Стандартная модель платежного баланса и его структура
Понятие и ОГЛАВЛЕНИЕ стандартной модели. Страны, активно участвующие в мировой экономике и международных отношениях, вовлеченные в растущие торгово- экономические связи, неизбежно переходят к использованию основных показателей (стандартов) международных расчетов. Одна из наиболее важных сторон "выхода" страны в систему международных хозяйственных связей – это переходное звено. Роль переходного звена от национального к мировому рынку призвана выполнять "стандартная модель платежного баланса", унифицированная для универсального применения.
Стандартная модель платежного баланса по своей структуре складывается из рассмотренных ранее трех его составных частей, сведенных в единый документ (табл. 5.1).
Основой платежного баланса является характеризующий экспорт и импорт товара торговый (внешнеторговый) баланс, который строится на основе данных таможенной статистики, учитывающей объемы реально пересекающих границу товаров. Платежный баланс отражает платежи и поступления в процессе внешнеторгового оборота, сделки которого часто не совпадают по времени.
Страны не всегда следуют точным рекомендациям стандартного платежного баланса, что затрудняет подведение итогов развития международными организациями. Но в ряде случаев отступления оправданны, например, когда речь идет о дополнительной информации. Так, если баланс текущих операций дополняют статьями счета капитала и финансовых операций, которые отражают предоставление и получение долгосрочных и краткосрочных кредитов, а также чистые капитальные трансферты, это позволяет получить так называемый баланс официальных расчетов.
Таблица 5.1
Стандартная структур |
а платежного баланса |
Вариант 1 |
|
Кредит |
Дебет |
I. Счет текущих операций |
|
1. Экспорт товаров |
2. Импорт товаров |
Сальдо баланса внешней торговли |
|
3. Экспорт услуг. 5. Чистые доходы от инвестиций |
4. Импорт услуг. 6. Чистые текущие трансферты за границу |
Сальдо баланса по текущим операциям |
|
II. Счет капитала и финансовых операций |
|
7. Чистые капитальные трансферты из-за границы. 9. Получение долгосрочных и краткосрочных кредитов. 10. Ошибки и допуски |
8. Предоставление долгосрочных и краткосрочных кредитов |
Сальдо баланса официальных расчетов |
|
III. Счет официальных валютных резервов |
|
Вариант 2 |
|
A. Текущие операции Товары. Услуги. Доходы от инвестиций. Прочие услуги и доходы. Частные односторонние переводы. Итого: А – баланс текущих операций. B. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал Прямые инвестиции. Портфельные инвестиции. Прочий долгосрочный капитал. C. Прочий краткосрочный капитал D. Ошибки и пропуски Итого: А + В + С + D – батане движения капитала. E. Компенсирующие статьи F. Чрезвычайные источники покрытия сальдо G. Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов Итого: A + B+ C+ D+E+F+G. II. Итоговое изменение резервов Золото. СПЗ. Резервная позиция в МВФ. Итого: А + В + С+ D + Е+ F+ G + Н |
В баланс официальных расчетов включается также статья "Ошибки и пропуски". Хотя каждая сделка теоретически должна дважды отражаться в платежном балансе – по дебету и кредиту, на практике это требование часто не выполняется. Совершаемые сделки в ряде случаев учитываются различными службами, информация о них может не совпадать как во времени, так и в числовом выражении. Некоторые сделки, особенно противозаконные, вообще остаются за пределами статистического учета. Общую сумму таких неучтенных потоков можно выяснить, только подсчитав общие итоги по кредиту и дебету.
Платежный баланс, составляемый по принципу двойного счета, равняется нулю, а это означает, что все долговые счета страны должны быть оплачены. Поэтому дефицит по счету текущих операций должен в точности соответствовать положительному сальдо по счету капитала и финансовых операций. Если резиденты страны в целом тратят на покупку иностранных товаров, услуг и активов больше, чем получают от продажи иностранцам своих товаров, услуг и активов, т.е. если баланс официальных расчетов сводится с дефицитом, погашение задолженности осуществляется Центральным банком за счет сокращения официальных резервов иностранной валюты. Но это происходит тогда, когда банк воздерживается от корректировки обменного курса.
