Становление и развитие страхования, его принципы

Страхование является одним из наиболее ранних способов защиты человека и общества от последствий неблагоприятных случаев и имеет длинную историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе формируются зачатки страхования. Объективными предпосылками возникновения страхования являются:

- возможность ущерба (вреда) как следствия наступления неблагоприятных случаев, которые на данном этапе развития общества не могут быть предотвращены;

- осознание обществом необходимости объединения сил и средств для защиты от последствий этих событий.

Страхование как способ защиты начало формироваться тогда, когда создания запасов (самозащита, самострахование) стало недостаточно для обеспечения дальнейшего развития общества. Использование разделения ущерба между заинтересованными лицами для защиты от неблагоприятных событий возникло в глубокой древности. Так, в древнем Вавилоне купеческие союзы распределяли ущерб от краж и грабежей каравана на всех участников пропорционально стоимости товара в соответствии с законами Хаммурапи (I тысячелетие до н.э.). В Палестине и Сирии паломники создавали общую кассу, за счет средств которой приобретали своим членам новую лошадь (осла) взамен прежней в случае ее смерти, кражи или нападения диких зверей. Египетские каменщики, которые принимали участие в строительстве пирамид (970-930 гг. до н.э.), основывали кассы взаимопомощи на случай гибели либо инвалидности от несчастного случая, откуда выплачивались деньги пострадавшим или родственникам погибших. В Древней Греции различные политические, ремесленные, артистические и другие союзы наряду с основными обязанностями оплачивали погребение своих членов и выплачивали их наследникам определенную сумму.

Единый подход к организации защиты от неблагоприятных случайных событий в различные исторические периоды в разных странах подтверждает объективную природу:

- потребности в защите путем объединения средств;

- основных принципов защиты (взаимопомощь, раскладка ущерба, создание денежных фондов).

Дальнейшее развитие страхования как способа защиты от неблагоприятных случайностей можно видеть на примере средневековых религиозных объединений, ремесленных и торговых гильдий. К примеру, наиболее известная торговая гильдия Средневековья - Ганза - оказывала своим членам помощь при пожарах, кораблекрушениях, наводнениях, кражах, грабежах, разорении; при достижении старости, в случае утраты зрения, слуха, речи. Предоставлялась помощь вдовам и сиротам, оплачивались расходы на погребение. В некоторых гильдиях имелись списки болезней как страховых случаев, при наступлении которых оказывалась помощь. В этот период впервые появляется предварительный сбор взносов в целевые (страховые) фонды.

В России отдельные принципы страхования имеют место в нормах "Русской Правды" (X-XI вв.), согласно которым "дикая вира" выплачивалась в случае смерти от нападения неизвестного убийцы ("Если кто убьет княжеского мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если же убит простой человек, то округа платит 40 гривен" - ст. 3), а также в случае смерти в результате неумышленного, непреднамеренного убийства (ст. 6). Выплата "дикой виры" раскладывалась между членами общины на несколько лет.

В X-XVIII вв. формирование страховых отношений происходило на принципах взаимопомощи, когда члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили цели получения доходов. Сначала взаимопомощь имела характер разовых соглашений в области путевой торговли - как сухопутной, так и морской. Соглашения касались товаров и перевозочных средств, в качестве которых выступали морские корабли и вьючные животные. Как правило, договоры о взаимопомощи заключали сухопутные и морские торговцы, заинтересованные в защите от стихийных бедствий, несчастных случаев и грабежа.

В XIII в. некоторые государственные мероприятия в области внешней торговли содержали элементы страхования. Так, в 1260 г. был заключен ряд договоров между Новгородом и германскими городами об ответственности за путевой риск.

Для первого этапа развития страхования характерно осознание необходимости распределения ущерба одного пострадавшего на всех членов сообщества (коллегии, гильдии, общины) и использование при раскладке ущерба отдельных принципов страхования. В то же время связанные с процессом компенсации ущерба отношения еще не имеют правового оформления, которое возникает на втором этапе развития страхования, а страховые союзы работают на принципах взаимного страхования и не преследуют коммерческих целей.

