конта, безвестные поденщики, погруженные в сомнительную ученость. Они изучают детали, "коллекционируют" факты или наблюдают за преемственностью учреждений. Социологи же сосредоточиваются на поиске главных законов становления истории. |
Основной закон социальной динамики – закон трех стадий развития, которые представляют собой стадии развития основы истории и любого общества, т.е. мыслительной деятельности, образа мыслей. Конт выделяет:
1. Теологическую стадию, для которой характерно толкование явлений на основе религии, ссылок на сверхъестественное. |
2. Метафизическую стадию, кода объяснения опираются на отвлеченные, абстрактные умозаключения. |
3. Позитивную стадию, которая отличается точным позитивным (т.е. проверяемым на опыте) знанием о вещах. |
Теологическая стадия охватывает древнюю историю, метафизическая – эпоху Средневековья, позитивная – Новое время.
Социальная статика и социальная динамика взаимосвязаны, при этом статика главенствует над динамикой. Статика анализирует основной порядок общества, динамика – его изменение. Девиз позитивиста Конта: "Прогресс – это развитие порядка".
Свою исследовательскую деятельность Конт начал с осмысления современного ему общества, размышлений о характере эпохи. Общество, по мнению Конта, переживает смену типа устройства. Средневековый тип общества, харастеризуемый им как теологический и военный, умирает. На смену ему идет другой тип общества – научное и индустриальное. Для современной Конту эпохи характерно научное мировоззрение, подобно тому как прошедшей эпохе было свойственно мировоззрение теологов и жрецов. Ученые сменяют жрецов, промышленники и предприниматели приходят на место военных. С точки зрения Конта, смена типов устройства общества породила все кризисы эпохи. Общественные потрясения и противоречия разрешатся победой нового типа общества. Важнейшим условием общественной реформы служит интеллектуальная реформа, синтез наук. Свою роль в осуществлении реформ должна сыграть новая наука – социология. Она изучает законы истории и тем самым помогает становлению конкретного строя. Таким образом, полагает Конт, социология служит средством преодоления кризиса современного мира. Сам создатель социологии стремился быть одновременно и ученым, и реформатором.
Взгляды Конта не во всем последовательны. Увлекшись, например, идеей единства истории, он столкнулся с трудностями в объяснении ее разнообразия. Провозгласив необходимость опоры на наблюдения и эксперимент, сам он практически не придерживался данного принципа. Однако все это не умаляет его заслуг в формировании нового подхода к изучению общества.
Влияние позитивизма в мире было очень глубоким. Так, на зеленом фоне флага Бразилии начертано: "Порядок и прогресс". В Англии XIX века идеи Конта активно пропагандировал Д. С. Милль.
Существенную роль в развитии социологии сыграл английский ученый Герберт Спенсер (1820–1903), ставший родоначальником органической школы в социологии. Вслед за О. Контом он полагает: все, что происходит в природе и обществе, имеет естественные причины. Социология должна "узнать законы общественного развития, строения и отправлений и те их черты, из которых одни – законы всеобщие, другие – общие для групп и третьи – законы частные". Социологические взгляды Спенсера изложены в таких его произведениях, как "Социальная статика" (1851), "Принципы социологии" (1876–1896), "Описательная социология" в восьми томах (1873–1881), "Личность и государство" (1884). Два основных момента, характеризующих социологию Спенсера:
1) эволюция как всеобщий метод;
2) аналогия общества с живым организмом.
Эволюция охватывает все процессы неживой и живой природы, общества; в самом общем виде это переход материи из состояния бессвязной однородности к состоянию связной разнородности. Эволюция универсальна, а потому и составляет внутреннюю логику исторического процесса.
Проводя аналогию общества с живым организмом, Спенсер приходит к выводу, что социология имеет такой же фундамент, как и естественные науки, а социальные исследования обладают строгой научной формой. Общество представляет собой органическую целостность, совокупность элементов, каждый из которых выполняет свою функцию: земледелие и промышленность – функцию питания, торговля – функцию кровообращения и т.д. Вместе с тем, рассматривая аналогию общества и живого организма, Спенсер специально останавливается на "крайних несходствах" между ними. Живые единицы, составляющие общество, свободны, не находятся в тесном соприкосновении, они "рассеяны более или менее далеко друг от друга, дискретны".
