Становление отечественной организованной преступности и ее криминологическая характеристика

Cosa nostra (коза ностра) в США возникла в период действия "сухого закона" Волстеда (18-я поправка к Конституции), принятого в 1919 г. и отмененного в 1933 г., во время мирового экономического кризиса. Члены этого синдиката – преступные ассоциации обеспечивают население незаконными товарами и услугами; другими способами добывания денег и ценностей являются также насилие, вымогательство, мошенничество и т.д. Наряду с этим продолжается инфильтрация организованной преступности в легальный бизнес, профсоюзы, политические организации. Основная социальная база организованной преступности в США–наличие в обществе потребностей в запрещенных товарах и услугах. Этот вывод был сделан Дж. Альбини и Дж. Финкенауером, исследователями американской мафии[1].

В частности, США страдают от наплыва наркотиков из разных стран. В Штатах беспощадно борются с их поставщиками, которые, безусловно, виновны. Однако если бы там не было такого "бешеного" спроса на наркотики, они бы их туда не ввозили. Аналогичная ситуация и с трафиком женщин и детей для сексуальной эксплуатации в США. Известно, что жертвы этих деяний попадают в сети торговцев живым товаром не от хорошей жизни у себя на родине. Но почему не осуждаются аморальные и извращенные потребности американцев? Таким образом, любой незаконный оборот запрещенных товаров и услуг в первую очередь обусловлен той самой социальной базой, о которой пишут указанные выше авторы, т.е. иррациональными потребностями людей. Не будет спроса – не будет и предложения. Тем не менее в США и других странах нездоровые иррациональные потребности под флагом свободы и демократии лишь поощряются, что похоже на либерализованный цинизм. Человек в демократической стране свободен в выборе поведения, если это не нарушает свободу других людей. Этот выбор каждодневно навязывается мафией и поощряется государством и обществом. Надпись о вреде на упаковке не может состязаться с агрессивной пропагандой теле- и киноиндустрии, оплаченной организованной преступностью. С потребностями людей бесполезно бороться запретами, но иррациональные потребности должны получать адекватную оценку общества.

Политические, социально-экономические и организационноправовые условия в СССР в 1970–1990-е годы, когда складывалась и разрасталась отечественная организованная преступность, были иными, чем в США. В период застоя рос неудовлетворенный государством спрос на продукты, одежду, другие товары и жилье; увеличивалась масса неотоваренных денег – в то время слово "достать" вытеснило слово "купить". И до той поры дремлющая организованная преступность взяла на себя обязанность обеспечить потребности населения, естественно, с большой выгодой для себя. Соответственно, платформой для формирования организованной преступности послужили социалистические распределительные отношения.

Как и все мафии в мире, организованная преступность в СССР жаждала прибыли и не гнушалась хищениями, злоупотреблениями, шантажом, подкупом и насилием. В то время формировались "не просто гнездовья, а целая система расхитительства, взяточничества по горизонтали и вертикали во многих отраслях производства, снабжения, сбыта и торговли"[2]. Особенно широкое распространение советская организованная преступность получила в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Казахстане, Киргизии, Азербайджане, Армении, Грузии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Хабаровском и Краснодарском крае, Ростовской, Одесской, Иркутской области и городе Москве.

Разрастание теневой экономики представляло собой магистральную тенденцию становления коррумпированной организованной преступности в нашей стране. Рэкет, грабежи, разбои, кражи и другие преступления против личной собственности при любой степени организованности их совершения были опасными, но вторичными. Отечественная мафия формировалась в недрах теневой экономики, была обусловлена практикой распределительных отношений и неповоротливостью государственной "ничейной" собственности.

Отечественную организованную преступность можно условно разделить на уголовную (или гангстерскую), в сферу деятельности которой входят кражи, грабежи, разбои, вымогательство, мошенничество, бандитизм, убийства и другие аналогичные деяния, и экономическую (или "беловоротничковую"), паразитировавшую на хищениях государственной и общественной собственности, злоупотреблениях служебным положением, коррупции и других корыстно-хозяйственных и корыстно-должностных преступлениях. С переходом России к рыночным отношениям криминальные возможности экономической организованной преступности значительно умножились.

Экономическая форма организованной преступности была в СССР основной. Она существовала внутри государственных образований или параллельно с ними и использовала в своих целях государственные фонды, каналы сбыта, государственную финансовую систему, государственный аппарат – хозяйственный, контролирующий, административный, правоохранительный. Именно она тормозила позитивные процессы и безнаказанно перекачивала государственные ресурсы в теневую экономику. Именно она сегодня является камнем преткновения на пути развития цивилизованных рыночных отношений.

Уголовная организованная преступность действовала в нашей стране с первых лет советской власти, а экономическая стала формироваться по мере отчуждения собственности от производителей, бюрократизации распределительных отношений, роста бесхозяйственности в государственном секторе экономики. Экономическая организованная преступность стимулировала уголовную.

В капиталистическом мире деньги дают реальную власть. В СССР реальная власть, особенно по распределению оптового и розничного дефицита, принадлежала партийной и государственной бюрократии. Последняя не располагала большими официальными доходами, и потому некоторая ее часть стала придатком организованных преступных групп. Воры в законе, "цеховики" и продажная бюрократия соединились в организованной преступности.

