Становление философии. Философия и мифология
Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время возникновения философии немецкий философ Карл Ясперс связывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпоху К. Ясперс называет "осевым временем". Новое понимание сводилось к тому, что человек стал осознавать бытие в целом, себя и свои границы. Перед ним открылась его беспомощность и весь ужас мира. Как следствие, человек стал задавать себе вопросы о самом себе, ставить перед собой бесконечные задачи искать абсолютные, трансцендентные идеалы. Новый тип сознания появился одновременно сразу в трех странах: Греции, Китае и Индии.
Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философское знание. К числу таких цивилизаций относятся египетская, вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков. Тем не менее вопросы жизни и смерти, происхождения человека и мира волновали и представителей этих нефилософских культур. Очевидно, их ответы были другого рода.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. По словам Ганса Гадамера, миф – это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мироздания, возникновении культуры и человека. Мифология представляет собой более или менее развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и устройстве мира, о возникновении социума и человека, проигрываются основные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, таким образом, есть начало человеческой культуры, первая форма действительно культурной деятельности человека.
Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали определенную систему ценностей, санкционировали или запрещали те или иные формы поведения. Другими словами, мифы выступали стабилизаторами социальной жизни и гарантировали единство социума.
В современной науке идет спор о соотношении обряда и ритуала, с одной стороны, и мифологического повествования – с другой. Вопрос о связи между мифом и ритуалом, а также о генетической первичности того или другого остается открытым. Определенно можно сказать только то, что значительная часть ритуалов, существовавших у древнего человека или наблюдаемая этнографами в примитивных современных сообществах, сопровождается мифологическим повествованием. С другой стороны, не всегда удается найти обряды и ритуалы, которые соответствовали бы отдельным мифам в развитой мифологии, такой, например, как древнегреческая. Связь между мифом и ритуалом неоднозначна.
Главным свойством мифологического сознания является синкретичность. Мифологическое сознание не разделяет объект и субъект, познание и переживание, человека и природу: в мифологических представлениях все может быть всем. Существует и еще один оттенок смысла в термине "синкретичность". Мы имеем в виду тот факт, что в мифе в нерасчлененной форме сосуществовали начала объективного знания о мире, зачатки религиозных верований, первоначальные основы искусства. Затем в ходе развития культуры эти формы эмансипировались от мифа и обрели собственные четкие очертания.
Вторая важная особенность мифологического сознания – нечувствительность к противоречиям. Мифологическое сознание совершенно безразлично относится к объективной связи явлений, в мифологической интерпретации любой предмет, явление или человек может в то же время быть и чем-либо другим. Источником мифологических ассоциаций является вовсе не опыт или строгий интеллект, а человеческая фантазия и питающее ее образное мышление.
Следующей особенностью мифологического сознания является установление особого типа связей между явлениями, не укладывающегося в модель причинно-следственных отношений. Миф предлагает несколько типов связей. Во-первых, это метаморфоза (превращение). Предметы, явления, люди, животные и т.п. превращаются друг в друга, следуя за прихотливой фантазией древнего человека. Во-вторых, это связи по ассоциациям. Мифологическому сознанию ничего не стоит соотнести дыхание и душу или сон и смерть. В-третьих, телео- логичность: связи между явлениями в мифе объясняются не причиной, а целью. В мифе все события и явления стремятся к заранее заданной цели, именно она движет все действие. Еще одно важное свойство мифологического сознания – символичность. Древний человек оперирует не понятиями и категориями, а символами и образами, которые не имеют четко локализованных, однозначных смыслов. Кроме того, в отличие от абстрактных понятий, когда "дерево" означает все возможные деревья, символы всегда конкретны: "древо жизни" обладает вполне конкретными характеристиками и может быть одним из деревьев в ближайшем лесу. Свойство символичности проявляется и в действующем в мифе принципе олицетворения, персонификации. Природные явления, стихии, культурные достижения, человеческие чувства и переживания выступают в виде личностей. Так, например, солнце в греческой мифологии – это бог Гелиос, земля – богиня Гея, время – отец Зевса Хронос, эмоция страха – мифологический персонаж Фобос.
Важнейшая черта мифологического сознания – коллективность. Миф творится первобытным коллективом, а не отдельной личностью. Особенностью мифологических коллективных представлений является их эмоциональная насыщенность и суггестивность.
И последним свойством мифологического сознания, на которое следует обратить внимание, является авторитарность. Миф не оставляет возможности для личностного, свободного проявления индивида, не допускает критики по поводу своих положений, оставляя человеку лишь возможность как можно более точной трансляции его формул и воспроизведения предзаданных норм.
Миф не преодолевается полностью в ходе развития культуры. В современном коллективном массовом сознании, а также в индивидуальном обыденном проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Этот факт дает основание сказать, что миф сохраняет свои позиции, модифицируясь и приспосабливаясь к новым условиям. Безусловно, современный миф отличается от первобытного, однако эти отличия не отменяют его специфической природы, позволяющей идентифицировать данный тип сознания как мифологический. Миф не просто вернулся вместе с XX в., он продолжал существовать на протяжении всей истории человечества в религии, искусстве, политике.
Однако вернемся к древней мифологии и к проблеме генезиса философского знания. Постепенно в синкретическом комплексе мифологического сознания формируются религия, искусство, философия; немного позднее из комплекса теоретических знаний выделяются конкретно-научные дисциплины.
Философия заимствует у мифологии мировоззренческий характер, однако предлагает иные способы решения проблем. Взгляд философии на человека и мир – это взгляд объективности и достоверности, точка зрения разума. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа, характерных для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории. В ранней философии причудливым образом переплетаются начала нового теоретического, объективного знания и мифологические представления. Особенно это заметно в натурфилософских концепциях древних греков (см. 2.1). Даже в классической греческой философии, например в системе Платона, еще сохраняются следы мифологического сознания.
Однако философский ответ на мировоззренческие вопросы радикально отличается от мифологического. Для того чтобы подтвердить эту идею, достаточно проследить отличие философии от мифа по вышеперечисленным свойствам.
Во-первых, философское сознание не синкретично. В философском мышлении противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и социальной группы является четким и однозначным. Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий, стремится их исключить, элиминировать. Идеи разных философов могут быть несравнимыми, создавая видимость противоречивости, однако внутри одной философской системы противоречия недопустимы. В-третьих, в философии неприемлемо объяснение связи явлений посредством превращения или по принципу ассоциации. В некоторых философских системах присутствует телеологический способ объяснения, однако он не является доминирующим. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснения культурных или природных явлений. В-четвертых, философское мышление не символично, это мышление в строгих понятиях и категориях, где образность допускается, но лишь как дополнительное средство иллюстрации, как форма подачи материала, но никогда как основное философское ОГЛАВЛЕНИЕ. В-пятых, в противоположность мифологии философия не авторитарна, о критическом характере философского знания говорилось выше. И в-шестых, в философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи. Философия носит личностный характер – как в плане возникновения идей, так и в плане своей направленности: философия создается конкретными личностями и апеллирует к личностям.