Становление российского абсолютизма и его правовое оформление
Начало XVIII в. в России ознаменовалось переходом к абсолютной монархии и связано с деятельностью Петра I (1672—1725), который начал править формально вместе с братом Иваном, вскоре умершим. Данный период характеризуется крупными изменениями в российской государственности и всей системе общественных отношений. Петр принципиально отказался от византийской "двоицы", т.е. от двуединства власти императора и патриарха, сосредоточив всю власть в руках монарха и упразднив институт патриаршества. Это не означало умаления роли Русской православной церкви в жизни российского общества. Это только расставляло акценты в отношениях между монархом и руководством РПЦ, касающихся вопросов государственной власти. Вокруг петровских реформ и фигуры Петра I Великого до сих пор идут научные споры. С каких бы позиций ни оценивать роль этого выдающегося деятеля в истории нашего Отечества, бесспорно одно, с его деятельностью связана вся поВперед судьба России.
Говоря об абсолютизме, надо иметь в виду, что понятия "самодержавие" и "абсолютизм" не идентичны. Абсолютизм представляет собой определенную стадию монархического правления, характеризующуюся наивысшей степенью централизации власти, ее бюрократизации, подчинением воли монарха, либо просто сведением на нет деятельности представительных органов, усилением полицейского контроля.
Российский абсолютизм, сложившийся позже западноевропейского, имел ряд принципиальных отличий. Европейский абсолютизм явился следствием развития буржуазных отношений, на фоне научно-технического прогресса и освобождения крестьян от феодальной зависимости. Российский абсолютизм, напротив, основывался на усилении крепостной зависимости в условиях научно-технического отставания.
Если Западная Европа делала ставку на развитие частной инициативы, то России для преодоления отставания, вызванного многолетней борьбой с монгольским нашествием, приходилось всячески усиливать административно-командную систему. Если европейские монархи находили опору в городах, то российское самодержавие опиралось главным образом на крепостническое дворянство. Европейский абсолютизм не был чужд либерализации, в то время как в России она подавлялась самым жестким образом. Русское государство стремилось по-восточному (сказывалась ордынская традиция) регламентировать многие стороны общественной жизни, которые в западном мире давно стали сферой частных интересов или, во всяком случае, испытывали минимальное вмешательство государства. Поэтому по типу государственного режима Русское государство данного периода принято именовать полицейским государством, в котором государь превращался в "отца Отечества".
Петровские реформы сильно всколыхнули Россию: стало развиваться мануфактурное производство, активизировались крестьянская торговля и отхожие промыслы, получили развитие металлургия и кораблестроение. Однако в России не было свободного движения рабочей силы. Промышленное производство в качестве рабочей силы обеспечивалось за счет посессионных крестьян, т.е. приписанных к посессионным мануфактурам, купленных к фабрикам, "вечноотданных" по указу от 7 января 1736 г. Этих крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактуры.
Изменился статус монарха. В 1721 г. он стал императором, а Россия империей. Петр I был удостоен титула "Отца Отечества" и "Великого". Статья 20 Артикула воинского юридически закрепляла, что "...его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять"[1]. В руках императора была сосредоточена высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Петр изменил салическую систему престолонаследия. Отныне престол передавался императором произвольно.
После смерти патриарха Адриана (1700) новый патриарх избран не был, царским указом рязанский митрополит Стефан Яворский был назначен "Экзархом святейшего Патриаршего престола, блюстителем и администратором". В 1721 г. царским Манифестом патриаршество было официально отменено, а церковь подчинена Святейшему Правительствующему Синоду (Духовной коллегии) во главе с обер-прокурором. Фактически главой церкви становился император, который решал все ее вопросы, кроме касающихся церковной доктрины и веры. Данная церковная реформа не пошла на пользу церкви, поскольку фактически включила ее в систему спецслужб, обязав священников информировать власти о том, что говорилось верующим на исповеди. Это ставило священнослужителя перед дилеммой: либо совершить тяжкий грех перед Богом, либо навлечь государственную кару. Побеждало, как правило, первое, ибо Господь может и простить при покаянии, а государственная власть никогда.