Экономическую организованную преступность в СССР, как, впрочем, и в современной России, можно, в свою очередь, условно разделить на бюрократическую, связанную с распределением кредитов, фондов, товаров, сырья, оборудования, услуг, должностей, наград, лицензий, привилегий, льгот и т.д. и государственной протекцией, и рыночную (черный рынок). Причем рыночная преступность удовлетворяет как рациональные повседневные потребности граждан, обеспечивая их необходимыми товарами и услугами, так и иррациональные (наркотики, оружие, алкоголь, азартные игры, проститутки и т.д.) (рис. 28.1).

Рис. 28.1. Структура организованной преступности

Данная схема была опубликована в 1997 г. в первом издании книги "Преступность XX века". В 1998 г. А. Н. Апанасенко представил более детальную схему "Причины возникновения организованной преступности"[3], которая, по сути, совпадает с той, что приведена на рис. 28.1. Это совпадение свидетельствует о том, что схемы отражают реальность не только с точки зрения теории, но и с точки зрения практики. Для иллюстрации приведем схему А. Н. Апанасенко (см. рис. 28.2).

Рис. 28.2. Причины возникновения организованной преступности и ее структура

Каждой разновидности организованной преступности (уголовной, экономической, бюрократической, рыночной, "рациональной", "иррациональной") соответствует определенная совокупность причин и условий. Однако в главном суть их схожа: организованная преступность во всех своих проявлениях (в одних больше, в других меньше) прежде всего явление экономическое, в основе его лежат главным образом экономические причины.

В самом общем виде эти причины вначале сводились к противоречиям между законами экономики и волюнтаристскими административными методами хозяйствования в социалистическом обществе. Организованная преступность была криминальным средством разрешения этих противоречий, без которого тотальная бюрократическая система уже не могла существовать. У бюрократии нет собственно экономических интересов, ее мотивация – удержание власти. Поэтому бюрократическое руководство экономикой неумолимо вело к доминированию вне экономических интересов принуждения и распределения. Растущий дефицит, в свою очередь, требовал увеличения штата контролирующих и распределяющих структур, что еще больше блокировало экономические механизмы. Теневая экономика и подпольный рынок взяли на себя функцию обмена, которую одна бюрократия не в состоянии была выполнить. В связи с этим появление в СССР бюрократической, рыночной и "рациональной" организованной преступности было закономерным следствием командной экономики. На эту особенность российской организованной преступности обращают внимание и зарубежные исследователи[4].

Как всякое предпринимательство, организованная преступность отличается мобильностью и экономической грамотностью. Появление политической и некоторой экономической свободы во время перестройки она немедленно использовала в своих интересах. Оргпреступность "творчески" использовала кооперативное движение (чиновничий и уголовный рэкет, отмывание грязных денег, превращение кооперативных структур в "крышу" преступной деятельности и т.д.), фактически кооперативы были брошены государством на съедение организованной преступности (уголовной, экономической, бюрократической, рыночной).

Организованная преступность в СССР укреплялась на фоне роста всей преступности, концентрации и монополизации различных форм преступной деятельности. Поэтому ее развитие тесно связано с динамикой общей преступности и ослаблением тотального контроля в 60–80-е годы прошлого века. Общая преступность в СССР и в России особенно интенсивно росла в конце 1980-х – начале 1990-х годов. По видам и группам преступлений этот рост был неравномерен. Прогрессировали групповые и корыстные, а также корыстно-групповые деяния. Групповая преступность в первой половине 90-х годов XX в. увеличилась в России более чем в 3 раза! Каждое четвертое раскрытое преступление совершалось в группе. Еще интенсивнее росла корыстная преступность. Если вся преступность с середины 1950-х годов увеличилась в 7–8 раз, то корыстная – в 12–15 раз. Довольно медленно увеличивалось в то время число трудновыявляемых корыстно-хозяйственных и корыстнодолжностных преступлений, которые в последние годы формально снижались. Латентизация этих деяний значительно укрепила бюрократическую организованную преступность.

Разрастанию экономической организованной преступности в 1990–1991 гг. способствовали резкое снижение контрольноревизионной активности и постоянное сокращение аппарата контроля. Административный контроль "вымирал", а экономический, финансовый, валютный, налоговый, таможенный, пограничный контроль, построенный на законах экономики, стал реализовываться лишь с 1995 г. До последнего времени не было и сколько- нибудь адекватного уголовно-правового контроля. Правоохранительная система, ослабленная, парализованная и разрушенная непрерывными "политическими" реорганизациями, непрофессиональным руководством, нищенским обеспечением, "бегством" квалифицированных кадров, новой политической ангажированностью и боязнью упреков в негуманном отношении к преступникам ("синдром 37-го"), оказалась не способной противостоять не только организованной, но и всякой другой преступности. При этом организованная преступность постоянно укреплялась. Только КГБ в Москве потерял 50% кадрового состава, сотрудники разбежались в коммерческие, а порой и в криминальные (как тогда говорили "во вражьи") структуры[5].