Второй этап развития страхования охватывает XIII-XVIII вв. и связан с поиском путей преодоления ограниченной применимости взаимного страхования. Со временем стала использоваться передача риска за определенную плату заинтересованным "покупателям". Истоки этого лежали в ростовщической деятельности, в которой устанавливались более высокие процентные ставки для тех заемщиков, чья коммерческая деятельность была наиболее рискованной. Такая надбавка к процентной ставке являлась премией кредиторам за риск и компенсировала им потери от невозврата ссуд. То есть заемщики, погасившие ссуды, покрывают потери по ссудам из-за неблагоприятных событий. О возможности использования этого принципа в сфере кредитных отношений было известно давно - законы Хаммурапи освобождали заемщика-торговца, выплатившего кредитору повышенный процент, от ответственности за возврат полученной ссуды в случае гибели каравана.

Размер надбавки к стандартной процентной ставке определялся индивидуально для каждой ссуды в зависимости от оценки связанного с ней риска; следовательно, ставки для некоторых заемщиков могли существенно отличаться от стандартных в большую или меньшую сторону.

В XVI - XIX вв. взимание повышенного процента по долгам было запрещено церковью и законодательством большинства европейских государств, поэтому надбавка к процентным ставкам по ссудам, выдававшимся для финансирования высокорисковых деловых предприятий (например, торгового мореплавания), стала оформляться в виде отдельного "страхового" (от латинского слова "безопасность") договора. Выплаты по этому дополнительному соглашению между кредитором и заемщиком не считались процентами (хотя являлись таковыми де-факто) и компенсировали кредитору высокий уровень риска невозврата вложенных средств в случае гибели корабля и груза.

Такая сделка содержит признаки страхования: возврат денег для заимодавца связан с наступлением или ненаступлением опасности, т.е. в основе правоотношения лежит риск; владелец судна или торговец получает компенсацию ущерба за счет безвозвратного займа. Со временем возможность применения такого договора для компенсации вероятных потерь была постепенно осознана и предпринимателями, осуществлявшими деятельность за счет собственных финансовых ресурсов. Эти предприниматели были заинтересованы за определенную плату передавать свои риски третьим лицам.

Развитие мореплавания, сильная зависимость результатов деятельности от непреодолимой силы потребовали формирования соответствующих правовых норм.

Первым договором считается полис морского страхования "каско" от 23 октября 1347 г., подписанный в Генуе и содержащий все элементы современного договора страхования. В 1348 г. в Генуе составлен и первый договор "карго". Вначале договоры страхования заключались на латыни, а с конца XIV в. - уже на итальянском языке. Из Италии страхование распространилось на Испанию и Португалию. Во второй половине XIV в. в Португалии впервые организовано государственное страхование, обязательное для всех собственников крупных кораблей. Самый ранний страховой полис Великобритании - от 1547 г. - составлен на итальянском языке.

Первоначально один кредитор давал займы одному или нескольким владельцам кораблей, но со временем стоимость товаров и, соответственно, корабля с грузом, росла и возникла необходимость в нескольких кредиторах, которые участвовали в различных долях в убытке или прибыли и уже представляли собой страховое общество. Решения о финансировании кораблей (принятии риска) начал принимать ведущий кредитор от лица всех участников. В связи с тем что торговцам было невыгодно в случае успешного плавания делиться прибылью с кредиторами, они способствовали созданию специальных обществ для компенсации потерь от утраты товара во время мореплавания.

Первые страховые уставы, регламентирующие морское страхование, появились в Барселоне (1435 г.), в Венеции (1468 г.), в Голландии (1549 г.), в Англии (1601 г.). Все они содержали условия морского страхования.

Третий исторический этап развития страхования охватывает XVIII - середину XIX в. Для него характерно:

- использование страхования для защиты от широкого круга рисков;

- формирование страхового дела как особой сферы деятельности;

- приобретение страховой услугой формы товара;

- разграничение коммерческого и некоммерческого страхования.

В конце XVII в. в Лондоне начинают работать страховые компании, проводящие страхование от огня. Непосредственным поводом для их возникновения послужил пожар 1666 г., от которого пострадало более 70 тыс. человек.

Первое акционерное страховое общество было создано в Париже в 1686 г. В 1752 г. в США Бенджамином Франклином основано первое товарищество взаимного страхования от огня. В 1765 г. учреждено первое акционерное страховое общество в Германии (Гамбург), сфера его деятельности - морской транспорт.

В 1771 г. в лондонской кофейне Эдварда Ллойда 79 купцов подписали соглашение о внесении каждым из них в банк Англии означенных сумм для осуществления страховых операций, а через пять лет члены ассоциации "Лондонский Ллойд" приняли форму договора морского страхования, ряд положений которого до настоящего времени используется в международной практике.

