Стандартная модель платежного баланса и его структура

Страны, активно вовлеченные в международные торгово-экономические отношения, неизбежно переходят к использованию основных показателей (стандартов) международных расчетов. Одна из наиболее важных сторон "входа" страны в систему международных хозяйственных связей — это стандартная модель платежного баланса, унифицированная для универсального применения, т.е. переходное звено от национального к мировому рынку.

Стандартная модель платежного баланса по своей структуре складывается из рассмотренных ранее трех составных частей, сведенных в единый документ (табл. 4.3).

Таблица 4.2. Стандартная структура платежного баланса

Вариант 1

Кредит

Дебет

I. Счет текущих операций

1. Экспорт товаров

2. Импорт товаров

Сальдо баланса внешней торговли

3. Экспорт услуг

5. Чистые доходы от инвестиций

4. Импорт услуг

6. Чистые текущие трансферты за границу

Сальдо баланса по текущим операциям

II. Счет капитала и финансовых операций

7. Чистые капитальные трансферты

9. Получение долгосрочных и краткосрочных кредитов

10. Ошибки и допуски

8. Предоставление долгосрочных и из-за границы краткосрочных кредитов

Сальдо баланса официальных расчетов

Вариант 2

III. Счет официальных валютных резервов

А. Текущие операции

Товары

Услуги

Доходы от инвестиций Прочие услуги и доходы Частные односторонние переводы Итого А — баланс текущих операций

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал Прямые инвестиции Портфельные инвестиции Прочий долгосрочный капитал

С. Прочий краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итого: A + B + C + D — баланс движения капитала

Е. Компенсирующие статьи

F. Чрезвычайные источники покрытия сальдо

G. Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов Итого: А + В + С + D+ Е + F + G

Н. Итоговое изменение резервов

Золото

СПЗ

Резервная позиция в МВФ Итого: A + B + C + D + E + F + G + H

Основой платежного баланса является внешнеторговый баланс, характеризующий экспорт и импорт товара. Он строится на основе данных таможенной статистики, учитывающей объемы реально пересекающих границу товаров; платежный баланс отражает платежи и поступления в процессе внешнеторгового оборота, сделки которого часто не совпадают по времени.

Страны не всегда следуют точным рекомендациям международного стандартного платежного баланса, что затрудняет подведение итогов развития международными организациями. Но в ряде случаев отступления оправданны, когда речь идет о дополнительной информации. В частности, если баланс текущих операций дополняют статьями счета капитала и финансовых операций, которые отражают предоставление и получение долгосрочных и краткосрочных кредитов, а также чистые капитальные трансферты, это позволяет получить так называемый баланс официальных расчетов.

В баланс официальных расчетов включается также статья "Ошибки и пропуски". Хотя каждая сделка теоретически должна дважды отражаться в платежном балансе — по дебету и кредиту, на практике это требование часто не выполняется. Совершаемые сделки в ряде случаев учитываются различными службами, информация о которых может не совпадать как во времени, так и в числовом выражении. Некоторые сделки, часто противозаконные, вообще остаются за пределами статистического учета. Общую сумму таких неучтенных потоков можно выяснить, только подсчитав общие итоги по кредиту и дебету (табл. 4.3).

Таблица 4.3. Платежные балансы: чистое сальдо по счетам текущих операций, млрд долл., 1980—2010 гг. млрд долл., 1980—2010 гг.

Регион, страна

1980

1990

2000

2005

2007

2008

2009

2010

Развивающиеся экономики

28 412

28 412

13 476

13 476

13 476

772 049

444 817

489 175

Переходные экономики

-2301

-2482

46 991

83 022

58 881

85 105

33 917

70 805

Развитые экономики

-78 720

-103 560

-324 209

-522 063

-546189

-668 922

-234 287

-256 876

Развитые экономики (Америка)

-3961

-98 716

-396 752

-725 882

-704 825

-659 602

-417 880

-519 391

Бермуды

1267

1239

579

(е) 818

Канада

-6088

-19 764

19 622

21 714

12 003

8018

-40 024

-49 307

Соединенные Штаты Америки

2127

-78 952

-416 374

-747 595

-718 095

-668 859

-378 435

-470 902

Развитые экономики (Азия)

-11 621

44 242

117 451

170 029

215 372

158 191

149 255

202 151

Израиль

-871

163

-2209

4246

4882

1557

7061

6396

Япония

-10 750

44 078

119 660

165 783

210 490

156 634

142 194

195 755

Развитые экономики (Европа)