Некоторые сведения о преступных группах, имеющих признаки организованности, по СССР стали собираться с 1986 г. За 1986– 1988 гг. было выявлено 2607 таких групп, которые совершили около 20 тыс. преступлений, в том числе 218 убийств и 285 разбойных нападений. Около 50 групп были хорошо законспирированы и действовали в течение трех лет и более.

Системные сведения об организованной преступности в России есть лишь с 1989 г. (см. табл. 28.3).

Таблица 28.3. Характеристика выявленных групп организованных преступников (1989–1995 гг.)

Показатели

1989 г.

1990 г.

1991 г.

1992 г.*

1993 г.

1994 г.

1995 г.

Общее число групп

485

785

952

4352

5691

8059

8222

Динамика, %

100,0

161,9

196,3

897,3

1173,4

1661,6

1695,3

Численность групп:

3 человека

301

359

475

Н/д

Н/д

Н/д

Н/д

от 4 до 10 человек

170

365

415

850

1361

1642

1641

динамика, %

100,0

214,7

244,1

500,0

800,6

965,9

965,3

свыше 10 человек

14

55

62

79

105

156

151

динамика, %

100,0

392,8

442,9

564,3

750,0

1114,3

1078,8

Длительность существования групп:

до 1 года

213

510

684

Н/д

Н/д

Н/д

Н/д

от 1 до 5 лет

80

214

261

868

1155

1598

1628

динамика, %

100,0

267,5

326,3

1085,0

1443,8

1997,5

2035

свыше 5 лет

Н/д

8

7

5

11

24

11

Наличие связей:

международных

Н/д

Н/д

Н/д

254

307

461

363

межрегиональных

39

81

91

1388

1011

1258

1065,0

динамика, %

100,0

207,7

233,3

3559,0

2592,3

3225,6

2730,8

коррумпированных

6

38

65

721

801

1034

857

динамика, %

100,0

633,3

1083,3

13 350,0

14 283,3

12 016,7

17233,3

* В 1992 г. объем собираемых сведений и их характер изменились. Н/д – нет данных.

По сообщению Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России, сбор показателей, приведенных в табл. 28.3, в 1996 г. был прекращен по той причине, что их получение в результате оперативно-розыскной деятельности не является достаточно надежным. Судя по интенсивному росту (+34,8%) числа преступлений, совершенных организованными группами, в 1996 г. по сравнению с предыдущим годом, можно предположить, что общее число организованных групп также росло (табл. 28.4 и 28.5).

Таблица 28.4. Характер и динамика преступлений, совершенных организованными группами (1989–1996 гг.)

Показатели

1989 г.

1990 г.

1991г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Совершено преступлений, всего

2924

3515

5119

10 707

13 640

18619

19 604

26 433

Динамика, %

100,0

120,2

175,1

366,2

466,5

636,8

670,5

904,0

В том числе:

33

50

56

Н/д

117

203

370

451

умышленные убийства умышленные тяжкие телесные повреждения

8

6

39

Н/д

58

73

72

68

изнасилования

12

11

8

Н/д

70

68

108

111

бандитизм

Н/д

Н/д

Н/д

106

43

122

239

262

нарушение правил проведения валютных операций

н/д

11

20

н/д

142

175

317

Н/д

контрабанда

н/д

н/д

Н/д

н/д

24

65

201

Н/д

вымогательство

165

313

306

727

753

1239

1695

1784

разбой

139

236

226

Н/д

775

1192

526

2117

грабеж

111

214

199

Н/д

754

862

175

937

кража

1932

1321

2642

Н/д

7139

8823

1373

10 107

мошенничество

45

396

161

Н/д

Н/д

Н/д

827

3576

должностные преступления

2

72

144

Н/д

409

415

451

Н/д

взяточничество

1

44

164

Н/д

114

166

155

Н/д

спекуляция

5

по

37

н/д

15

декриминализировано

Н/д

Н/д

хищение, ношение оружия

65

168

219

н/д

Н/д

Н/д

Н/д

581

преступления с применением оружия

Н/д

121

110

н/д

779

875

908

Н/д

преступления, связанные с наркотиками

20

53

139

216

280

768

657

625

хищения в крупных размерах

н/д

н/д

Н/д

Н/д

Н/д

Н/д

2854

Н/д

Н/д – нет данных.

Ниже приводится сводная таблица, содержащая данные о характере и динамике преступлений, совершенных организованными формированиями в 1997–2003 гг., т.е. после введения в действие нового УК РФ (см. табл. 28.5). Общий уровень учтенной организованной преступности после интенсивного роста в первой половине 90-х годов прошлого века колеблется в пределах 24–27 тыс. деяний. Таковым он являлся и в 1996 г. Однако единый динамический ряд данных по табл. 28.4 и 28.5 без уточнений создать невозможно. Показатели таблиц сопоставимы лишь относительно, не только по уголовно-правовым основаниям (принятие нового Кодекса), но и по статистическим. Раньше преступления, совершаемые организованными формированиями, учитывались милицией в текущем режиме, а в настоящее время их учет производится лишь после завершения расследования и направления дела в суд, когда факт совершения преступления уже доказан. Естественно, эти сведения более выверены и надежны, а следовательно, могут быть ниже первичных оперативных данных. Тем не менее сопоставление показателей названных таблиц позволяет заключить, что организованные преступники, с одной стороны, сохранили свои криминальные предпочтения (растет число убийств, вооруженных разбоев, террористических актов, вооруженных формирований и т.д.), с другой – существенно расширили свою деятельность в сфере легальной экономики и компьютерной сфере.

