Стандартная модель платежного баланса и его структура
Страны, активно вовлеченные в международные торгово-экономические отношения, неизбежно переходят к использованию основных показателей (стандартов) международных расчетов. Одна из наиболее важных сторон "входа" страны в систему международных хозяйственных связей — это стандартная модель платежного баланса, унифицированная для универсального применения, т.е. переходное звено от национального к мировому рынку.
Стандартная модель платежного баланса по своей структуре складывается из рассмотренных ранее трех составных частей, сведенных в единый документ (табл. 4.3).
Таблица 4.2. Стандартная структура платежного баланса
Вариант 1 |
|
Кредит |
Дебет |
I. Счет текущих операций |
|
1. Экспорт товаров |
2. Импорт товаров |
Сальдо баланса внешней торговли |
|
3. Экспорт услуг 5. Чистые доходы от инвестиций |
4. Импорт услуг 6. Чистые текущие трансферты за границу |
Сальдо баланса по текущим операциям |
|
II. Счет капитала и финансовых операций |
|
7. Чистые капитальные трансферты 9. Получение долгосрочных и краткосрочных кредитов 10. Ошибки и допуски |
8. Предоставление долгосрочных и из-за границы краткосрочных кредитов |
Сальдо баланса официальных расчетов |
|
Вариант 2 |
|
III. Счет официальных валютных резервов |
|
А. Текущие операции Товары Услуги Доходы от инвестиций Прочие услуги и доходы Частные односторонние переводы Итого А — баланс текущих операций |
|
В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал Прямые инвестиции Портфельные инвестиции Прочий долгосрочный капитал |
|
С. Прочий краткосрочный капитал |
|
D. Ошибки и пропуски Итого: A + B + C + D — баланс движения капитала |
|
Е. Компенсирующие статьи |
|
F. Чрезвычайные источники покрытия сальдо |
|
G. Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов Итого: А + В + С + D+ Е + F + G |
|
Н. Итоговое изменение резервов Золото СПЗ Резервная позиция в МВФ Итого: A + B + C + D + E + F + G + H |
Основой платежного баланса является внешнеторговый баланс, характеризующий экспорт и импорт товара. Он строится на основе данных таможенной статистики, учитывающей объемы реально пересекающих границу товаров; платежный баланс отражает платежи и поступления в процессе внешнеторгового оборота, сделки которого часто не совпадают по времени.
Страны не всегда следуют точным рекомендациям международного стандартного платежного баланса, что затрудняет подведение итогов развития международными организациями. Но в ряде случаев отступления оправданны, когда речь идет о дополнительной информации. В частности, если баланс текущих операций дополняют статьями счета капитала и финансовых операций, которые отражают предоставление и получение долгосрочных и краткосрочных кредитов, а также чистые капитальные трансферты, это позволяет получить так называемый баланс официальных расчетов.
В баланс официальных расчетов включается также статья "Ошибки и пропуски". Хотя каждая сделка теоретически должна дважды отражаться в платежном балансе — по дебету и кредиту, на практике это требование часто не выполняется. Совершаемые сделки в ряде случаев учитываются различными службами, информация о которых может не совпадать как во времени, так и в числовом выражении. Некоторые сделки, часто противозаконные, вообще остаются за пределами статистического учета. Общую сумму таких неучтенных потоков можно выяснить, только подсчитав общие итоги по кредиту и дебету (табл. 4.3).
Таблица 4.3. Платежные балансы: чистое сальдо по счетам текущих операций, млрд долл., 1980—2010 гг. млрд долл., 1980—2010 гг.