-57 718

-31 684

-27 738

83 598

12 002

-108 300

81 798

98 258

Австрия

-3865

1166

-1339

6245

13 190

20127

10 995

10 555

Бельгия

(2) -4931

(2) 3627

9352

7703

7041

-8342

3522

4481

Болгария

954

-1710

-703

-3347

-11 437

-11 888

-4258

-578

Кипр

-258

-154

-488

-971

-1831

-4289

-1745

-1807

Чехословакия (бывшая)

-1227

Чешская Республика

-2690

-1577

-5754

-1247

-2147

-7188

Дания

-2389

1372

2262

11 104

4769

9095

11 222

15 681

Эстония

-299

-1386

-3503

-2356

741

673

Фарерские острова

99

Финляндия

-1403

-6962

10 526

6993

10 610

7652

5892

7477

Франция

-4208

-9944

19 674

-10 260

-26 611

-49 877

-51 858

-44 499

Германия (бывшая Федеративная Республика)

-15 622

Германия

47 659

-32 279

140 615

254 563

228 115

188 631

188 373

Греция

-2209

-3537

-9820

-18 233

-44 587

-51 313

-35 913

-32 335

Венгрия

-1102

379

-4004

-8343

-9578

-11116

473

3049

Исландия

-76

-134

-847

-2648

-3195

-4472

-1313

-1235

Ирландия

-2132

-361

-356

-7150

-13 850

-15 297

-6488

954

Италия

-10 588

-16479

-5781

-29 744

-51 574

-78 144

-42 955

-67 942

Латвия

-371

-1992

-6425

-4492

2284

873

Литва

-675

-1831

-5692

-5812

1648

667

Люксембург

2562

4406

5215

3147

3495

4385

Мальта

39

-56

-480

-524

-606

-469

-600

-415

Нидерланды

-855

8089

7264

46 618

52 526

37 949

38 892

56 212

Норвегия

1079

3992

25 079

49 003

60 459

79 235

50 122

51444

Польша

-3417

3067

-10 343

-3716

-26499

-34 957

-17 155

-20 982

Португалия

-1064

-181

-12 189

-19 821

-23 517

-31852

-23 952

-22 605

Румыния

-2420

-3254

-1355

-8504

-23 080

-23 719

-7298

-6744

Словакия

-694

-4005

-4103

-6185

-2810

-3009

Словения

-548

-681

-2298

-3632

-625

-388

Испания

-5580

-18 009

-23 185

-83 388

-144 540

-154 529

-80 375

-64 343

Швеция

-4331

-6339

9860

25 526

43 009

45 059

31460

28 744

Швейцария

-201

6124

32 830

52 912

40 379

6468

38 972

70 363

Соединенное Королевство

6862

-38 811

-38 800

-59 406

-71 079

-41 159

-27 061

-71 604

Развитые экономики (Океания)

-5420

-17 401

-17 170

-49 809

-68 738

-59 211

-47 460

-37 893

Австралия

-4447

-15 948

-14 763

-41 032

-58 032

-47 786

-43 836

-31 991

Новая Зеландия

-973

-1453

-2407

-8777

-10 706

-11 424

-3624

-5903

Развивающиеся экономики (Африка)

6619

3635

16 782

60 571

59 514

50 932

-26 889

5896

Восточная Африка

-3829

-3451

-2984

-6396

-8404

-15 243

-11 900

-13 772

Средняя Африка

-460

-1751

1581

5854

10 243

7140

-15 022

-7337

Северная Африка

5951

4917

12 627

36 202

55 246

61 174

-4004

18 548

Южная Африка

2937

1676

349

-6827

-17 443

-19 420

-12 150

-11518

Западная Африка

2020

2244

5209

31 738

19 872

17 282

16 187

19 975

Развивающиеся экономики (Америка)

-29 931

-4028

-49 385

35 651

13 696

-32 700

-20 964

-56 145

Карибы

-769

-3226

-2877

-135

-2388

-6043

-3911

-4768

Центральная Америка

-12 276

-8372

-23 207

-10 082

-17 042

-28 537

-8195

-13 204

Южная Америка

-16 886

7569

-23 300

45 868

33 126

1880

-8858

-38 173

Аргентина

-4774

4552

-8981

5275

7355

6755

8469

3573

Боливия

-6

-199

-446

622

1591

1993

814

895

Бразилия

-12 831

-3823

-24 225

13 985

1551

-28 192

-24 302

-47 365

Чили

-1971

-485

-898

1449

7458

-3307

2570

3802

Колумбия

—206

542

795

-1886

-5977

-6901

-5001

-8944

Эквадор

-642

-360

926

347

1588

1087

-268

(е)—1917

Гайана

-129

-161

-82

-96

-112

-192

(е)- 186

(е)-216

Парагвай

-277

390

-163

16

184

-304

-149

-596

Перу

-101

-1419

-1546

1148

1460

-5318

211

-2315

Суринам

32

67

32

-144

185

353

210

692

Уругвай

-709

186

-566

42

-220

-1486

215

-160

Венесуэла

4728

8279

11 853

25 110

18 063

37 392

8561

14 378

Развивающиеся экономики (Азия)