Таблица 28.5. Характер и динамика преступлений, совершенных организованными группами (1997–2003 гг.)

Виды и группы преступлений

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2003 т.**

Всего

28 497

20 987

25 039

27 362

25 721

20 125

24 096

25 671

В том числе:

особо тяжкие и тяжкие

17 861

23 015

24 470

23 195

18 539

Преступления против

303

408

380

380

304

жизни и здоровья, из них:

360

убийство (ст. 105, 106,107 УК РФ),

434*

128*

198*

195'

203*

147*

267

26

из них по найму

16

Умышленное причине-

59

-

ние тяжкого вреда здоровью (ст. 111)

Похищение человека (ст. 126)

77

143

112

136

71

80

84

Незаконное лишение свободы (ст. 127)

80

126

128

88

47

50

43

Преступления против собственности

15 234

17 786

16 606

14 723

11 513

Кража (ст. 158)

10 359

6436

7796

6747

5547

3356

4475

5262

Мошенничество (ст. 159)

4103

2791

3350

3188

3371

3183

Грабеж (ст. 161)

925

504

504

566

588

423

635

706

Разбой (ст. 162)

2473

1455

1760

1839

1598

1303

1424

2042

с применением огнестрельного оружия

227

42

342

62

на дорогах, трассах

Вымогательство (ст. 163)

1432

1183

1010

940

1083

733

623

590

Контрабанда (ст. 188)

147

412

562

Преступления в сфере экономической деятельности

1715

1628

3080

2629

1750

Преступления против

общественной

безопасности

1414

1834

1734

1714

1357

Терроризм (ст. 205)

1

2

9

13

36

25

Захват заложника (ст. 206)

2

6

8

4

3

5

6

Организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208)

189

181

Преступления террористического характера (ст. 207, 277, 360)

Бандитизм (ст. 209)

337

388

426

404

378

330

331

381

Организация преступного сообщества (ст. 210)

36

108

77

79

54

59

85

Преступления экстремистского характера

11

13

Преступления,совершенные должностными лицами

617

613

Преступления экономической направленности с незаконным оборотом:

8812

9576

оружия

750

725

1007

986

936

752

1226

881

наркотических средств

772

4172

4048

Компьютерные

преступления

18

27

Преступления,совершенные с применением:

огнестрельного оружия

553

677

взрывчатых веществ

и взрывных устройств

89

70

Преступления со связями:

коррумпированными

399

702

международными

496

698

международными (кроме СНГ)

330

481

межрегиональными

1260

1593

Преступления против интересов государственной службы

285

334

635

429

360

* Только по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ.

** В 2003 г. ОГЛАВЛЕНИЕ учета организованной преступности (форма 1-ОП) существенно изменилось. Введена графа "Преступления, совершенные в составе организованных групп или преступных сообществ (организаций)". Сюда вошли деяния, которые были окончены расследованием в отчетном периоде из числа дел прошлых лет. В 2003 г., например, количество преступлений, оконченных расследованием в отчетном году, в строке "Всего" было 29 795, в том числе зарегистрированных в отчетном периоде 24 096, и преступлений, совершенных в составе организованной группы или преступного сообщества, – 25 671.

Таблица 28.6. Изъято у организованных преступников в 1989–1996 гг.

1989 г.

1990 г.

1991г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Оружия (шт.)

111

295

Н/д

4518

11 737

13 808

6357

6401

Наркотических средств (кг)

26

46

Н/д

3297

4360

3695

5841

Н/д

Денег и ценностей

3868

5650

Н/д

3218

72

171,4

182,5

1280,7

Автомашин

тыс.

млн

млрд

Н/Д

Н/д

Н/д

648

1118

1525

1364

Н/д

Н/д – нет данных.

Сопоставление данных табл. 28.6 и 28.7 также было бы некорректным. В то же время табл. 28.7 свидетельствует о большей активности и результативности деятельности правоохранительной системы в борьбе с организованной преступностью в целом и более определенно демонстрирует вред, причиняемый экономике страны.

Таблица 28.7. Материальные ценности, изъятые у организованных преступников в 1997–2003 гг.

Изъято материальных ценностей

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Огнестрельное оружие (ед.), в том числе:

1014

777

734

715

651

1332

574

нарезное (ед.)

459

364

436

364

1122

363

Холодное оружие (ед.)

55

Боеприпасы (ед.)

26 925

16 997

20 547

24 382

24 297

17 549

62 591

Взрывчатые вещества (кг)

45

67

56

34 781

4042

7417

Взрывные устройства (ед.)

286

116

85

201

261

156

Наркотические средства и психотропные вещества (г)

305 000

1 463 981

934 535

3 638 070

792 609

2 548 296

909 041

Материальные ценности, имущество, деньги (тыс. руб.)