Прогнозирование развития внешней торговли на базе платежного баланса. На основе платежного баланса можно осуществить прогнозирование развития основных показателей, включая внешнеэкономические связи и их долгосрочные перспективы. При этом важно изучить возможное развитие обменных курсов в будущем. Для этого обычно используются два метода. Первый предполагает оценку каждого компонента платежного баланса, после чего составляется полный прогнозируемый баланс и выявляется его расхождение с точки зрения доходов и расходов. На базе этого расхождения можно делать прогнозный вывод о том, увеличится или уменьшится стоимость валюты (уровень колебания обменных курсов). Другой метод требует построения сложной эконометрической модели, в которой многочисленные взаимосвязи представляются в виде уравнений (анализируются торговые сделки, изменения доходов и цен, взаимосвязи этих показателей). Выявление тенденций в изменениях направлений сделок и регулирование обменного курса приводят в равновесие текущие
Таблица 5.2
Платежные балансы стран мира по текущим счетам, 1980–2011 годы, млрд долл.
Регион, страна или территория |
1980 |
1990 |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Развивающиеся страны |
28 455 |
14 617 |
103 220 |
482 234 |
743 189 |
426 576 |
490 240 |
496 365 |
Переходные страны |
-2301 |
-2482 |
47 094 |
83 116 |
84 069 |
30 660 |
66 530 |
105 352 |
Развитые страны |
-78 726 |
-104 763 |
-324 016 |
-524 016 |
-669 494 |
-238 274 |
-240 265 |
-251 544 |
Развивающиеся экономики: Африка |
6656 |
3635 |
16 833 |
60 327 |
53 052 |
-33 314 |
2657 |
-21318 |
Восточная Африка (17 стран), в том числе: |
-3801 |
-3451 |
-3066 |
-6652 |
-15 709 |
-13 470 |
-12 769 |
-15 833 |
Кения |
-876 |
-527 |
-199 |
-252 |
-1983 |
-1689 |
-2512 |
-3536 |
Мадагаскар |
-556 |
-265 |
-260 |
-554 |
-2142 |
-2495 |
(е)–2477 |
(е)-743 |
Мозамбик |
-367 |
-415 |
-764 |
-761 |
-1179 |
-1220 |
-1250 |
-1615 |
Уганда |
-83 |
-263 |
-359 |
-26 |
-1314 |
-1251 |
-1859 |
-2276 |
Объединенная Республика Танзания |
-521 |
-559 |
-428 |
-1105 |
-2675 |
-1934 |
-1978 |
(е)-3874 |
Средняя Африка (8 стран), в том числе: |
-465 |
-1751 |
1611 |
5783 |
7161 |
-13 542 |
2604 |
6144 |
Ангола |
68 |
-236 |
796 |
5138 |
7194 |
-7572 |
7421 |
8183 |
Конго |
-167 |
-251 |
648 |
696 |
-1316 |
(е)-819 |
(е)606 |
(е)1850 |
Демократическая Республика Конго |
-254 |
-715 |
-173 |
-955 |
-2025 |
-1166 |
-904 |
-1360 |
Северная Африка (6 стран), в том числе: |
5951 |
4917 |
12 627 |
36 201 |
61 174 |
-2771 |
18 570 |
8327 |
Алжир |
249 |
1420 |
9142 |
21 180 |
34 440 |
401 |
12 146 |
21 080 |
Египет |
-436 |
2327 |
-971 |
2103 |
-1415 |
-3349 |
-4504 |
-4647 |
Марокко |
-1407 |
-196 |
-475 |
1041 |
-4528 |
-4971 |
-3925 |
-8000 |
Судан (...2011) |