Регион, страна |
1980 |
1990 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||||||
Развивающиеся экономики |
28 412 |
28 412 |
13 476 |
13 476 |
13 476 |
772 049 |
444 817 |
489 175 |
|||||||
Переходные экономики |
-2301 |
-2482 |
46 991 |
83 022 |
58 881 |
85 105 |
33 917 |
70 805 |
|||||||
Развитые экономики |
-78 720 |
-103 560 |
-324 209 |
-522 063 |
-546189 |
-668 922 |
-234 287 |
-256 876 |
|||||||
Развитые экономики (Америка) |
-3961 |
-98 716 |
-396 752 |
-725 882 |
-704 825 |
-659 602 |
-417 880 |
-519 391 |
|||||||
Бермуды |
— |
— |
— |
— |
1267 |
1239 |
579 |
(е) 818 |
|||||||
Канада |
-6088 |
-19 764 |
19 622 |
21 714 |
12 003 |
8018 |
-40 024 |
-49 307 |
|||||||
Соединенные Штаты Америки |
2127 |
-78 952 |
-416 374 |
-747 595 |
-718 095 |
-668 859 |
-378 435 |
-470 902 |
|||||||
Развитые экономики (Азия) |
-11 621 |
44 242 |
117 451 |
170 029 |
215 372 |
158 191 |
149 255 |
202 151 |
|||||||
Израиль |
-871 |
163 |
-2209 |
4246 |
4882 |
1557 |
7061 |
6396 |
|||||||
Япония |
-10 750 |
44 078 |
119 660 |
165 783 |
210 490 |
156 634 |
142 194 |
195 755 |
|||||||
Развитые экономики (Европа) |
-57 718 |
-31 684 |
-27 738 |
83 598 |
12 002 |
-108 300 |
81 798 |
98 258 |
|||||||
Австрия |
-3865 |
1166 |
-1339 |
6245 |
13 190 |
20127 |
10 995 |
10 555 |
|||||||
Бельгия |
(2) -4931 |
(2) 3627 |
9352 |
7703 |
7041 |
-8342 |
3522 |
4481 |
|||||||
Болгария |
954 |
-1710 |
-703 |
-3347 |
-11 437 |
-11 888 |
-4258 |
-578 |
|||||||
Кипр |
-258 |
-154 |
-488 |
-971 |
-1831 |
-4289 |
-1745 |
-1807 |
|||||||
Чехословакия (бывшая) |
— |
-1227 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|||||||
Чешская Республика |
— |
— |
-2690 |
-1577 |
-5754 |
-1247 |
-2147 |
-7188 |
|||||||
Дания |
-2389 |
1372 |
2262 |
11 104 |
4769 |
9095 |
11 222 |
15 681 |
|||||||
Эстония |
— |
— |
-299 |
-1386 |
-3503 |
-2356 |
741 |
673 |
|||||||
Фарерские острова |
— |
— |
99 |
— |
— |
— |
— |
— |
|||||||
Финляндия |
-1403 |
-6962 |
10 526 |
6993 |
10 610 |
7652 |
5892 |
7477 |
|||||||
Франция |
-4208 |
-9944 |
19 674 |
-10 260 |
-26 611 |
-49 877 |
-51 858 |
-44 499 |
|||||||
Германия (бывшая Федеративная Республика) |
-15 622 |
||||||||||||||
Германия |
47 659 |
-32 279 |
140 615 |
254 563 |
228 115 |
188 631 |
188 373 |
||||||||
Греция |
-2209 |
-3537 |
-9820 |
-18 233 |
-44 587 |
-51 313 |
-35 913 |
-32 335 |
|||||||
Венгрия |
-1102 |
379 |
-4004 |
-8343 |
-9578 |
-11116 |
473 |
3049 |
|||||||
Исландия |
-76 |
-134 |
-847 |
-2648 |
-3195 |
-4472 |
-1313 |
-1235 |
|||||||
Ирландия |
-2132 |
-361 |
-356 |
-7150 |
-13 850 |
-15 297 |
-6488 |