89 642

172 354

239 429

284 652

272 421

2 174 380

1 146 798

Иностранная валюта (долл. США)

589 755

510 264

139 397

248 415

699 113

256 431

70 671

Поддельные российские рубли (тыс.)

266

728

1290

2025

1114

1343

Поддельная иностранная валюта (тыс. руб.)

536

10 255

12 227

4110

1584

1500

Драгоценные камни (каратов)

779

177

303

1834

496

Драгоценные металлы (г)

66 571

127 028

1 309 020

79 014

16 995

618 378

50 145

Цветные металлы (кг)

74118

62 693

97 047

61065

16 319

21887

Нефть, нефтепродукты (т)

15

1568

1463

69

120

Автотранспорт (ед.)

228

Предметы антиквариата, культовые,

19

62

353

42

19

3

исторические ценности (ед.)

Алкогольная продукция (декалитры)

2130

Установленная сумма

материального ущерба (тыс. руб.)

814 148

144 522

3 245 522

4245 886

6 364 417

3 893 040

незаконного кредита (тыс. руб.)

13 737

подкупа,взяток (тыс. руб.)

977

легализованных

558 698

денежных средств (тыс. руб.)

Наложен арест

862 696

на имущество (тыс. руб.)

Предотвращен материальный ущерб (тыс. руб.)

69145

При анализе содержания таблиц следует помнить, что приведенные в них по годам сведения показывают лишь выявленную часть организованной преступности. Она неполно отражает (и в какой-то мере искажает) фактическую деятельность мафиозных структур в России. Обратимся к динамике общего числа выявленных организованных групп (см. табл. 28.3). За шесть лет (с 1989 по 1995 г.) оно увеличилось с 485 до 8222, или в 17 раз. Если сопоставить организованную преступность с 1989 г. по 2008 г. (за 20 лет), то увеличение произошло в 62 раза – с 485 до 30 763. Правда, это, не означает, что фактическое число их росло такими же темпами. Более того, выявление организованных преступных групп в процессе расследования уголовных дел не всегда приводит к прекращению деятельности преступных организаций или сообществ. Привлеченная к уголовной ответственности группа может оказаться одним из низших звеньев преступного формирования, продолжающего свою деятельность. Бесспорно, что организованная преступность в это 20-летие интенсивно росла. Если же обратиться к числу выявленных лиц, совершивших преступления в составе группы, то их в 2008 г. установлено 227 374 человек, в том числе в составе организованной группы или преступного сообщества только 10 591, которые составили 4,7% в структуре всех выявленных преступников.

Динамика количества созданных преступных образований, их выявления и установления виновных лиц не совпадает, так как эти события сдвинуты и растянуты во времени. Организованная группа, если она выявлена, чаще всего разоблачается спустя 1–5 лет и более с момента своего образования. Преступления, которые были совершены группой в прошлом, обычно остаются латентными, а значит, и реальное число преступлений, совершенных организованными группами, не отражается в статистике, несмотря на привлечение их членов к уголовной ответственности за какие-либо известные деяния. Тенденции общего числа выявленных групп следует рассматривать прежде всего как отражение динамики активности органов по борьбе с организованной преступностью. Но и здесь могут быть подводные камни.

В отсутствие законодательного определения организованной преступности в начале 1990-х годов и при традиционном стремлении советских и российских правоохранительных органов преувеличивать свои достижения нельзя исключать, что в графу "совершено организованной преступной группой" могли включаться обычные групповые деяния. А если учесть, что до 80% и более преступлений, учтенных за организованными преступными группами, составляют кражи, грабежи, разбои, вымогательства и другие общеуголовные деяния (см. табл. 28.4), то можно сделать вывод, что наиболее опасная, законспирированная экономическая организованная институционализированная преступность, причиняющая огромный вред обществу и государству, выявляется неполно, а значит, и статистика организованной преступности сдвинута к ее примитивно-уголовным формам.

Тем не менее при всех перечисленных нюансах приведенные данные показательны. Организованная преступность в России интенсивно росла. Даже на фоне усиленного роста всей преступности в стране разрастание организованной преступности в 1990-е годы было беспрецедентным. В статистических сборниках других государств, в том числе США, Италии, Колумбии, где мафия имеет широкое распространение, к сожалению, нет сведений об организованной преступности, и потому нет возможности сопоставить ее с тенденциями в нашей стране и в других странах.

Исследования организованной преступности и в США, и в Западной Европе, как правило, носят описательный характер. Европейцы приводят статистические данные лишь по некоторым видам деяний[6]. В России же учет и отчетность по организованной преступности с технологической точки зрения достаточны и довольно надежны. Другой вопрос – как эта технология исполняется. Возможно, наш относительно полный, детальный и системный "видовой" учет организованной преступности пугает зарубежных специалистов[7]. В действительности оргпреступность существует, а по учету – нет. Видимо, в том числе и этим обстоятельством обусловлен тот факт, что многие книги об организованной преступности в США построены на описании отдельных преступных семей и конкретных преступлений на основе газетных статей[8].