-316 |
-372 |
-518 |
-2768 |
-1314 |
-2998 |
157 |
1330 |
Южная Африка (5 стран), в том числе: |
2947 |
1676 |
429 |
-6742 |
-19 078 |
-12 145 |
-10 851 |
-16 475 |
Намибия |
- |
28 |
192 |
333 |
225 |
120 |
30 |
-766 |
ЮАР |
3161 |
1552 |
-191 |
-8518 |
-20 083 |
-11 327 |
-10 117 |
-13 683 |
Западная Африка (15 стран), в том числе: |
2024 |
2244 |
5232 |
31 738 |
19 505 |
8614 |
5109 |
-3480 |
Гана |
30 |
-223 |
-386 |
-1105 |
-3327 |
-1688 |
-2700 |
-3715 |
Гвинея |
54 |
-203 |
-140 |
-160 |
-438 |
-403 |
-327 |
-1161 |
Нигерия |
5178 |
4988 |
7427 |
36 529 |
29 108 |
13 831 |
13 260 |
8686 |
Развивающиеся экономики: Америка (16 стран) |
-29 931 |
-4028 |
-49 380 |
51 333 |
-34 669 |
-22 727 |
-56 145 |
-66 342 |
Страны Карибского бассейна |
-769 |
-3225 |
-2873 |
520 |
-5859 |
-3908 |
-4887 |
-4220 |
Центральная Америка (9 стран), в том числе: |
-12 276 |
-8372 |
-23 207 |
-10 965 |
-27 897 |
-7454 |
-10 148 |
-20 621 |
Коста Рика |
-664 |
-424 |
-707 |
-981 |
-2787 |
-576 |
-1274 |
-2200 |
Мексика |
-10 422 |
-7451 |
-18 743 |
-5861 |
-15 741 |
-5021 |
-2844 |
-9030 |
Панама |
209 |
-673 |
-1022 |
-2722 |
-179 |
-2862 |
-2874 |
|
Южная Америка (12 стран), в том числе: |
-16 886 |
7569 |
-23 300 |
61 778 |
-912 |
-11 365 |
-41 110 |
-41 501 |
Аргентина |
-4774 |
4552 |
-8981 |
5274 |
6756 |
8338 |
2932 |
21 |
Бразилия |
-12 831 |
-3823 |
-24 225 |
13 985 |
-28 192 |
-24 302 |
-47 323 |
-52 612 |
Чили |
-1971 |
-485 |
-898 |
1449 |
-3307 |
2570 |
3802 |
-3220 |
Колумбия |
-206 |
542 |
795 |
-1886 |
-6699 |
-4960 |
-8760 |
-9980 |
Перу |
-101 |
-1419 |
-1546 |
-1148 |
-5218 |
-211 |
-2315 |
-2267 |
Венесуэла |
4728 |
8279 |
11 853 |
41 021 |
34 275 |
6035 |
12 072 |
27 205 |
Развивающиеся экономики: Азия |
52 066 |
15 208 |
135 497 |
370 642 |
726 669 |
484 318 |
546 621 |
584 849 |
Восточная Азия |
-7380 |
25 654 |
51 143 |
190 531 |
471 871 |
354 454 |
386 144 |
277 110 |
Китай |
286 |
11 997 |
20 518 |
134 082 |
412 364 |
261 120 |
305 374 |
201 700 |
Китай, Гонконг |
-1432 |
4764 |
6993 |
20 181 |
29 494 |
17 963 |
12 390 |
10 080 |
Китай. Тайвань |
-818 |
10 923 |
8899 |
17 578 |
27 505 |
42 923 |
39 873 |
41 585 |
Республика Корея |
-5071 |
-1390 |
14 803 |
18 607 |
3198 |
32 791 |
29 394 |
26 505 |
Монголия |
-346 |
-640 |
-70 |
84 |
-690 |
-342 |
-886 |
-2760 |
Южная Азия (9 стран), в том числе: |
-6440 |
-9374 |
6224 |
350 |
-26 601 |
-17 866 |
-27 293 |
-2430 |
Индия |
-1785 |
-7036 |
-4601 |
-10 284 |
-30 972 |
-25 922 |
-51 781 |
(р)-46 912 |
Исламская Республика Иран |
-2438 |
327 |
12 481 |
15 392 |
22 837 |
9477 |
25 276 |
51 427 |
Пакистан |
-866 |
-1661 |
-85 |
-3606 |
-15 655 |
-3993 |
-1354 |
-2234 |
Юго-Восточная Азия (12 стран), в том числе: |
-6768 |
-8961 |
37 558 |
44 856 |