Основными компонентами общества Спенсер считает три главные системы:
1. Систему, производящую средства для жизни (или промышленную систему), которая подобно органам питания индивидуального организма поддерживает жизнь в организме социальном. |
2. Распределительную систему, которая аналогично сосудистой системе обеспечивает связь частей социального организма на основе разделения труда (обычные и железные дороги, торговля). |
3. Регулятивную систему, способствующую объединению частей в целое подобно нервно-двигательной системе организма и воплощенную в различных социальных институтах. Спенсер выделяет несколько типов социальных институтов: домашний (воспитание), политический, церковный, профессиональный, промышленный. |
Возникают и развиваются перечисленные системы по мере эволюции живого организма, усложнения его структуры. Социальная эволюция, как и биологическая, является процессом постепенного усложнения строения общества, нарастания специализации сто частей, усиления их связности. В ходе социальной революции выживают, как и в органическом мире, те общества, которые лучше приспосабливаются к окружающей среде. Аналогичный процесс происходит внутри каждого общества.
Обосновывая необходимость социологии, Спенсер указывает, что социологическое знание позволяет всесторонне рассматривать социальные явления, отслеживать связи между ближайшими и более отдаленными причинами, ибо сложность социальных явлений нельзя понять, опираясь на поверхностные, видимые знания.
Подчеркивая равноправное положение социологии в ряду других наук, Спенсер вместе с тем отмечает, что у нее по сравнению с другими науками больше затруднений в изучении своего предмета. Первое из них связано с природой социальных фактов, их сложностью, разбросанностью в пространстве и времени. Второе вносится личными особенностями наблюдателей, их привычками. Ни один исследователь в любой науке не свободен от индивидуальных чувств и интересов, но в большей степени, считает Спенсер, это проявляется в социологии. Третье затруднение вызвано принадлежностью наблюдателя (т.е. социолога) к изучаемому обществу, ибо он не может полностью оторваться от родственных, национальных, гражданских привязанностей, веры.
Социологические идеи Спенсера оказали существенное влияние на умы мыслителей и общественных деятелей XIX и XX столетий. В его работах можно найти зачатки всех форм современного функционализма. Его социологические идеи использовались социал-дарвинизмом, который полностью отождествил общество с живым организмом, чем вульгаризировал спенсеровскую идею аналогии.
В XIX веке возникло течение в философии, экономической теории и социологии, позднее названное по имени его основателя марксизмом. Карл Маркс (1818–1883) специально не занимался социологией, но предложил свой вариант видения общественного устройства и развития. Он обратил внимание на роль экономического фактора в обществе, поэтому его социологические взгляды часто именуют экономической интерпретацией истории. Вот основные положения его учения.
1. Люди в процессе своей жизни вступают в определенные необходимые и не зависящие от их воли отношения. Главными среди них являются экономические, производственные отношения – базис, это основа функционирования и развития любого общества. Над базисом возвышается надстройка; ее образуют юридические, политические институты, способы мышления, идеология, философия, мораль, религия, культура.
2. Источник развития общества заключен в противоречии между производственными отношениями и производительными силами, которые в совокупности образуют способ производства. Противоречия между элементами способа производства выражаются в борьбе классов, которые являются носителями старых и новых производственных отношений. Прогрессивный класс связан с передовыми производственными отношениями. Столкновение его с отживающим классом неизбежно выливается в революцию.
Маркс выделяет основные способы производства, определяющие тип общества (который он называет общественно-экономической формацией):
1) первобытнообщинный;
2) рабовладельческий (античный);
3) феодальный;
4) буржуазный;
5) коммунистический.
Следует отметить, что Маркс был одним из первых, кто обратился к изучению эмпирического материала (например, он проанализировал коллективные и индивидуальные ходатайства мозельских крестьян). С целью исследования положения пролетариев он составил анкету для рабочих из 99 вопросов, касающихся условий труда их, системы оплаты, отношений с предпринимателями. В современной социологии Маркса считают одним из основателей конфликтологии.
Психологическое направление в социологии складывается в конце XIX века. Органическая натуралистическая школа к тому времени оказалась в тупике. Она страдала механицизмом, чрезмерно упрощала общественную жизнь, не учитывая роль такого важного фактора, как человеческое сознание и психика. Психологизм возник в качестве реакции на биологизацию социального, с одной стороны, и в результате усилившегося интереса к мотивам человеческого поведения, его психологическим механизмам – с другой. Этому способствовало бурное развитие психологической науки в XIX–XX веках. Психологизм заявил о себе не только в Европе, но и в Америке. В его рамках формируются несколько школ:
психологический эволюционизм, представители которого, в частности американский философ и социолог Л. Ф. Уорд (1843–1913), считали, что биологическое объяснение общества дополняется средствами психологии;
инстинктивизм, рассматривающий социальное с помощью учения об инстинктах и бессознательном (например, англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл; 1871-1938);
групповая психология и теория подражания (Г. Лебон, Г. Тард), исследующие психологические методы поведения групп; индивида в группе и толпе.