Аналогичный, более системный подход использован в оригинальной работе российского аналитика А. А. Мухина[9]. Будучи историком-архивистом, он на огромном фактическом материале проанализировал основные криминальные сообщества России в целом, Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Свердловской области, Красноярского края и других регионов страны, а также деятельность "русской мафии" во многих других государствах. А. А. Мухин рассматривает более 90 зарубежных и отечественных криминальных сообществ и преступных группировок, действующих в различных городах нашей страны, с указанием преступных форм их деятельности, основных фигурантов, а также относительно большой (около 500 человек) список воров в законе в СССР и России. Есть и другие подобные источники[10].

Из рис. 28.3 следует, что нет практически ни одного криминологически значимого показателя, абсолютное значение которого не увеличилось бы за первую половину 1990-х годов в несколько раз: общее число групп возросло в 17 раз, численность групп от 4 до 10 человек и выше – более чем в 10, длительность преступной деятельности от 1 до 5 лет – в 20, наличие межрегиональных связей – в 32 раза (1994 г.), коррумпированных – в 172 (1994 г.). В 1995 г. два последних показателя несколько снизились. Не столь резко увеличилось число преступлений, совершенных организованными преступниками (с 1989 по 1996 г. в 6 раз), но это вполне можно объяснить их умением не оставлять следов. Хотя и в данном случае темпы прироста преступлений, совершенных организованными группировками, были в 9 раз выше, чем всей преступности.

Рис. 28.3. Динамика некоторых показателей организованной преступности в России в 1989–1995 гг.

Исходя из приведенной статистики, а также оперативной и журналистской информации, можно констатировать, что опасность организованной преступности в России усилилась повсеместно. В настоящее время преступные сообщества действуют практически во всех субъектах РФ. Около половины из них имеют общеуголовную направленность. Продолжается процесс их консолидации, расширения сфер влияния и внедрения в серый и легальный бизнес. В криминальные отношения в 1993–1994 гг. были вовлечены 40% предпринимателей и 66% всех коммерческих структур. Мафией был установлен контроль над 35 тыс. хозяйствующих субъектов, среди которых 400 банков, 47 бирж, 1,5 тыс. предприятий государственного сектора[11]. Данью облагалось 70–80% приватизированных предприятий и коммерческих банков. Поборы составляли 10–20% от оборота, а нередко превышали половину балансовой прибыли предприятия. Под жестким контролем мафии находились по большей части те экономические структуры, которые скрывали свои доходы от налогообложения и допускали другие противоправные действия[12].

Серьезно осложняют оперативную обстановку около 150 преступных объединений, сформированных на этнической основе. Наиболее опасны чеченские, азербайджанские, армянские, грузинские группировки. Надо заметить, что языковые и другие национальные барьеры служат специфическими механизмами самозащиты.

Продолжается процесс слияния группировок, действующих в сфере теневой экономики, с преступными структурами традиционной уголовной направленности, тон в которых задают несколько тысяч "авторитетов" преступного мира и около 260 так называемых воров в законе. На территории СССР их насчитывалось до 710 человек[13], именно они формировали криминальную идеологию в среде преступных сообществ.

Ядро группировок зачастую формируется в местах лишения свободы, где проводится вербовка новых членов и подбор исполнителей для готовящихся преступных акций. К 1993 г. в местах лишения свободы было создано около 2,5 тыс. группировок.

Процесс становления организованной преступности достиг такого качественного и количественного уровня, при котором группировки вынуждены отстаивать свои интересы перед конкурентами. Ожесточенная борьба между преступными кланами, вплоть до вооруженных столкновений и физического уничтожения соперников, приводит к появлению мощных криминальных синдикатов. Действующие в России группировки объединились в 150 ассоциаций и фактически поделили страну на сферы влияния[14]. Но борьба внутри группировок продолжается[15]. Упрощенно-примитивные преступления типа рэкета уступили место навязанной охране, крупномасштабным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

Выраженный организованный межрегиональный и транснациональный характер носит преступность в области добычи и переработки драгоценных металлов и камней, разграбление культурных ценностей, наркобизнес. Сейчас российская наркомафия может успешно конкурировать с международными картелями поставщиков наркотических средств. В связи с долгим отсутствием у нас уголовной ответственности за отмывание грязных денег (подобный состав появился лишь в ст. 174 УК РФ в 1996 г.) процесс легализации преступно нажитых средств имеет не только внутренние источники, но и зарубежные, в том числе от наркобизнеса.

Особенностью организованной преступности в России является ее коррумпированность, охватившая практически все государственные структуры. На территории России в 1989 г. было выявлено шесть, а в 1994 г. уже 1034 преступные группировки, имеющие коррумпированные связи в органах власти и управления (рост почти в 180 раз!). В 1995 г. число выявленных коррумпированных связей снизилось (см. рис. 28.4). В 2008 г. организованных преступных образований с коррумпированными связями насчитывалось 552, с международными связями – 456, с межрегиональными связями – 2001. И это было не результатом их реального снижения, а следствием латентизации деяний.

Рис. 28.4. Динамика коррумпированной организованной преступности

В начале 1990-х годов коррупция стала обычным явлением. Однако 3% учтенных коррумпированных преступлений, совершенных организованными формированиями в 2003 г., явно не отражают их фактического объема. Лишь у 4% выявленных организованных преступников была установлена связь с топливно- энергетическим комплексом, финансовой и внешнеэкономической деятельностью, тогда как именно в этих сферах причиняется основной ущерб стране.