52 060

14 067

130 126

393 205

697 677

755 513

494 509

540 034

Восточная Азия

-7379

25 654

48 591

213 642

438 567

495 436

353 898

386 535

Китай

290

11 997

20 518

160 818

371 833

436 107

261 120

305 374

Китай, Гонконг

-1430

4764

6993

20181

25 532

29 317

17 418

13 936

Китай, провинция Тайвань

-818

10 923

8 899

17 578

35 154

27 505

42 911

39 899

Республика

Корея

-5071

-1390

12 251

14 981

5876

3198

32 791

28 213

Монголия

-350

-640

-70

84

172

-690

-342

-887

Южная Азия

-6444

-9374

6224

158

15 476

-26 771

-9332

-36 533

Бангладеш

-702

-398

-306

-176

857

926

3556

2502

Индия

-185

-7036

-4601

-10 284

-8076

-30 953

-25 922

-51 781

Иран

-2438

327

12 481

15 392

32 594

22 903

(е) 17 590

(е) 16 036

Пакистан

-866

-1661

-85

-3606

-8286

-15 655

-3583

-1490

Шри-Ланка

-655

-298

-1044

-650

-1401

-385

-215

-1418

Юго-Восточная

Азия

-6768

-8965

37 494

45 098

110 694

79 336

105 192

105 843

Бруней- Даруссалам

531

2998

033

828

939

3977

5573

Камбоджа

-35

-136

-307

-488

-1051

-866

(е)-1004

Индонезия

278

10 493

125

10 629

294

Малайзия

-266

-870

488

19 980

29 770

38 914

31801

(6)28183

Филиппины

-1904

-2695

-2225

1980

7112

3627

9358

8465

Сингапур

-1563

3122

10 178

26666

47 084

36 011

32 628

(е)46 271

Таиланд

-2076

-7281

9313

-7647

15 678

2211

21 861

14 696

Вьетнам

-565

-259

1106

-560

-6953

-10 787

-6274

(е)-5597

Западная Азия

72 650

6752

37 817

134 307

132 940

207 511

44 751

84 189

Бахрейн

184

70

830

1474

2907

2257

560

770

Иордания

374

-227

27

-2272

-2875

-2179

-1251

-1311

Кувейт

15 302

3886

14 672

30 071

42 175

60 242

28 605

36 822

Лебанон

-139

-1098

-2918

-2748

-1605

-4103

-7244

-8797

Катар

8360

-657

4128

14 100

20 186

34 577

14 059

24 261

Саудовская Аравия

41 503

-4147

14 317

90 061

93 380

132 322

20 955

66 751

Сирийская

Арабская

Республика

251

1762

1061

299

459

66

-1161

Турция

-3408

-2625

-9920

-22 197

-38 311

-41 946

-14 410

-47 739

Объединенные

Арабские

Эмираты

10 090

7942

12 144

20 870

15 420

21971

8227

12 929

Переходные

экономики

-2301

-2482

46 991

83 022

58 881

85 105

33 917

70 805

Албания

16

-118

-156

-571

-1151

-2002

-1875

-1404

Армения

-278

-52

-590

-1383

-1369

-1373

Азербайджан

-168

167

9019

16 454

10 178

15 040

Беларусь

-338

436

-3032

-5230

-6389

-8493

Босния

и Герцеговина

-396

-1844

-1648

-2637

-1066

-916

Хорватия

-533

-2555

-4445

-6251

-3356

-1126

Грузия

-269

-710

-2010

-2912

-1216

-1122

Казахстан

366

-1056

-8322

6279

-4248

4319

Кыргызстан

-76

-37

-227

-701

-102

-188

Черногория

-2320

-1245

-1031

Республика

Молдова

-98

-226

-674

-987

-469

-523

Российская

Федерация

46 839

84 602

77 768

103 530

49 433

70 599

Таджикистан

-62

-19

-495

48

-180

-383

Туркменистан

412

875

4037

3560

-2981

-2443

Украина

1481

2531

-5272

-12 763

-1732

-2884

Узбекистан

335

1949

4326

(е)4050

(е)3595

(е)5814

Источники: IMF. World Economic Outlook. September 2011; IMF. Balance of payment Statistics. 2011.