954 |
|||||||
Италия |
-10 588 |
-16479 |
-5781 |
-29 744 |
-51 574 |
-78 144 |
-42 955 |
-67 942 |
|||||||
Латвия |
— |
-371 |
-1992 |
-6425 |
-4492 |
2284 |
873 |
||||||||
Литва |
— |
— |
-675 |
-1831 |
-5692 |
-5812 |
1648 |
667 |
|||||||
Люксембург |
— |
— |
2562 |
4406 |
5215 |
3147 |
3495 |
4385 |
|||||||
Мальта |
39 |
-56 |
-480 |
-524 |
-606 |
-469 |
-600 |
-415 |
|||||||
Нидерланды |
-855 |
8089 |
7264 |
46 618 |
52 526 |
37 949 |
38 892 |
56 212 |
|||||||
Норвегия |
1079 |
3992 |
25 079 |
49 003 |
60 459 |
79 235 |
50 122 |
51444 |
|||||||
Польша |
-3417 |
3067 |
-10 343 |
-3716 |
-26499 |
-34 957 |
-17 155 |
-20 982 |
|||||||
Португалия |
-1064 |
-181 |
-12 189 |
-19 821 |
-23 517 |
-31852 |
-23 952 |
-22 605 |
|||||||
Румыния |
-2420 |
-3254 |
-1355 |
-8504 |
-23 080 |
-23 719 |
-7298 |
-6744 |
|||||||
Словакия |
— |
— |
-694 |
-4005 |
-4103 |
-6185 |
-2810 |
-3009 |
|||||||
Словения |
— |
— |
-548 |
-681 |
-2298 |
-3632 |
-625 |
-388 |
|||||||
Испания |
-5580 |
-18 009 |
-23 185 |
-83 388 |
-144 540 |
-154 529 |
-80 375 |
-64 343 |
|||||||
Швеция |
-4331 |
-6339 |
9860 |
25 526 |
43 009 |
45 059 |
31460 |
28 744 |
|||||||
Швейцария |
-201 |
6124 |
32 830 |
52 912 |
40 379 |
6468 |
38 972 |
70 363 |
|||||||
Соединенное Королевство |
6862 |
-38 811 |
-38 800 |
-59 406 |
-71 079 |
-41 159 |
-27 061 |
-71 604 |
|||||||
Развитые экономики (Океания) |
-5420 |
-17 401 |
-17 170 |
-49 809 |
-68 738 |
-59 211 |
-47 460 |
-37 893 |
|||||||
Австралия |
-4447 |
-15 948 |
-14 763 |
-41 032 |
-58 032 |
-47 786 |
-43 836 |
-31 991 |
|||||||
Новая Зеландия |
-973 |
-1453 |
-2407 |
-8777 |
-10 706 |
-11 424 |
-3624 |
-5903 |
|||||||
Развивающиеся экономики (Африка) |
6619 |
3635 |
16 782 |
60 571 |
59 514 |
50 932 |
-26 889 |
5896 |
|||||||
Восточная Африка |
-3829 |
-3451 |
-2984 |
-6396 |
-8404 |
-15 243 |
-11 900 |
-13 772 |
|||||||
Средняя Африка |
-460 |
-1751 |
1581 |
5854 |
10 243 |
7140 |
-15 022 |
-7337 |
|||||||
Северная Африка |
5951 |
4917 |
12 627 |
36 202 |
55 246 |
61 174 |
-4004 |
18 548 |
|||||||
Южная Африка |
2937 |
1676 |
349 |
-6827 |
-17 443 |
-19 420 |
-12 150 |
-11518 |
|||||||
Западная Африка |
2020 |
2244 |
5209 |
31 738 |
19 872 |
17 282 |
16 187 |
19 975 |
|||||||
Развивающиеся экономики (Америка) |
-29 931 |
-4028 |
-49 385 |
35 651 |
13 696 |
-32 700 |
-20 964 |
-56 145 |
|||||||
Карибы |
-769 |
-3226 |
-2877 |
-135 |
-2388 |
-6043 |
-3911 |
-4768 |
|||||||
Центральная Америка |
-12 276 |
-8372 |
-23 207 |
-10 082 |
-17 042 |
-28 537 |
-8195 |
-13 204 |
|||||||
Южная Америка |
-16 886 |
7569 |