71 461 |
107 663 |
107 739 |
111 670 |
Индонезия |
- |
-2988 |
7992 |
278 |
125 |
10 629 |
5144 |
2070 |
Малайзия |
-266 |
-870 |
8488 |
19 980 |
38 914 |
31 801 |
27 291 |
32 025 |
Филиппины |
-1904 |
-2695 |
-2228 |
1980 |
3627 |
9358 |
8922 |
7078 |
Сингапур |
-1563 |
3122 |
10 244 |
26 429 |
27 887 |
35 207 |
49 558 |
(е)50 158 |
Таиланд |
-2076 |
-7281 |
9313 |
-7647 |
2211 |
21 891 |
13 099 |
11 870 |
Вьетнам |
-565 |
-259 |
1106 |
-560 |
-10 823 |
-6608 |
-4276 |
236 |
Западная Азия (12 стран), в том числе: |
72 653 |
7888 |
40 571 |
134 904 |
209 939 |
40 067 |
80 031 |
198 499 |
Иордания |
374 |
-227 |
27 |
-2272 |
-2054 |
-1244 |
-1882 |
-2885 |
Кувейт |
15 302 |
3886 |
14 672 |
30 071 |
60 239 |
25 774 |
36 822 |
70 776 |
Оман |
942 |
1106 |
3129 |
5178 |
5019 |
-596 |
5871 |
10 263 |
Катар |
8364 |
-657 |
4128 |
13 301 |
33 039 |
9987 |
21 027 |
24 449 |
Саудовская Аравия |
41 503 |
-4147 |
14 317 |
90 061 |
132 314 |
20 955 |
66 751 |
158 492 |
Сирийская Арабская Республика |
251 |
1762 |
1061 |
299 |
472 |
-1030 |
-367 |
(е)-5858 |
Турция |
-3408 |
-2625 |
-9920 |
-22 309 |
-41 524 |
-13 370 |
-46 643 |
-77 238 |
Объединенные Арабские Эмираты |
10 089 |
7942 |
16 696 |
22 378 |
24 766 |
9073 |
7216 |
33 308 |
Развивающиеся страны: Океания (10 стран) |
-336 |
-198 |
271 |
-68 |
-1863 |
-1701 |
-2894 |
-825 |
Переходные страны |
-2301 |
-2482 |
47 094 |
83 116 |
84 069 |
30 660 |
66 530 |
105 352 |
Албания |
16 |
-118 |
-156 |
-571 |
-2018 |
-1851 |
-1353 |
-1588 |
Армения |
-278 |
-52 |
-1383 |
-1369 |
-1373 |
-1120 |
||
Азербайджан |
-168 |
167 |
16 453 |
10 175 |
15 040 |
17 145 |
||
Беларусь |
– |
– |
-338 |
436 |
-4988 |
-6178 |
-8278 |
-5775 |
Босния и Герцеговина |
– |
– |
-396 |
-1844 |
-2605 |
-1088 |
-946 |
-1588 |
Хорватия |
- |
– |
-533 |
-2460 |
-6083 |
-3057 |
-863 |
-449 |
Грузия |
– |
– |
-177 |
-710 |
-2824 |
-1144 |
-1197 |
-1682 |
Казахстан |
366 |
-1056 |
6326 |
-4114 |
2409 |
14 110 |
||
Киргизстан |
-76 |
-37 |
-701 |
-102 |
-385 |
-253 |
||
Черногория |
- |
- |
- |
- |
-2286 |
-1224 |
-1012 |
-882 |
Республика Молдова |
– |
- |
-98 |
-226 |
-979 |
-465 |
-460 |
-802 |
Российская Федерация |
– |
- |
46 839 |
84 602 |
103 530 |
48 605 |
71 080 |
98 834 |
Сербия |
-2317 |
-2364 |
35 |
-308 |
-10 395 |
-2867 |
-2820 |
-4113 |
Таджикистан |
-62 |
-19 |
48 |
-180 |
-383 |
(е)-293 |
||
Македония |
-103 |
-159 |
-1236 |
-610 |
-200 |
-274 |
||
Туркменистан |
412 |
875 |
3560 |
-2981 |
-2349 |
466 |
||
Украина |
– |
– |
1481 |
2531 |
-12 763 |
-1732 |
-3018 |
-9006 |
Узбекистан |
– |
– |
345 |
1948 |
2413 |
(е)843 |
(е)2637 |
(е)2621 |
Развитые страны: Америка |
-3961 |
-98 716 |
-396 721 |
-724 067 |
-669 525 |
-415 999 |
-519 380 |
-514 286 |
Бермуды |
1239 |
579 |
829 |