С развитием статистики как науки, формированием таблиц смертности появилась возможность проведения страхования жизни. В Англии страховые общества, которые проводили страхование жизни и страхования от огня, учреждены в 1700 г. В 1792 г. в Англии было создано первое акционерное страховое общество, которое начало работать с посредниками - страховыми агентами. Развитие страхования жизни было обусловлено острой потребностью населения в страховой защите: рост городского населения, скученность проживания, тяжелый физический труд, отсутствие техники безопасности приводили к росту заболеваемости и несчастных случаев на производстве.

В ходе третьего этапа развития страхования совершенствовались формы организации страховщика. Вначале страхование проводилось в основном как взаимное, но со временем все чаще стала использоваться акционерная форма, которая позволяла объединять капиталы и принимать на ответственность более крупные риски.

Для того чтобы страховщик мог осуществлять свою деятельность, должны были реализоваться следующие экономические и научные предпосылки:

- возникновение потребности в страховой защите в объеме, позволяющем сформировать однородные портфели рисков;

- разработка методики оценки рисков;

- приобретение страховой услугой товарной формы.

Развитие статистики, разработка методов количественной оценки риска позволяли определять величину взноса в страховой фонд для каждого участника страхования. Технологическая готовность к проведению страхования и наличие капитала, с одной стороны, и развитие промышленности, которое вело к росту числа предпринимателей и рисков (пожаров, взрывов, аварий и т.д.), с другой стороны, привели к появлению значительного числа страховых компаний. К концу третьего этапа изменения производительных сил и производственных отношений, конкуренция на страховом рынке, укрупнение рисков вели к концентрации и централизации капитала. Возникают монополии на горизонтальной и вертикальной основе. Создаются картели, концерны, холдинги и другие виды объединений, в том числе на страховом рынке. Первый картель по страхованию от огня создан в Лондоне в 1791 г., а по страхованию жизни - в Шотландии в 1840 г. Первые ценовые картели возникают в середине XIX в. в страховании от огня, от несчастных случаев, градобития и др.

В России, как и в других странах Европы, третий этап страхования начался со страхования торгового мореплавания и страхования от огня. Для обеспечения безопасности морской торговли в 1781 г. Екатерина II утвердила "Устав купеческого мореходства", который содержал положения морского страхования, в 1800 г. была создана первая Торговая страховая контора, в 1844 г. было учреждено Общество пароходства и страхования по рекам Волге и Каме.

Поскольку угроза пожаров для России была весьма значительна, российские подданные начали заключать договоры страхования с зарубежными страховщиками. Чтобы создать национальное страхование, Екатерина II в 1786 г. издает Указ о введении страхования как государственной монополии, что было особенностью формирования страховых отношений в России. Указом Екатерины II учреждены государственные страховые общества при Государственном заемном и Государственном ассигнационном банках. Эти общества проводили операции по страхованию строений и товаров, а также страхование на дожитие и страхование ренты. К началу XIX в. государственное страхование практически прекратилось.

В 1827 г. учреждено Первое российское страховое от огня общество, имевшее 20-летнюю монополию на ведение страховых операций в Москве, Петербурге и Одессе. В 1835 г. было создано Второе российское страховое от огня общество. В 1844 г. введено страхование от огня для государственных крестьян.

С середины XIX в. в России начинают активно создаваться акционерные страховые общества: "Саламандра" (1855 г.), "Надежда" (1856 г.), "Якорь" (1872 г.), "Россия" и "Волга" (1881 г.).

Одновременно с развитием акционерного страхования для снижения расходов на страхование рядовых граждан в 1861 г. был принят закон, положивший начало городскому взаимному страхованию. Взаимным страховым обществам, занимавшимся исключительно огневым страхованием, предоставляли преференции, благодаря которым к 1914 г. число обществ достигло 170. Наряду с взаимным царское правительство уделяло большое внимание и земскому страхованию. Закон от 7 апреля 1864 г. предоставил земствам как территориальным органам самоуправления возможность проводить страховые операции в добровольной и обязательной формах. К1914 г. доля земского страхования в общем объеме страховых платежей составляла более 20%.

В 1834 г. в России начинает проводиться страхование жизни, создается Русское общество для застрахования пожизненных и других срочных доходов и денежных капиталов. Несколько позже появилось страхование от несчастных случаев.

