Лекция 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
Комплексная цель:
знать
o исторические предпосылки возникновения социологии как науки;
o основные компоненты институциализации социологии;
o процессы институциализации социологии в Европе и США;
уметь
o обосновать принципы выделения социологии в самостоятельную отрасль знания;
o сравнивать различия в процессах институциализации социологии в Европе и США;
владеть
o навыками поиска новых фактов институциализации зарубежной социологии.
Предпосылки становления социологии как науки
На становление социологии как науки, имеющей своим объектом изучения общественную жизнь, повлияло прежде всего наличие общественных потребностей в разрешении проблем, которые возникали в социальной системе, а также исторических и теоретических предпосылок.
Исторические предпосылки возникновения социологии как науки своими корнями уходят в "промышленную революцию" второй половины XVIII в., распространившейся в XIX в. по всей Западной Европе и Америке. Промышленная революция затронула широкий спектр социально-экономических отношений, преобразив многие институты общественной жизни и положение личности в социальной системе. Символом политических преобразований этого периода является Французская революция 1789 г. Под воздействием ее политических идеалов всеобщей свободы и равенства произошло крушение социального здания феодализма. Несмотря на то, что идеалы революции не были реализованы, тем не менее они создали определенные условия социально-политических изменений общественного устройства и стали важнейшим фактором динамических процессов.
Эпоху французского Просвещения, породившую плеяду блестящих мыслителей, следует рассматривать не только в качестве идейного основания разрушения феодального общества, но как теоретико-методологическую предпосылку становления социологии. К числу основополагающих идей французских просветителей можно отнести: во-первых, идею прогресса, под идеологическим давлением которой происходило самоутверждение новой науки об обществе; во-вторых, понимание общества как составной части природы, развивающегося по естественнонаучным законам; в-третьих, ориентацию познавательной деятельности на методы классического естествознания.
Из мыслителей эпохи французского Просвещения особая роль в становлении социологии как пауки принадлежит Ш. Монтескье. Его труд "О духе законов" (1748) некоторые историки социологии рассматривают как социологический, а его самого как одного из основоположников социологической науки. Автор первого русского учебника по истории социологии Н. И. Кареев заявлял, что именно Ш. Монтескье принадлежит "право на имя социолога, когда не было еще социологии".
Для такой интерпретации роли Ш. Монтескье есть значительные основания, так как он первым попытался представить историю как закономерный процесс и за цепью различных событий, которые, на первый взгляд, кажутся случайными, увидеть причины, которым эти события подвластны. С именем Ш. Монтескье также связано формирование социологического направления, вошедшего в историю социологии под наименованием "географический детерминизм", согласно которому климат, численность населения и размеры территории страны оказывают влияние на различные аспекты социально-экономической и политической жизни людей. В его трактате "О духе законов" можно найти положения, которые способствовали появлению таких будущих разделов отраслевой социологии, как социология политики, права, религии и семьи. Большой интерес, с точки зрения развития формирования методологии будущей науки, представляют сравнительно-исторические экскурсы французского мыслителя в жизнь народов различных стран. Однако Ш. Монтескье скорее предчувствовал будущую науку об обществе, чем осознавал ее необходимость.
Особая потребность познания социально-политических условий жизни возникла в связи с крушением рационалистических теорий XVIII в., последовавшим после трагических событий Великой французской революции. Именно тогда встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие мыслители обратили свои взоры на принципы и методы исследований, которые использовали представители естественных наук.
Одним из первых, кто отстаивал точку зрения на необходимость естественнонаучных методов в познании общества, был философ Клод Анри де Сен‑Симон. Ему принадлежала идея о необходимости создания науки об обществе, которая базировалась бы на объективных наблюдениях и разрабатывалась в соответствии с методами естественных наук, в частности физики. Поэтому первоначально новая наука об обществе получила у него название "социальная физиология", которая должна была заменить в изучении общества прежние спекулятивные, абстрактные методы новыми, получившими признание в естествознании.
К формированию социологии как самостоятельной науки привело внесение в историю философского начала. Общее направление мысли в XVIII в. заставляло передовых историков задаваться вопросом о применении законов к исторической жизни человечества. История человечества, как ее понимали, например, философ, экономист и политический деятель А. Тюрго, историк и философ Ж. Кондорсе, основывалась на идее прогресса, совершающегося в противоречивой форме "неравенства прогресса народов" и неравномерности его проявлений в отдельных сферах общественной жизни.