Причины очевидны. Во-первых, доказать коррумпированность мафиозных деяний чрезвычайно трудно. Во-вторых, преступники и обслуживающие их чиновники научились скрывать свое взаимодействие. И в-третьих, коррупционные связи выявляются, как правило, в относительно примитивных деяниях и на низком должностном уровне. Крупные сделки часто не по плечу нашей системе уголовной юстиции.

Организованные группы нелегально вывозили из страны топливно-энергетические ресурсы, сырье, готовую продукцию. Особое внимание мафия уделяла приватизации. По расчетам Аналитического центра РАН, в 1990 г. 35% капитала 80% голосующих акций перешло в руки криминала[16]. Большой интерес организованные преступники проявляют к коррупции в правоохранительных органах. Ежегодно растет число уголовных дел по обвинению работников милиции, в том числе руководителей, в сотрудничестве с преступными группировками[17].

В последние годы в нашей стране вышли работы, в которых дается более полная характеристика современного состояния российской организованной преступности по таким аспектам, как криминальная экономика и безопасность, подрыв финансовой системы, расхищение достояния России, вывоз стратегических материалов, коррупция и организованная преступность, бизнес на наркотиках, оружии и т.д.[18]

В начале 1994 г. Аналитический центр по социально-экономической политике при Администрации Президента РФ подготовил документ, который назывался "Организованная преступность и перспективы прихода к власти в России национал-социалистов", где утверждалось, что рост организованной преступности, сросшейся с органами внутренних дел и местной исполнительной властью, ставит под угрозу политическое и экономическое развитие в России, создает условия для прихода к власти национал- социалистов[19]. В общественное сознание внедрялась идея о позитивной функции мафии в российском обществе, так как она являлась механизмом регуляции взаимоотношений в преступном мире. И действительно, в условиях кризиса гражданского и арбитражного судопроизводства третейское судейство воров в законе (теневая юстиция) действовало оперативно и, с их точки зрения, достаточно эффективно. Многие бизнесмены Москвы и Московской области не видели для себя другого спасителя, кроме вора в законе Савоськи, который правил суд скорый и справедливый[20].

В связи с изложенным выше очевидно, что организованная преступность не является вымыслом правоохранительных органов, как утверждали некоторые юристы в конце 1980-х – 1990-е годы. Она интенсивно росла, видоизменялась, активно приспосабливалась к неустоявшимся социально-экономическим и политическим условиям, захватывала наиболее прибыльные сферы криминальной деятельности, проникала в респектабельные сферы экономики, легальный бизнес, властные структуры и политику. В последние годы активизировалось рейдерство (криминальный захват предприятий и бизнеса). В 2004 г. в производстве следователей находилось 171 уголовное дело о рейдерстве, в 2005 г. – 346 дел, в 2006 г. – 354[21]. Организованная преступность распространяла свою деятельность на разные регионы России, страны СНГ и Балтии, Восточной и Западной Европы, Северной и Южной Америки, объединялась с другими транснациональными преступными организациями.

В упомянутом исследовании российской организованной преступности в США У. Вебстера говорится, что "ФБР обнаружило деятельность российской организованной преступности в 58 странах мира. В США следы этой преступности можно найти в 30 штатах... Криминальная сеть русской мафии охватывает 34 штата США, где проживают эмигранты из России"[22]. Фактических доказательств этому нет, поскольку статистические данные об организованной преступности в США не собираются, а учет преступников по национальности в стране также отсутствует. Ведется учет лишь по расовому признаку (белые, черные). На основе каких данных ФБР сделало подобные выводы, неизвестно. Хотя российская организованная преступность действительно имеет международные связи. В 2003 г., например, из 24 096 преступлений в 496 (2%) были установлены международные связи, из них в 166 случаях эти связи ограничивались странами СНГ.

А. А. Мухин, анализируя деятельность русской мафии в США (Евсей Агрон, Михаил Марковиц, Лев Персиц, Давид Богатин, Марат Балагула, Ефим Ласкин, Борис Нейфельд, братья Зильберы, Борис Гольдберг, Борис Бирштейн, Моня Эльсон и т.д.), полагает, что называть ее "русской" можно лишь с большой долей условности, поскольку "русская мафия" состояла в основном из лиц еврейской национальности – эмигрантов из СССР и Российской Федерации[23]. В то же время многие авторы пишут о наплыве в Россию международной мафии, которую привлекают сюда обширные природные ресурсы, коррупция чиновников, наличие теневой экономики, слабый пограничный и таможенный контроль, а также отсутствие необходимых законов.