-23 300 |
45 868 |
33 126 |
1880 |
-8858 |
-38 173 |
|||||||
Аргентина |
-4774 |
4552 |
-8981 |
5275 |
7355 |
6755 |
8469 |
3573 |
|||||||
Боливия |
-6 |
-199 |
-446 |
622 |
1591 |
1993 |
814 |
895 |
|||||||
Бразилия |
-12 831 |
-3823 |
-24 225 |
13 985 |
1551 |
-28 192 |
-24 302 |
-47 365 |
|||||||
Чили |
-1971 |
-485 |
-898 |
1449 |
7458 |
-3307 |
2570 |
3802 |
|||||||
Колумбия |
—206 |
542 |
795 |
-1886 |
-5977 |
-6901 |
-5001 |
-8944 |
|||||||
Эквадор |
-642 |
-360 |
926 |
347 |
1588 |
1087 |
-268 |
(е)—1917 |
|||||||
Гайана |
-129 |
-161 |
-82 |
-96 |
-112 |
-192 |
(е)- 186 |
(е)-216 |
|||||||
Парагвай |
-277 |
390 |
-163 |
16 |
184 |
-304 |
-149 |
-596 |
|||||||
Перу |
-101 |
-1419 |
-1546 |
1148 |
1460 |
-5318 |
211 |
-2315 |
|||||||
Суринам |
32 |
67 |
32 |
-144 |
185 |
353 |
210 |
692 |
|||||||
Уругвай |
-709 |
186 |
-566 |
42 |
-220 |
-1486 |
215 |
-160 |
|||||||
Венесуэла |
4728 |
8279 |
11 853 |
25 110 |
18 063 |
37 392 |
8561 |
14 378 |
|||||||
Развивающиеся экономики (Азия) |
52 060 |
14 067 |
130 126 |
393 205 |
697 677 |
755 513 |
494 509 |
540 034 |
|||||||
Восточная Азия |
-7379 |
25 654 |
48 591 |
213 642 |
438 567 |
495 436 |
353 898 |
386 535 |
|||||||
Китай |
290 |
11 997 |
20 518 |
160 818 |
371 833 |
436 107 |
261 120 |
305 374 |
|||||||
Китай, Гонконг |
-1430 |
4764 |
6993 |
20181 |
25 532 |
29 317 |
17 418 |
13 936 |
|||||||
Китай, провинция Тайвань |
-818 |
10 923 |
8 899 |
17 578 |
35 154 |
27 505 |
42 911 |
39 899 |
|||||||
Республика Корея |
-5071 |
-1390 |
12 251 |
14 981 |
5876 |
3198 |
32 791 |
28 213 |
|||||||
Монголия |
-350 |
-640 |
-70 |
84 |
172 |
-690 |
-342 |
-887 |
|||||||
Южная Азия |
-6444 |
-9374 |
6224 |
158 |
15 476 |
-26 771 |
-9332 |
-36 533 |
|||||||
Бангладеш |
-702 |
-398 |
-306 |
-176 |
857 |
926 |
3556 |
2502 |
|||||||
Индия |
-185 |
-7036 |
-4601 |
-10 284 |
-8076 |
-30 953 |
-25 922 |
-51 781 |
|||||||
Иран |
-2438 |
327 |
12 481 |
15 392 |
32 594 |
22 903 |
(е) 17 590 |
(е) 16 036 |
|||||||
Пакистан |
-866 |
-1661 |
-85 |
-3606 |
-8286 |
-15 655 |
-3583 |
-1490 |
|||||||
Шри-Ланка |
-655 |
-298 |
-1044 |
-650 |
-1401 |
-385 |
-215 |
-1418 |
|||||||
Юго-Восточная Азия |
-6768 |
-8965 |
37 494 |
45 098 |
110 694 |
79 336 |
105 192 |
105 843 |
|||||||
Бруней- Даруссалам |
— |
531 |
2998 |
033 |
828 |
939 |
3977 |
5573 |
|||||||
Камбоджа |
— |
-35 |
-136 |
-307 |
-488 |
-1051 |
-866 |
(е)-1004 |
|||||||
Индонезия |
— |
— |
— |
278 |
10 493 |
125 |
10 629 |
294 |
|||||||
Малайзия |
-266 |
-870 |
488 |
19 980 |
29 770 |
38 914 |
31801 |
(6)28183 |
|||||||
Филиппины |
-1904 |
-2695 |