(е)726 |
||||
Канада |
-6088 |
-19 764 |
19 622 |
21 714 |
6376 |
-40 024 |
-49 307 |
-49 086 |
Соединенные Штаты Америки |
2127 |
-78 952 |
-416 343 |
-745 780 |
-677 141 |
-376 554 |
-470 902 |
-465 926 |
Развитые страны: Азия |
-11 621 |
44 242 |
117 604 |
169 884 |
161 193 |
153 992 |
210 252 |
119 258 |
Израиль |
-871 |
163 |
-2056 |
4101 |
1830 |
6975 |
6336 |
194 |
Япония |
-10 750 |
44 078 |
119 660 |
165 783 |
159 363 |
147 017 |
203 916 |
119 064 |
Развитые страны: Европа (30 стран) |
-57 724 |
-32 888 |
-27 730 |
79 420 |
-101809 |
70 873 |
105 848 |
183 075 |
Австрия |
-3865 |
1166 |
-1339 |
6245 |
20 127 |
10 291 |
11 671 |
7988 |
Бельгия |
-4931 |
3627 |
9352 |
7703 |
-7110 |
-7309 |
6132 |
-3709 |
Болгария |
954 |
-1710 |
-703 |
-3347 |
-11 875 |
-4256 |
-591 |
579 |
Кипр |
-258 |
-154 |
-488 |
-971 |
-3878 |
-2480 |
-2309 |
-2546 |
Чешская Республика |
-2690 |
-1210 |
-4774 |
-4849 |
-7602 |
-6349 |
||
Дания |
-2389 |
1372 |
2262 |
11 104 |
10 001 |
10 402 |
17 134 |
22 077 |
Эстония |
-299 |
-1386 |
-2217 |
682 |
549 |
477 |
||
Финляндия |
-1403 |
-6962 |
10 526 |
6469 |
6930 |
4549 |
3495 |
-1860 |
Франция |
-4208 |
-9944 |
19 674 |
-10 260 |
-49 877 |
-39 867 |
-44 499 |
-54 126 |
Германия |
-15 656 |
46 456 |
-32 484 |
140 216 |
226 272 |
198 096 |
200 708 |
204 252 |
Греция |
-2209 |
-3537 |
-9820 |
-18 233 |
-51 313 |
-35 913 |
-30 897 |
-29 227 |
Венгрия |
-1,102 |
379 |
-4004 |
-8238 |
-11 119 |
-107 |
1515 |
2054 |
Исландия |
-76 |
-134 |
-847 |
-2648 |
-4472 |
-1433 |
-1024 |
-952 |
Ирландия |
-2132 |
-361 |
-356 |
-7150 |
-15 297 |
-6293 |
954 |
144 |
Италия |
-10 588 |
-16 479 |
-5781 |
-29 744 |
-66 252 |
-41 004 |
-72 015 |
-71 874 |
Латвия |
-371 |
-1992 |
-4492 |
2284 |
731 |
-362 |
||
Литва |
-675 |
-1831 |
-6310 |
1725 |
534 |
-619 |
||
Люксембург |
2562 |
4406 |
3040 |
3307 |
4122 |
4185 |
||
Мальта |
39 |
-56 |
-480 |
-524 |
-454 |
-662 |
-536 |
-282 |
Нидерланды |
-855 |
8089 |
7264 |
46 618 |
38 036 |
32 931 |
55 393 |
76 312 |
Норвегия |
1079 |
3992 |
25 079 |
49 003 |
79 235 |
44 543 |
51 444 |
(е)70 000 |
Польша |
-3417 |
3067 |
-10 343 |
-7242 |
-34 957 |
-17 155 |
-21 873 |
-22 128 |
Португалия |
-1064 |
-181 |
-12 189 |
-19 821 |
-31 852 |
-25 596 |
-22 813 |
-15 437 |
Румыния |
-2420 |
-3254 |
-1355 |
-8504 |
-23 719 |
-6955 |
-7284 |
-8541 |
Словакия |
– |
– |
-694 |
-4005 |
-6185 |
-3161 |
-3009 |
12 |
Словения |
-548 |
-681 |
-3763 |
-625 |
-388 |
-528 |
||
Испания |
-5580 |
-18 009 |
-23 185 |
-83 388 |
-154 529 |
-69 775 |
-63 129 |
-52 281 |
Швеция |
-4331 |
-6339 |
10 074 |
25 057 |
44 499 |
30 115 |
30 513 |
38 286 |
Швейцария |
-201 |
6124 |
32 830 |
53 149 |
5686 |
36 453 |
74 015 |
74 064 |
Великобритания |
6862 |
-38 811 |
-38 800 |
-59 406 |
