Лекция I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (IX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XV ВЕКА)
Видок — очевидец преступления, свидетель.
Волостель — глава судебно-административной власти в волости.
Вотчина — родовое недвижимое имущество, передаваемое по наследству.
Закличь — извещение в публичном месте о пропаже (краже) имущества.
Закуп - обедневший крестьянин, который брал за определенную (под проценты) плату инвентарь, имущество, скот.
Наймит — наемный работник, наемный боец, выступавший на судебном поединке вместо престарелого, малолетнего, увечного, женщины, священника и монаха.
Ордалии — испытание огнем, водой, железом, "божий суд".
Продажа — денежный штраф в пользу судьи с осужденного.
Тать — вор.
Татьба — воровство, различалась простая, квалифицированная и неоднократная.
Развитие государственности на Восточно-Европейской равнине
На территории Восточно-Европейской равнины уже с конца II в. н.э. имели место попытки создания государственных образований. Достоверно известно, что в IV в. свое государство здесь создали готы, а в V в. их вытеснили воинственные гунны, государство которых, достигшее расцвета при Атилле, также оказалось недолговечным. В середине VI в. юг равнины оказался под властью Аварского каганата, который занимал территорию ряда современных восточно-европейских государств (Венгрии, Румынии, Сербии, Словакии, Хорватии) и нередко вступал в союзнические отношения со славянами. На Руси аваров называли обрами. В первой четверти IX в. Аварский каганат приходит в упадок, а население ассимилируется и "растворяется" в других народах. Этот факт зафиксирован в русских летописях фразой: "погибоша аки обры". В VIII в. на территории от северного Кавказа и до берегов Днепра сложился Хазарский каганат, выделившийся из Западно-Тюркского каганата. Однако и это государство просуществовало лишь до начала XI в. Будучи иудеями по вероисповеданию, хазары безуспешно пытались склонить князя Владимира к принятию иудаизма. Впоследствии они растворились в странах Центральной Европы, чему в немалой степени способствовало усиление позиций славян. В долинах рек Волги и Камы в VIII—IX вв. существовало тюркское государство булгар, которые затем ушли в Европу и поселились на территории современной Болгарии, приняв язык и религию завоеванного народа.
По имеющимся сведениям поселения славян на территории Восточно-Европейской равнины появились в VI в., а уже в VIII в. они занимают доминирующее положение в этом регионе. Античные авторы I в. н.э., в том числе Корнелий Тацит, готский историк VI в. епископ Иордан называли славян венедами, византиец Прокопий Кесарийский (VI в.) называл их склавинами и антами. Себя славяне называли словенами, т.е. общающимися при помощи слов, в отличие от всех иных народов, чья речь им не понятна, т.е. немцев. Прокопий Кесарийский отметил одну весьма важную особенность славян, их коллективистскую ментальность, решение всех дел сообща.
Славянские племена вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, ремеслами, скотоводством, охотой, торговлей, вели активную экспансионистскую политику, особенно в отношении богатой Византии. Древние государства чаще всего возникали по рекам. Так же и Киевская Русь возникла на водном "пути из варяг в греки" на территории, занимаемой полянами, древлянами, вятичами, кривичами, дреговичами, родимичами и другими племенами. Еще задолго до Нестора Печерского бытовало предание, что братья Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь основали г. Киев, и Кий стал его первым правителем.
В VIII в. произошло объединение славян, говоря современным языком, в военно-политические союзы, ставшие протогосударствами, центрами, вокруг которых затем постепенно формировались государственные институты. На киевщине союз назывался Куявией, в районе Ильмень-озера — Славней, восточнее Славии, в долине Волги, либо в Тмутаракани (предположительно Таманский полуостров) располагалась Артания.
С X в. в летописных источниках появляется термин Русь, происхождение которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Это название фигурирует в договоре Олега с Византией, причем Русь выступает в качестве договаривающегося субъекта. Там же есть ссылка на некий "Закон русский", который скорее всего не был письменным документом, а представлял собой группу правовых обычаев, регулирующих различные сферы общественных отношений у славян. О России как возможном союзнике, с которым следует дружить против кочевников, говорит в своем знаменитом трактате "Об управлении империей", адресуемом сыну, император Византии Константин Багрянородный (908—959).