-2225 |
1980 |
7112 |
3627 |
9358 |
8465 |
|||||||
Сингапур |
-1563 |
3122 |
10 178 |
26666 |
47 084 |
36 011 |
32 628 |
(е)46 271 |
|||||||
Таиланд |
-2076 |
-7281 |
9313 |
-7647 |
15 678 |
2211 |
21 861 |
14 696 |
|||||||
Вьетнам |
-565 |
-259 |
1106 |
-560 |
-6953 |
-10 787 |
-6274 |
(е)-5597 |
|||||||
Западная Азия |
72 650 |
6752 |
37 817 |
134 307 |
132 940 |
207 511 |
44 751 |
84 189 |
|||||||
Бахрейн |
184 |
70 |
830 |
1474 |
2907 |
2257 |
560 |
770 |
|||||||
Иордания |
374 |
-227 |
27 |
-2272 |
-2875 |
-2179 |
-1251 |
-1311 |
|||||||
Кувейт |
15 302 |
3886 |
14 672 |
30 071 |
42 175 |
60 242 |
28 605 |
36 822 |
|||||||
Лебанон |
-139 |
-1098 |
-2918 |
-2748 |
-1605 |
-4103 |
-7244 |
-8797 |
|||||||
Катар |
8360 |
-657 |
4128 |
14 100 |
20 186 |
34 577 |
14 059 |
24 261 |
|||||||
Саудовская Аравия |
41 503 |
-4147 |
14 317 |
90 061 |
93 380 |
132 322 |
20 955 |
66 751 |
|||||||
Сирийская Арабская Республика |
251 |
1762 |
1061 |
299 |
459 |
66 |
-1161 |
||||||||
Турция |
-3408 |
-2625 |
-9920 |
-22 197 |
-38 311 |
-41 946 |
-14 410 |
-47 739 |
|||||||
Объединенные Арабские Эмираты |
10 090 |
7942 |
12 144 |
20 870 |
15 420 |
21971 |
8227 |
12 929 |
|||||||
Переходные экономики |
-2301 |
-2482 |
46 991 |
83 022 |
58 881 |
85 105 |
33 917 |
70 805 |
|||||||
Албания |
16 |
-118 |
-156 |
-571 |
-1151 |
-2002 |
-1875 |
-1404 |
|||||||
Армения |
— |
— |
-278 |
-52 |
-590 |
-1383 |
-1369 |
-1373 |
|||||||
Азербайджан |
— |
— |
-168 |
167 |
9019 |
16 454 |
10 178 |
15 040 |
|||||||
Беларусь |
— |
— |
-338 |
436 |
-3032 |
-5230 |
-6389 |
-8493 |
|||||||
Босния и Герцеговина |
— |
— |
-396 |
-1844 |
-1648 |
-2637 |
-1066 |
-916 |
|||||||
Хорватия |
— |
— |
-533 |
-2555 |
-4445 |
-6251 |
-3356 |
-1126 |
|||||||
Грузия |
— |
— |
-269 |
-710 |
-2010 |
-2912 |
-1216 |
-1122 |
|||||||
Казахстан |
— |
— |
366 |
-1056 |
-8322 |
6279 |
-4248 |
4319 |
|||||||
Кыргызстан |
— |
— |
-76 |
-37 |
-227 |
-701 |
-102 |
-188 |
|||||||
Черногория |
— |
— |
-2320 |
-1245 |
-1031 |
||||||||||
Республика Молдова |
— |
— |
-98 |
-226 |
-674 |
-987 |
-469 |
-523 |
|||||||
Российская Федерация |
— |
— |
46 839 |
84 602 |
77 768 |
103 530 |
49 433 |
70 599 |
|||||||
Таджикистан |
— |
— |
-62 |
-19 |
-495 |
48 |
-180 |
-383 |
|||||||
Туркменистан |
— |
— |
412 |
875 |
4037 |
3560 |
-2981 |
-2443 |
|||||||
Украина |
— |
— |
1481 |
2531 |
-5272 |
-12 763 |
-1732 |
-2884 |
|||||||
Узбекистан |
— |
— |
335 |
1949 |
4326 |
(е)4050 |
(е)3595 |
(е)5814 |
|||||||
Источники: IMF. World Economic Outlook. September 2011; IMF. Balance of payment Statistics. 2011.