-41 159 |
-37 051 |
-75 229 |
-46 535 |
Развитые страны: Океания |
-5420 |
-17 401 |
-17 170 |
-49 809 |
-59 353 |
-47 139 |
-36 985 |
-39 590 |
Австралия |
-4447 |
-15 948 |
-14 763 |
-41 032 |
-47 786 |
-43 891 |
-31 991 |
-32 881 |
Новая Зеландия |
-973 |
-1453 |
-2407 |
-8777 |
-11 567 |
-3248 |
-4994 |
-6709 |
Источник: UNCTAD. Handbook of Statistics, 2012. United Nations, New York and Geneva, December 2012. P.334–338.
Таблица 5.3
Сводные данные сальдо по счетам текущих операций 2003–2012 гг., в млрд долл.
Страны и группы стран |
2003 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012* |
Страны с развитой экономикой |
-218,9 |
-449,8 |
-344,2 |
-471,8 |
-101,1 |
-95,5 |
-125,6 |
-91,0 |
Соединенные Штаты Америки |
-520,7 |
-802,6 |
-718,1 |
-668,9 |
-378,4 |
-470,2 |
-493,9 |
-450,7 |
Европейский союз |
12,1 |
-48,0 |
-83,1 |
-167,4 |
-39,6 |
-22,3 |
-37,1 |
-26,3 |
Зона евро |
23,4 |
-12,6 |
14,7 |
-196,9 |
-69,4 |
-77,0 |
3,8 |
6.6 |
Япония |
136,2 |
170,4 |
211,0 |
157,1 |
141,8 |
194,8 |
134,1 |
138,6 |
Другие страны с развитой экономикой |
1287,0 |
142,0 |
137,0 |
129,0 |
158,2 |
167,7 |
229,8 |
213,9 |
Новые индустриальные страны Азии |
84,3 |
99,4 |
130,9 |
87,8 |
128,6 |
133,1 |
134,8 |
136,1 |
Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны |
145,2 |
661,5 |
649,7 |
704,2 |
326,6 |
378,1 |
646,5 |
635,9 |
Региональные группы |
||||||||
Центральная и Восточная Европа |
-32,5 |
-85,3 |
-131,7 |
-151,3 |
-44,3 |
-76,0 |
-102,0 |
-116,0 |
Содружество Независимых Государств |
35,7 |
96,3 |
71,7 |
107,7 |
41,4 |
75,0 |
116,9 |
90,1 |
Развивающиеся страны Азии |
85,2 |
289,2 |
418,3 |
435,9 |
328,2 |
308,1 |
348,9 |
414,7 |
Латинская Америка и Карибский бассейн |
9,4 |
49,5 |
14,6 |
-31,2 |
-25,0 |
-58,9 |
-79,1 |
-107,0 |
Ближний Восток и Северная Африка |
59,8 |
281,1 |
265,8 |
343,1 |
47,9 |
152,8 |
357,1 |
349,0 |
Африка к югу от Сахары |
-12,4 |
30,8 |
11,0 |
0,0 |
-21,6 |
-24,9 |
4,7 |
5,1 |
Аналитические группы По источникам экспортных доходов |
||||||||
Топливо |
103,9 |
476,6 |
429,7 |
587,0 |
145,2 |
291,0 |
597,6 |
568,5 |
Товары, кроме топлива, |
41,3 |
184,9 |
220,0 |
117,2 |
181,4 |
87,0 |
48,9 |
67,4 |
в том числе первичные продукты |
-4,4 |
9,4 |
6,7 |
-15,2 |
-3,6 |
-4,8 |
-7,2 |
-15,4 |
По источникам внешнего финансирования |
||||||||
Страны – чистые дебиторы, |
-31,7 |
-116,8 |
-212,2 |
-361,6 |
-180.3 |
-265,4 |
-360,0 |
-423,2 |
в том числе официальное финансирование |
-5,8 |
-3,9 |
-5,7 |
-12,8 |
-11,4 |
-14,7 |
-17,9 |
-19.7 |
Всемирный остаток |
-133,5 |
191,7 |
289,4 |
194,7 |
222,3 |
336,9 |
- |
- |
Источники: IMF, World Economic Outlook. September 2011; IMF, Balance of payment Statistics, 2011; World Economic Situation and prospects, 2012. P. 167.