Все психологические школы в социологии имели общее основание: они полностью или частично сводили социальные явления к психическим. Так, представитель школы групповой психологии и теории подражания французский социальный психолог, антрополог и археолог Гюстав Лебон (1841–1931) свою главную работу назвал "Психология народов и масс" (1895). Полагая, что психология должна быть основным инструментом познания общественных процессов, он приступил к изучению законов массовой психологии. По его мнению, в конце XIX – начале XX века социальная жизнь в большей мере определяется поведением толпы. Сознательная деятельность индивидов заменяется бессознательной эмоциональной деятельностью толпы, поведение которой иррационально, подчиняется закону "духовного единства". Человек утрачивает чувство ответственности, реальности. Людьми в толпе овладевает ощущение непреодолимой силы, нетерпимости, некритичности к догмам. Эмоции преобладают над разумом. Управлять толпой могут немногие лидеры через утверждение, повторение и заражение ее своими идеями, чувствами.
Большое влияние на формирование и развитие психологического направления в западной социологии оказал французский криминалист и социолог Габриель Тард (1843–1904). Свои основные идеи он изложил в сочинении "Законы подражания" (1890). Тард стремился освободить социологию от биологизма, считая, что ее фундаментом должна стать социальная психология, которая будет изучать взаимодействие индивидуальных сознаний. По его мнению, межиндивидуальные взаимодействия составляют основу общественного развития и всех социальных процессов, поэтому социология должна опираться на социальную психологию.
Желая уйти от биологизаторства, Тард впадает в другую крайность: "психологизирует" социологию. Он ориентирует ее на сферу индивидуальной психики и межиндивидуальное взаимодействие на уровне симпатий – антипатий, т.е. на психологическом уровне, и тем самым социальное сводит к психическому.
Задача социологии, по мнению Тарда, – изучение межиндивидуальных отношений. В межиндивидуальных процессах он выделяет подражание (повторение), оппозицию (противоположение) и адаптацию (приспособление). Согласно Тарду, ведущим процессом общественной жизни является подражание – первичный социальный факт. Неодолимое психическое стремление людей к подражанию – основная движущая сила истории. Благодаря подражанию, общество поддерживает свою целостность. Наиболее распространено подражание "низших" слоев "высшим". Взаимодействие правовых систем, норм разных стран тоже основывается на подражании. Такое преувеличение роли подражания приводит к тому, что все многообразные социальные отношения Тард сводит к одной разновидности: "учитель – ученик". Основными методами социологии он считал археологический (анализ документов) и статистический (анализ статистических данных, который используется для получения информации о процессах подражания).
Взгляды Тарда содействовали зарождению интеракционизма – концепции межличностного взаимодействия (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Основные направления в западной социологии XIX века
Немецкому социологу Фердинанду Тённису (1855– 1936) мировую известность принесла работа "Общность и общество" (1887). В ней он сопоставил два типа социальных отношений: общинных, патриархальных, и общественных, городских.
Общинные отношения построены на традициях, верованиях, эмоциях, привязанностях. Такого рода отношения характерны для допромышленных обществ. |
Основой отношений общественного типа являются рациональный обмен и личный интерес. Общественные отношения свойственны обществам индустриальным. |
Между этими двумя типами отношений существуют принципиальные различия:
индивидуальные мотивы деятельности – в общине люди живут в соответствии с общинными нормами (например, крестьяне помогают друг другу (бесплатно) собрать урожай или возвести дом), тогда как в обществе индивиды руководствуются личным расчетом, а взаимопомощь заменяется оплатой деньгами товаров и услуг;
социальный контроль – в патриархальной общине деятельность людей регламентируется обычаями, традициями, неписаными законами; в индустриальном обществе – формальным правом;
разделение труда – в общине семьи специализируются на определенном виде деятельности; в обществе профессиональная роль индивида отделена от его семейных ролей;
ценности – община опирается на религиозные ценности культуры; общество руководствуется светскими ценностями;
основные социальные институты – в общине это семья и крестьянская община, в обществе – крупные организации (заводы, правительство, партии и т.п.).
Общество вырастает из общины, наследует некоторые черты патриархальной жизни, но в целом существенно отличается от нее.
Французский социолог и мыслитель Эмиль Дюркгейм (1858–1917) подобно Конту видел в естественных науках образец для построения социологии и рассматривал общество как органическое солидарное целое. Полемизируя с Г . Спенсером, он вместе с тем принял некоторые исходные идеи английского социолога. Так, вслед за Спенсером он изучает становление сложных типов обществ с эволюционистских позиций. Дюркгейм был знаком с работами К. Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснять не представлениями се участников, а более глубокими причинами.