Четвертый этап развития страхования начался в конце XIX в., когда сложились основы страховой деятельности в ее современном виде:

- разработан научный аппарат оценки риска, в том числе теория вероятностей, актуарная математика, демографическая статистика и др.;

- сложилась нормативно-правовая база, законодательное оформление систем денежных отношений между участниками страхования, принципы делового оборота;

- сформирована страховая система как взаимосвязанные между собой субъекты (страховые компании, посредники и др.), обеспечивающие предоставление страхования;

- разработаны страховые технологии, соответствующие рисковой ситуации и уровню развития финансового рынка.

В период с 1861 по 1914 г. с ростом предпринимательской активности и бурным акционерным учредительством началось заключение соглашений между его участниками с установлением единых тарифов и правил страхования, расширение перестраховочной деятельности. К концу XIX в. страховые компании осознают необходимость в координации деятельности на международном уровне. В 1874 г. был создан Международный союз морских страховщиков, в 1878 г. - Международный союз страховщиков транспорта, в 1928 г. - Международный союз авиационных страховщиков. В 1953 г. образован Европейский комитет по страхованию.

К началу Первой мировой войны организация страхового дела в России практически не отличалась от таковой в других государствах. Существовало несколько типов организационно-правовых форм страховщиков: акционерные общества (российские и иностранные), общества взаимного страхования, земские страховые общества, церковные и войсковые страховщики, государственные сберегательные и пенсионные кассы.

В организации страхования в России традиционно активно участвует государство. В 1894 г. издается Закон "О надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ", в 1898 г. - "О порядке помещения и хранения средств акционерных обществ и покрытии их обязательств". Если в XIX в. государство в основном организует страхование от огня, то в начале XX в. внимание было направлено на социальное и личное страхование. В 1912 г. был издан Закон "О страховании рабочих", в 1914 г. - "Об обязательном страховании рабочих и служащих", в 1916 г. - "О страховании доходов и капиталов в государственных сберегательных кассах".

Начавшиеся с 1914 г. социально-экономические потрясения, вызванные Первой мировой войной и политической ситуацией в России, привели в конце 1917 г. к полному развалу страхового рынка.

После Октябрьской революции 1917 г. над страховыми операциями был установлен контроль, чтобы весьма значительные капиталы российских страховщиков не были переведены за границу. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. "Об организации страхового дела в Российской Республике" была установлена государственная монополия на страхование. Таким образом, утверждалось единство организации страхового дела, и государственное страхование осуществлялось на всей территории страны единым предприятием - Управлением государственного страхования (Госстрахом).

В связи с проведением политики военного коммунизма и полным расстройством денежного обращения в стране в 1919 г. было отменено страхование жизни с аннулированием всех ранее заключенных договоров, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть введен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий.

Переход к новой экономической политике с марта 1921 г. потребовал восстановления страхования, что и было осуществлено в октябре 1921 г. Декретом СНК РСФСР "О государственном имущественном страховании", в соответствии с которым был создан Госстрах. Декретом вводилось имущественное страхование частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития и транспортных аварий. Государственное имущество, находящееся в арендном или ином использовании частных лиц и предприятий, подлежало обязательному страхованию. Было введено обязательное окладное страхование строений, скота и посевов в сельской местности, заменившее прежнее земское страхование. В 1922-1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование. Постановление СНК СССР от 11 ноября 1924 г. закрепило монопольное право Госстраха на осуществление страховых операций, страхование перешло в ведение государства.

В 1940 г. был принят Закон об обязательном страховании в хозяйствах граждан, который действовал до 1981 г., когда был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам". Этот Указ подтвердил обязательное страхование принадлежащих гражданам строений и сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, лошадей).

С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 г. было принято постановление СНК СССР, согласно которому органы Госстраха были освобождены от ответственности в связи с ущербом, возникшим вследствие военных действий. В период войны и послевоенное время страхование используется в целях восстановления хозяйства на территориях, освобожденных от оккупации, в частности, путем введения льготных тарифов.

После денежной реформы 1947 г. в условиях стабильной денежной системы развивается страхование жизни. Импульс этому развитию дало введение в 1956 г. пятилетнего срока страхования жизни (ранее минимальный срок страхования составлял 10 лет), что способствовало превращению этого вида страхования в популярный инструмент накопления денег населения. В конце 1960-х гг. вводится страхование детей и страхование к бракосочетанию.