* 2012 – предварительные данные.
компоненты платежного баланса и счета движения капиталов. Такие прогнозы имеют немало преимуществ, но требуют высокой квалификации от специалистов, серьезной аналитической работы, приближенной к научной.
В табл. 5.2 представлено состояние платежных балансов по текущим счетам стран мира, сгруппированных согласно регионам и уровню развития.
В табл. 5.3 приведен сравнительный анализ платежных балансов тех же групп стран в период 2000–2008 гг.
Сравнительный анализ платежных балансов разных групп стран в период 2000–2008 гг. наглядно показывает, что огромный дефицит во внешнеторговых операциях показывает большинство развитых стран мира, причем лидируют среди них США; кроме того, постоянный дефицит свойственен Франции, Великобритании, Италии, Испании и многим другим странам. Сравнительные данные состояния платежных балансов по текущим счетам трех групп стран: развитых, развивающихся и переходных – представляют наибольший интерес для обобщений. Из данных табл. 5.2 и 5.3 можно, в частности, сделать следующие выводы.
Во-первых, за длительный циклический период 2000– 2011 г. платежные балансы развитых стран показывали отрицательное сальдо в размере 251,5 млрд долл.; это – постоянно с 669,5 млрд долл. в 2008 г.
Во-вторых, за тот же период платежные балансы развивающихся стран в большей мере характеризуются стабильностью и устойчивостью, их совокупное положительное сальдо в 2008 г. составило 743 млрд долл., 496 млрд долл. – в 2011 г.
В-третьих, небольшое положительное сальдо свойственно и странам с переходной экономикой: 84 млрд долл. в 2008 г. и 105 млрд долл. в 2011 г.
Мультипликатор внешней торговли
Мультипликатор внешней торговли – это отношение изменения национального дохода к вызвавшему его изменению экспорта. Например, если в стране происходит увеличение экспорта на 100 млн долл., то ее национальный доход будет увеличиваться на кратную величину до тех пор, пока утечки (или изъятия) денежных средств из экономики, т.е. сбережения, импорт и налоги, не составят 100 млн долл.
Мультипликатор внешней торговли является обычным мультипликатором, где переменной, оказывающей мультипликативное воздействие на национальный доход, является экспорт. Формула мультипликатора имеет следующий вид:
где К – мультипликатор; МРС – предельная склонность к потреблению товаров местного производства.
В то же время мультипликатор можно рассматривать как величину, в знаменателе которой находятся все предельные склонности к утечке финансовых средств, т.е.:
где MPS – предельная склонность к сбережению; МРРТ – предельная склонность к уплате налогов, т.е. та часть приращения дохода, которая пойдет на уплату налогов; МРМ – предельная склонность к импорту.
Мультипликатор внешней торговли играет определенную роль в механизме уравновешивания платежного баланса. С одной стороны, рост экспорта, улучшающий платежный баланс, формируют экономические силы, стремящиеся снизить этот положительный баланс, поскольку чем больший доход создает мультипликатор, тем большие объемы импорта он стимулирует. С другой же стороны, в странах, где импорт постоянно преобладает над экспортом, происходит "вымывание" местных товаров (помимо ухудшения платежного баланса). Поэтому задача национальной экономической политики в этом вопросе состоит в нахождении нужного баланса между экспортом и импортом и обеспечении интересов населения.