Примечание: (e) — статистическое расхождение.

Сравнительные данные состояния платежных балансов по текущим счетам трех групп стран — развитых, развивающихся и переходных — не только предоставляют интерес с точки зрения деятельности финансовых властей стран и международных организаций, но и являются важным источником для научного анализа. Данные табл. 4.3 позволяют сделать несколько выводов.

Во-первых, за длительный период 1980—2010 гг. — платежные балансы большинства развитых стран показывают значительное отрицательное сальдо, которое несколько компенсируется за счет положительного сальдо Японии и Германии а также нескольких других европейских стран, в большинстве не являющихся членами евро- зоны. Особенно крупный дисбаланс у США, а также у Великобритании, Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии и др.

Во-вторых, за тот же период платежные балансы развивающихся стран характеризуются в большей мере стабильностью и устойчивостью, их совокупное положительное сальдо составляло в 2011 г. 645,5 млрд долл . (за исключением стран Латинской

Америки). Однако у стран развивающегося мира эта ситуации разная: у одних — крупные профициты, у других — крупные дефициты.

В-третьих, положительное сальдо свойственно и странам с переходной экономикой — 75,5 млрд долл. в 2010 г. и 117 млрд долл . в 2011 г. Но и в этой группе стран неодинаковое положение: у России, Казахстана и Азербайджана — профициты, у большинства других стран с платежными балансами менее благоприятная ситуация.

В сравнительном анализе платежных балансов разных групп стран в период 2000—2010 и 2011 гг. наглядно отражены внутреннее состояние стран, их международные экспортно-импортные позиции и сдвиги в этой области. Последние реализуются в конечном счете в итоговом торговом сальдо — дефиците или профиците. Огромный дефицит во внешнеторговых операциях показывают большинство развитых стран мира, среди которых лидирует США; постоянный дефицит свойственен Франции, Великобритании, Италии, Испании. Постоянные дефициты платежных балансов стран еврозоны (Греции, Португалии, Испании) вместе со слабой деловой активностью, "вымыванием" стратегией материального производства в условиях специфической страновой специализации в ЕС в немалой мере способствовали формированию той трагической ситуации в экономике и финансах Греции, Испании, Португалии, новых восточноевропейских странах—членах ЕС, выход из которой крайне затруднительный. Изучение платежных балансов и их страновое сопоставление как раз ценно тем, что оно дает возможность понимать внутреннее состояние экономик этих изучаемых стран.

Прогнозирование развития внешней торговли на базе платежного баланса

На основе платежного баланса представляется возможным осуществить прогнозирование развития основных показателей, включая внешнеэкономические связи и их долгосрочные перспективы. При этом важно изучить возможное развитие обменных курсов в будущем. Для этого обычно используется два метода.

Первый предполагает оценку каждого компонента платежного баланса, после чего составляется полный прогнозируемый баланс и выявляется его расхождение с точки зрения доходов и расходов. На базе этого расхождения можно делать прогнозный вывод о том, увеличится или уменьшится стоимость валюты (уровень колебания обменных курсов).

Другой метод требует построения сложной эконометрической модели, в которой многочисленные взаимосвязи будут представлены в виде уравнений, в том числе анализируются торговые сделки, изменения доходов и цен, взаимосвязи этих показателей. Выявление тенденций в изменениях направлений сделок и регулирование обменного курса приводят в равновесие платежный баланс страны, но лишь в том случае, если у правительства имеется достаточно финансовых ресурсов (запасы или резервы). Но это возможно лишь в том случае, если у этой страны имеются торгующие товары с повышенным спросом на мировых рынках. Таковыми являются многие изделия Японии, Германии, Китая, а у России — нефть, газ, металлы, лесоматериалы. Поэтому эти страны могут обеспечить равновесие в платежном балансе за счет крупного превышения положительного сальдо в торговом балансе.

Платежный баланс, составляемый по принципу двойного счета, равняется нулю, а это означает, что все долговые счета страны должны быть оплачены. Поэтому дефицит по счету текущих операций должен в точности соответствовать положительному сальдо по счету капитала и финансовых операций. Если резиденты страны в целом тратят на покупку иностранных товаров, услуг и активов больше, чем получают от продажи иностранцам своих товаров, услуг и активов, т.е. если баланс официальных расчетов сводится с дефицитом (отрицательное сальдо торгового баланса), тогда погашение задолженности осуществляется центральным банком за счет его погашения из резервов иностранной валюты. На эти же цели направлены и манипуляции с обменным курсом валюты, к которым иногда прибегают финансовые власти (в 1970— 1980-х гг. эта практика называлась "грязным флоатингом").