Социологические взгляды Дюркгейма изложены в четырех его основных работах:
– "О разделении общественного груда" (1893);
– "Правила социологического метода" (1895);
– "Самоубийство. Социологический этюд" (1897);
– "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).
Социальная реальность (или общество), по мнению
Дюркгейма, есть независимая от индивидов и доминирующая над ними реальность. Общество образуется в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по собственным законам. Социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты – мнения, мораль, воспитание, право, верования, язык, денежная система и др. Социальным фактам присущи два основных признака:
1) они существуют вне индивидов;
2) оказывают на них "принудительное" воздействие.
Социальные факты создаются обществом, коллективом, а не индивидом. Дюркгейм отмечает, что индивид при рождении сталкивается с готовыми законами, обычаями и т.д., которые функционируют независимо от него. Социальные факты имеют всеобщий характер и оказывают на индивидов давление, принуждение, т.е. заставляют их совершать определенные действия. Дюркгейм рассматривает не только предмет социологии, но и методологию социологического исследования. Он полагает, что изучение социальной реальности должно быть объективным: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи". Другими словами, социология, как и естественные науки, должна быть объективной; она должна наблюдать социальные факты, открывать их подобно фактам физическим. Дюркгейм настаивал на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
Изучая факты, социология исследует глубокие причинные связи и законы. Факт есть внешнее проявление закона, а закон есть общая внутренняя основа факта. Наличие в социальном мире закона свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает. Научное исследование социальных фактов социология должна осуществлять с помощью двух видов анализа: причинного и функционального. Социологическое объяснение – это, с одной стороны, причинное объяснение, показывающее зависимость социального явления от социальной среды, а с другой – функциональное объяснение, анализирующее, какой потребности соответствует то или иное социальное явление. Функция чего-либо в обществе обнаруживает связь между данным явлением и состоянием общества как целого.
Дюркгейм считал, что объективные закономерности общественных явлений отражаются статистикой, поэтому ее необходимо применять в социологии. В структуре социологии как науки, изучающей социальные факты, он выделял социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология изучает географическую основу жизни народов в связи с социалы юй организацией; народонаселение, его объем, плотность, распределение по территории. |
Социальная физиология исследует жизненные проявления обществ и охватывает ряд частных социальных наук: социологию религии и морали, юридическую, экономическую и эстетическую социологию. |
Общая социология, как и общая биология, осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы. |
Важнейшей целью Дюркгейма было выяснить, какие связи объединяют людей в общество, как возникает социальная солидарность. Ее причину он видит в разделении труда, под которым понимает профессиональную специализацию, вынуждающую индивидов обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции и составлять единое целое. Человечеству известны две разновидности солидарности: механическая и органическая. Их отличают типы связей людей в обществе и право.
Обществам механической солидарности присущи контакты, подобные связям молекул неорганического вещества, когда индивидуальность поглощается коллективом и репрессивным правом. Механическая солидарность присуща архаическим обществам. |
Обществам органической солидарности свойственны чувство зависимости друг от друга вследствие разделения труда, выраженная индивидуальность, осознающая свою связь с обществом, реститутивное (восстановительное) право. Функция права – восстановление прежнего порядка вещей. Разделение труда заменяет традиционные верования, коллективное, религиозное сознание и создает желаемую общественную связь. |
Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как высший моральный принцип, высшая ценность всех членов общества. Изучая различные состояния общества, Дюркгейм ввел в социологию понятие "аномия" (патология общества), которым обозначил отсутствие четкой ценностно-нормативной регуляции поведения индивидов. Аномия характеризует состояние, свойственное переходным, кризисным периодам в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Аномия представляет собой "ненормальную" форму существования общества. Нормальное состояние общества предполагает нормативную регуляцию экономических отношений, четкую моральную регуляцию поведения индивидов.
Основные принципы социологизма Дюркгейм применил к исследованию причин самоубийства. Он полагал, что самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних социальных причин, социальной среды. Согласно Дюркгейму, процент самоубийств является функцией нескольких социальных переменных: взаимоотношений в семейных, религиозных, политических, национальных и других группах. Число самоубийств обратно пропорционально интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид.
Дюркгейм разработал ряд важнейших проблем теоретической социологии: природа общества, его интегративное начало, предмет и метод социологии и др. Вклад Дюркгейма в развитие социологии обусловил его роль и влияние на социологическую мысль XX столетия. Благодаря ему социология во Франции стала университетской дисциплиной. Дюркгейм одним из первых в мире начал читать лекционные курсы по социологии, создал первые во Франции социологические кафедры, основал один из первых в мире социологических журналов – "Социологический ежегодник" и тем самым способствовал институционализации социологии.