Развивалось также обязательное страхование имущества колхозов. В 1968 г. было введено страхование урожая сельскохозяйственных культур от широкого перечня стихийных бедствий и несчастных случаев, включавших помимо прочего засуху и все необычные для данной местности явления, оказавшие неблагоприятное влияние на урожай. Такая широкая ответственность по страхованию урожая не имеет аналогов в мировой практике. С 1974 г. этот вид обязательного страхования распространен и на совхозы в целях укрепления финансовой устойчивости сельского хозяйства.

Государственная монополия в области страхования была ликвидирована Законом СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI "О кооперации в СССР" (далее - Закон о кооперации), который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования.

Проведение страхования в условиях планового хозяйства и тотальной государственной собственности не соответствовало мировым традициям, но дало уникальный опыт. Следует отметить, что Госстрах решал проблемы социальной защищенности малообеспеченных слоев населения, в частности проводилось дешевое страхование от несчастных случаев, страхование жизни, в том числе детей, имущества граждан, автомобилей, строений, животных. С помощью государственного страхования был сформирован мощный страховой фонд, за счет которого неоднократно возмещался чрезвычайный ущерб. Создана уникальная для того времени система обязательного страхования урожая сельскохозяйственных культур с широчайшим объемом ответственности. К 1990 г. страховые взносы по отношению к ВВП составляли 3% в условиях бесплатной медицины и государственной собственности на средства производства. Ресурсы государственного страхования были уничтожены инфляцией в 1990-1992 гг.

В июне 1990 г. Совет Министров СССР принял Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, которое подтвердило возможность создания негосударственных страховых компаний. Постановление от 16 августа 1990 г. "О мерах по демонополизации народного хозяйства" способствовало развитию конкуренции на российском страховом рынке. В 1992 г. был принят Закон РСФСР "О страховании", в последующей редакции - Закон об организации страхового дела. С этого времени страхование в России развивается в целом в соответствии с общемировыми традициями.

Особенности основных этапов развития страхового дела представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Основные этапы развития страхового дела

Этап

Период

Особенности страхового дела

1

С древнейших времен до XIII в.

o Осознание потребности в объединении средств и необходимости солидарной раскладки ущерба

o Использование отдельных принципов страхования (взаимопомощь, раскладка ущерба, создание денежных целевых фондов)

2

XIII-XVIII вв.

o Возникновение и развитие морского страхования

o Первые договоры "продажи" страховой услуги

o Формирование правовых норм страхования

3

XVIII -середина XIX в.

o Использование страхования для защиты от широкого круга рисков

o Приобретение страховой услугой формы товара

o Формирование страхового дела как особой сферы деятельности

o Разграничение коммерческого и некоммерческого страхования

4

Середина XIX в.- настоящее время

o Наличие научных методов оценки риска

o Формирование развитой нормативно-правовой базы

o Наличие институционально развитой страховой системы (страховые компании, посредники, регуляторы, инфраструктура)

o Страховые технологии, адекватные ситуации и уровню развития финансового рынка

В ходе развития страхового дела сложились его базовые принципы, выражающие сущность страхования: взаимопомощь (солидарность), достаточность страхового фонда, эквивалентность обязательств страхователей и страховщика, превенция.

Важнейшим принципом страхового дела является взаимопомощь (солидарность) его участников.

В российской страховой науке традиционно подчеркивалась взаимопомощь, которая осуществляется в процессе солидарной раскладки ущерба. Так, в 1913 г. А. А. Шахт (1849-1916), известный теоретик и практик российского страхования, писал: "Страхование представляется учением об устроении общественной, всенародной и международной взаимопомощи, направленной к улучшению общего экономического благосостояния посредством устранения разных социальных неустройств и, главным образом, путем ограждения хозяйственной жизни от последствий, причиняемых несчастьями, катастрофами..."

Солидарная раскладка ущерба возможна только внутри группы лиц, имеющих общие интересы в получении страховой защиты. Это лица, обладающие объектами страхования, подверженные определенным опасностям, например владельцы автотранспортных средств, которым может угрожать ДТП, пожар, угон и др. Страховщик объединяет этих лиц и формирует за счет их взносов страховой фонд, в рамках которого проводится выравнивание риска и из которого при необходимости осуществляется выплата. Страховщик имеет при этом и собственные интересы: во-первых, он управляет страховым фондом за плату; во-вторых, собранные у страхователей взносы до момента выплаты он сможет использовать в инвестиционной деятельности, получая доход.

