Становление социального "Я"
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает "правилам жизни" другую, называется становлением социального "Я".
Об уникальности человеческого существа мы уже говорили. Но вот еще характерный штрих: человеческий детеныш рождается на менее зрелой стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире – в социально сконструированной реальности. Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для него "жилище", потому всю свою жизнь человек ищет себе социальное пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в мире. Социализация превращается в растянутый на вето жизнь процесс обучения своему социальному месту (или статусу).
У большинства взрослых есть свой "социальный дом" – устойчивое место в общественной системе разделения труда. Его можно называть статусом, должностью, профессией или как-то еще. Важно то, что это место кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. У ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей.
Обретение самостоятельности – вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – ранним и поздним. Однако социализация – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности: индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.
У новорожденного нет личности. Ребенок не способен различать собственное "Я" и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего "Я". Он не знает границ между собой и "не-собой", между "Я" и "не-Я". Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от двух до пяти лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве – все это стадии одного процесса: осознания своего "Я" (рис. 7.6).
Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего "Я" для других: какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и учителей? Во что они должны и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мною пожертвовать? Что такое родительская любовь? Л что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чем смысл жизни? Когда подросток задает подобные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального "Я": сквозь индивидуальность уже "проклевывается" личность. Развитая индивидуальность рождает пока еще неразвитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжать-
Рис. 7.6. Социализация ребенка, познание и освоение им большого мира происходит только в одном направлении: от знакомого к незнакомому
ся как угодно долго: наука не установила никаких количественных границ – их попросту нет.
Итак, ОГЛАВЛЕНИЕм процесса становления социального "Я" выступает взаимодействие с себе подобными; предназначение этого процесса – поиск своего социального места; результат процесса – зрелая личность. Главными временны́ми точками формирования личности являются а) осознание и б) осмысление своего "Я". На этом завершается начальная социализация и открывается продолженная. Ее исходный момент – обретение самостоятельности.
Осознание и осмысление своего "Я" – два разных момента. Осмысление совпадает с постановкой "философских" вопросов, которые затрагивались выше. Осознание своего "Я" происходит гораздо раньше. Известно, что ребенок в раннем возрасте называет себя собственным именем ("Коля хочет пить") и с трудом переходит к личному местоимению ("Я хочу пить"). Понятие о своем "Я" развивается у ребенка из понятия о других. В переходный период он так же легко может быть другим, как и самим собой. Через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального "Я".
Впервые этот процесс описал Чарльз Кули. Суть его состоит в том, что другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обычное зеркало мы смотримся для того, чтобы поправить свой внешний вид: прическу, галстук, рубашку. В других мы "смотримся" для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. То, что мы видим в этом зеркале, суть реакции на наше поведение окружающих. Мы постоянно держим в уме, что о нас думают другие, каким я выгляжу со стороны, как они будут реагировать на тот или иной мой поступок. Соответственно вносятся поправки в собственные действия, и происходит такое постоянно, всю жизнь.
Наше "Я" – не жестко фиксированное состояние, даже не структура, а процесс, но процесс специфический: он происходит в особом пространстве – в пространстве межличностного взаимодействия. Наше "Я" обитает одновременно в нашем теле и вне его. Такое возможно потому, что "Я" не сводится к сумме психических процессов (они-то как раз ограничены телом). Носителем, или субстанцией, "Я" выступают социальные отношения, средой обитания которых является общество. Становление социального "Я" возможно только как процесс усвоения мнения "значимых других" обо мне, которые служат зеркальным "Я". Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального "Я" происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Под интернализацией (от лат. interior – внутренний) понимается превращение внешних норм во внутренние правила поведения.