Каковы же уровень и динамика организованной преступности в настоящее время, после принятия УК РФ 1996 г.? В отчете "О результатах борьбы с организованной преступностью" Ф. 1-ОП (квартальном, полугодовом и годовом) отражаются сведения: о преступлениях, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ (преступных организаций); сведения об участниках указанных групп, совершивших преступления; сведения о преступлениях экономической направленности, совершенных организованными группами, а также о материальном ущербе и изъятии материальных ценностей у этих групп и др. Другой источник: ежемесячные ведомственные сборники "Состояние преступности в России" (за январь, февраль и т.д. с нарастающим итогом). В них дается криминологическая характеристика преступности – число преступлений, совершенных в группе (всего), по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом. Кроме того, приводится общее число выявленных лиц, совершивших преступления в группе, в том числе организованной, либо в преступном сообществе. И еще один источник – это годичный сборник, издающийся МВД РФ, Судебным департаментом при ВС РФ и МЧС. В этом сборнике приводятся лишь данные о количестве расследованных преступлений, совершенных группой лиц. Из сказанного видно, что публикуемые сведения об организованной преступности в России, как и в других странах, на фоне подробных данных об уголовно-правовых группах и видах деяний, довольно скудные. Тем не менее они дают некоторое представление об уровне и динамике организованной преступности в нашей стране и приведены в табл. 28.8 и 28.9.

Таблица 28.8. Уровень и динамика организованной преступности в России (1996–2009 гг.)

Годы

Криминологическая характеристика организованной преступности

Ди-

на-

мика,

%

Харак

терис

тика

выяв

ленных

лиц

Дина

мика,

%

Доля лиц, привлеченных к уголовной ответственности, %

Число лиц, осужденных по ст. 210 УК РФ

Число лиц, осужденных по ст. 209 УК РФ

1996

26 433

100,0

17 926

100,0

67,8

-

75

1997

28 497

108,5

16 100

89,8

56,5

6

202

1998

28 688

108,5

16 037

89,5

55,9

11

199

1999

32 858

124,3

17 557

97,4

53,4

7

148

2000

36 015

136,3

17 647

98,4

48,9

23

175

2001

33 452

126,6

16 482

91,9

49,3

26

196

2002

26 038

98,5

11 553

64,4

44,4

26

134

2003

25 671

97,1

10 321

57,6

40,2

17

217

2004

28 161

106,5

10 713

59,8

38,0

20

186

2005

28 611

108,2

10 748

59,9

37,6

44

236

2006

30 209

114,3

11715

65,4

38,8

52

233

2007

34 814

131,7

11 543

64,4

33,1

54

202

2008

36 601

138,5

13 120

73,2

35,8

98

176

2009

32 236

121,9

11634

64,9

36,1

-

-

Судя по данным табл. 28.8, после вступления в силу нового УК РФ число зарегистрированных преступлений, совершенных организованными преступниками, с некоторым снижением в 2002– 2003 гг., постепенно выросло до 138,5%, а число лиц, совершивших преступления в составе организованной группы или преступного сообщества, – уменьшалось. Доля лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в сравнении с зарегистрированными деяниями также снижалась с 67,8% до 33,1–35,8%, что свидетельствовало об ухудшении борьбы с организованной преступностью в целом. При этом число осужденных за бандитизм (ст. 209 УК РФ) возросло в 2,5 раза, а за организацию преступного сообщества (ст. 210) – в 16 раз.

Данные о преступлениях, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ в 2008 г., включая нераскрытые преступления прошлых лет, представлены в табл. 28.9.

Таблица 28.9. Сведения о преступлениях, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ (преступных организаций) в 2008 г.

Виды деяний

Число преступлений, расследованных в 2008 г.

В том числе

зарегистрированных в 2008 г.

совершенных в составе организованной группы или преступного сообщества

направлено в суд

Совершено, всего

42 615

30 763

37 279

41 465

В том числе:

убийство (ст. 105, 106,107)

193

73

158

185

из них: по найму

13

3

12

12

Похищение человека (ст. 126)

76

53

72

69

Незаконное лишение свободы (ст. 127)

52

40

38

47

Кража (ст. 158)

3826

2751

3203

3738

Грабеж (ст. 161)

570

385

387

553

Разбой (ст. 162) Из них:

932

475

835

923

с применением огнестрельного оружия

112

50

0

110

на дорогах, трассах вне населенных пунктов

29

10

27

29

Вымогательство (ст. 163)

788

535

663

768

Контрабанда (ст. 188)

1790

1680

1786

1786

Террористический акт (ст. 205)

4

3

2

1

Захват заложника (ст. 206)

1

0

1

1

Организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208)

455

432

455

152

Терроризм

484

459

480

178

Бандитизм (ст. 209)

251

188

251

218

Организация преступного сообщества (ст. 210)

185

129

185

173

Экстремизм,

139

95

133

136

из них: организация экстремистского сообщества (ст. 282.1)

16

13

16

16

В данном перечне доминируют кражи, контрабанда, разбои, вымогательства, грабежи, деяния террористического характера, незаконные вооруженные формирования, бандитизм, организация преступного сообщества, т.е. самые опасные и распространенные преступления. И вот в это самое время в МВД РФ ликвидируют Департамент по борьбе с организованной преступностью, образованный в 1992 г., распределив его специалистов по другим управлениям. Вместо него были сформированы Департамент по противодействию экстремизму и Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Несомненно, как бороться с экстремизмом, так и обеспечивать безопасность соответствующих лиц (особенно VIP-персон) необходимо, но все эти деяния тесно связаны с организованной преступностью и производны от нее. Борьба же с последней оказалась отодвинута на "обочину" правоохранительной деятельности.