Взаимопомощь осуществляется на основе раскладки ущерба между страхователями, а также между данной страховой компанией и другими страховщиками путем сострахования и перестрахования (внешнее выравнивание). Внутреннее выравнивание проводится путем раскладки ущерба между участниками страхования, подверженными однородным опасностям и объединенными для получения страховой защиты, т.е. внутри так называемой страховой совокупности.

Для того чтобы обеспечить пострадавшим компенсацию ущерба с учетом потребности в раскладке ущерба во времени и по территории, страховщик формирует в составе страхового фонда развернутую систему резервов.

Принцип достаточности страхового фонда требует формирования фонда, величина которого позволит страховщику выполнить все принятые на себя обязательства по страховой защите. Поскольку средств фонда должно быть достаточно для выплат, обусловленных наступлением случайных событий, его величина определяется на основе анализа соответствующих статистических данных. В связи с этим страховщик уделяет большое внимание формированию необходимой статистической базы, прогнозированию динамики риска и моделированию рисковых ситуаций. Для выполнения принятых обязательств по заключенным договорам страхования страховщик формирует страховые резервы и соответствующим образом управляет своими активами.

Отношения между страховщиком и страхователями основаны на принципе эквивалентности. Эквивалентность как равенство обязательств обеспечивается между страховщиком и всей совокупностью страхователей, заинтересованных в страховой защите определенных объектов. Принцип эквивалентности обязательств означает, что страховая компания должна собрать с физических или юридических лиц такую сумму взносов, которая потенциально достаточна для компенсации вероятной потребности в средствах при наступлении ущерба от заранее оговоренных событий всем участникам страхования, а страхователь обязан своевременно уплатить взнос, соответствующий его индивидуальному риску. Эквивалентность как теоретический принцип лежит в основе расчета величины страхового взноса.

В то же время эквивалентность не означает прямого равенства взносов и выплат страхователям. Проявление этого принципа в страховании имеет две особенности, обусловленные необходимостью выравнивания риска во времени и между участниками страхования. Во-первых, в связи с тем что риск затрагивает только отдельных страхователей, они получат компенсацию ущерба за счет взносов прочих участников страхования. Иными словами, физическое или юридическое лицо может в течение длительного времени уплачивать взносы, не получая взамен ничего, если не происходит предусмотренных случайных неблагоприятных событий. Однако это не значит, что деньги остаются у страховщика - они выплачиваются пострадавшему. То есть в отношениях страховой компании с каждым отдельно взятым участником страхования возвратность не действует. Во-вторых, поскольку риск во времени проявляется неравномерно, возвратность может быть осуществлена не в течение срока действия договора страхования, а за тот период времени, в течение которого риск может быть выровнен. Например, если крупная засуха происходит один раз в пять - семь лет, возвратность будет соблюдена за семь лет.

Поскольку страховые взносы поступают от всех участников страхования, а выплаты производятся только пострадавшим, некоторые участники страхования могут длительное время вносить деньги, не получая никаких выплат. Взносы страхователя, не получающего возмещения, не остаются у страховой компании, а направляются пострадавшим участникам, которые получают возмещение гораздо большее, чем уплаченный взнос.

Принцип эквивалентности означает также, что страховую защиту может получать только то физическое или юридическое лицо, которое внесло свою долю, адекватную индивидуальному риску, в страховой фонд. На ранних стадиях развития страхования и в настоящее время в некоторых формах взаимного страхования страхователь покрывает свою долю риска, внося определенную сумму в страховой фонд после наступления неблагоприятного случая, когда ущерб известен. На более поздних стадиях развития страхования, когда страховой фонд отчуждается от страхователей и передается в управление специализированному лицу - страховщику, страховая услуга приобретает форму товара и взнос, соответственно, становится ценой страховой услуги.

Принцип превенции актуален для страхования, поскольку оно входит в систему методов управления риском, а страховщик заинтересован в снижении частоты наступления неблагоприятных событий и тяжести их последствий. В связи с этим страховщик - один из немногих участников рынка, осуществляющих деятельность по минимизации риска во внешней среде. Наряду со страховыми резервами он может формировать резерв предупредительных мероприятий, средства которого используются в целях предотвращения наступления неблагоприятных событий (например, пожаров, ДТП, болезней растений, наводнений и др.). Тем самым страховщик не только минимизирует риск страховой компании и страхователей, но и улучшает рисковую ситуацию в целом.

Отмеченные базовые принципы страхового дела определяют организацию страхового дела (структуру страховой компании, бизнес-процессы, технологии).