Стандарт ISO — объективная характеристика имиджа, качества и надежности организации
Доказательством высокого качества обеспечения интересов клиентов и залогом позитивного имиджа служит наличие в корпорации сертификата по Международной системе стандартов качества ISO (ИСО) 9000. Эта система разработана в середине 1980-х гг. Британским институтом стандартов и утверждена в 1987 г. Международной организацией стандартов. В частности, стандарт ISO 9001 называется "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании". В стандарте ISO 8402 "Качество. Словарь" система качества определяется как совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Таким образом, специфика требований стандартов качества ISO и их ценность заключаются в том, что эта система оценивает не только качество конечного продукта бизнеса, но в основном сам бизнес-процесс предприятия: проектирование, разработку, закупку сырья и комплектующих, создание, обработку, документирование, заключение контрактов на поставку, обучение персонала, обслуживание и поддержку клиентов и др.
Разработчики стандартов справедливо исходят из представления, что только соответствие каждого этапа жизненного цикла продукта неким строгим условиям в конечном счете приводит к выпуску действительно качественной продукции. А этот подход близок к комплексному понятию культуры производства.
Сегодня 76 стран мира проводят сертификацию на соответствие стандартам ISO 9000, около 100 тыс. компаний уже получили сертификат. Длительная процедура сертификации (для компании Kraftway — полтора года проверки свыше 20 элементов производственного цикла на соответствие 240 конкретным требованиям) сопровождается и постоянным контролем за деятельностью сертифицированного предприятия, а отступление от требований стандарта приводит к изъятию сертификата.
Наличие сертификата позволяет заключать сделки с ведущими компаниями, получать заказы от выгодных клиентов типа NASA и Минобороны США, принимать участие в международных тендерах.
Такой же подход к обеспечению качества и конкурентоспособности продукции на основе высокого уровня материальной и духовной культуры фирмы демонстрируют и передовые японские предприятия, реализующие организацию производства на основе горизонтальной коммуникации. Возможно, именно реализации системного подхода к культуре предприятия японцы обязаны своими выдающимися результатами в некоторых отраслях промышленности.
Признаки честности бизнесмена — членство в клубах, где ценится честность и порядочность (например, масоны, кивани и т.п.), искренняя религиозность, знание психологии и педагогики, нравственность.
Однако существует проблема имитационного поведения, масок, которые надевают на себя руководители корпораций, желая замаскировать низменные цели. Постоянные квалифицированные исследования поведения корпорации и ее руководителей позволяют заглянуть под маску, выявить истинную сущность ее носителя.
"Фирменный стиль" организации
Понятие "стиль" означает: 1) характерный вид, разновидность, выражающиеся в каких-либо особенных признаках, свойствах художественного оформления (архитектурные стили, русский национальный стиль. Это значение имеет параллель с понятием "менталитет", связанным с особенностями нации, совокупностью ее отличий от других); 2) метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения (стиль в работе, стиль руководства), сложившиеся особенности реализации властно-распорядительных функций; 3) совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики; слог (стили художественной литературы, стиль Пушкина, высокий стиль, низкий стиль).
Приведем определение такого широкого явления, как "стиль жизни", опираясь на которое, определим понятие "фирменный стиль". Стиль жизни — устойчиво воспроизводимые отличительные черты общения, бытового уклада, манеры поведения, привычки, склонности и т.п., свойственные какому-либо человеку или группе людей и выявляющие своеобразие их духовного мира, направленность жизни личности через внешние формы бытия (организация рабочего времени, проведение досуга, отдыха, устройство быта, манера держаться и говорить и т.д.). Будучи конкретизацией и определенным срезом более общего понятия "образ жизни", стиль жизни в большей мере фиксирует, учитывает индивидуальные и психологические особенности поведения, вкусов, предпочтений, интересов, склонностей людей. Так, говорят об "аристократическом", "купеческом", "демократическом" и других стилях жизни, а применительно к отдельной личности — о стиле жизни англомана, разночинца, бюргера и т.д. Индивидуальный (или групповой, субкультурный) стиль жизни порой интегрируется и кристаллизуется в уклад и образ жизни, который разделяет и которому следует та или иная (большая или меньшая) социальная общность, вплоть до воплощения его в образ жизни, ставший нормой для массового поведения и массового сознания... Личность (и группа, коллектив) организует свою жизненную линию согласно определенным принципам, правилам, вкусам, в соответствии с собственными представлениями о том, что такое полноценная в духовном, нравственном и физическом отношении жизнь, а не просто отдаваясь во власть стихии повседневности...
Фирменный стиль — один из регуляторов поведения организации и ее сотрудников, включающий элементы организационной культуры и отражающий устойчиво воспроизводимые отличительные черты общения, уклада труда и быта, манеры поведения, привычки, склонности и т.п., свойственные организации и выявляющие своеобразие ее духовной культуры, направленности ее деятельности. Фирма организует свой жизненный путь, свою деятельность согласно определенным принципам, правилам, вкусам, в соответствии с собственными представлениями о себе, о субъектах взаимодействия (клиентах, акционерах, сотрудниках, партнерах и т.п.) и о правильном общении с ними.
Фирменный стиль — это системное явление, где все элементы связаны между собой и влияют друг на друга. Сказать, что фирменный стиль — это особенности, отличительные черты данной организации, было бы не совсем верно, поскольку в состав этого явления фирмы включают и установившиеся стандарты разного уровня, вплоть до глобального, и свои "изюминки". Так, в пятизвездочном отеле в любой стране мира получают определенный высокий уровень сервиса, но каждый отель стремится иметь некую особенность, привлекательную для клиентов. Поэтому стиль в данном случае — синтез мирового уровня сервиса и элементов специфики, местного колорита. Фирменный стиль проявляется в основном в поведении по отношению к субъектам взаимодействия организации во внешней и внутренней среде.
Близким понятию "фирменный стиль" или одним из существенных его элементов является понятие "манеры". Правомерно говорить о фирменном стиле как системе манер. Манеры (от фр. maniere — прием, образ действия) — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, а также совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), характерные для человека, походка, жестикуляция, мимика, стиль одежды. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом.
Мы считаем, что фирменный стиль — это элемент духовной культуры организации, некоторый срез организационной культуры, ее видимая часть, это внешнее, а не внутреннее проявление культуры, скорее, явление этикета, чем этики.
Структура фирменного стиля — это, скорее всего, вся совокупность проявлений духовной культуры организации, вся система манер поведения в деловом общении.
Для выработки фирменного стиля корпорация должна получить представление о субъектах ее интересов и об их ожиданиях, об их мнении о деловом партнере (т.е. о самой корпорации), о партнере, с которым бы им хотелось иметь дело, и постараться оправдать эти ожидания.
Используя методы исследования рыночных групп, известные в маркетинге, в том числе и психографию, объективные методы и методы социологического исследования, наблюдения, сбора и анализа информации о деловом партнере, можно разработать прогноз восприятия клиентом или деловым партнером атрибутов фирменного стиля.