Примечание: (e) — статистическое расхождение.
Сравнительные данные состояния платежных балансов по текущим счетам трех групп стран — развитых, развивающихся и переходных — не только предоставляют интерес с точки зрения деятельности финансовых властей стран и международных организаций, но и являются важным источником для научного анализа. Данные табл. 4.3 позволяют сделать несколько выводов.
Во-первых, за длительный период 1980—2010 гг. — платежные балансы большинства развитых стран показывают значительное отрицательное сальдо, которое несколько компенсируется за счет положительного сальдо Японии и Германии а также нескольких других европейских стран, в большинстве не являющихся членами евро- зоны. Особенно крупный дисбаланс у США, а также у Великобритании, Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии и др.
Во-вторых, за тот же период платежные балансы развивающихся стран характеризуются в большей мере стабильностью и устойчивостью, их совокупное положительное сальдо составляло в 2011 г. 645,5 млрд долл . (за исключением стран Латинской
Америки). Однако у стран развивающегося мира эта ситуации разная: у одних — крупные профициты, у других — крупные дефициты.
В-третьих, положительное сальдо свойственно и странам с переходной экономикой — 75,5 млрд долл. в 2010 г. и 117 млрд долл . в 2011 г. Но и в этой группе стран неодинаковое положение: у России, Казахстана и Азербайджана — профициты, у большинства других стран с платежными балансами менее благоприятная ситуация.
В сравнительном анализе платежных балансов разных групп стран в период 2000—2010 и 2011 гг. наглядно отражены внутреннее состояние стран, их международные экспортно-импортные позиции и сдвиги в этой области. Последние реализуются в конечном счете в итоговом торговом сальдо — дефиците или профиците. Огромный дефицит во внешнеторговых операциях показывают большинство развитых стран мира, среди которых лидирует США; постоянный дефицит свойственен Франции, Великобритании, Италии, Испании. Постоянные дефициты платежных балансов стран еврозоны (Греции, Португалии, Испании) вместе со слабой деловой активностью, "вымыванием" стратегией материального производства в условиях специфической страновой специализации в ЕС в немалой мере способствовали формированию той трагической ситуации в экономике и финансах Греции, Испании, Португалии, новых восточноевропейских странах—членах ЕС, выход из которой крайне затруднительный. Изучение платежных балансов и их страновое сопоставление как раз ценно тем, что оно дает возможность понимать внутреннее состояние экономик этих изучаемых стран.
Прогнозирование развития внешней торговли на базе платежного баланса
На основе платежного баланса представляется возможным осуществить прогнозирование развития основных показателей, включая внешнеэкономические связи и их долгосрочные перспективы. При этом важно изучить возможное развитие обменных курсов в будущем. Для этого обычно используется два метода.
Первый предполагает оценку каждого компонента платежного баланса, после чего составляется полный прогнозируемый баланс и выявляется его расхождение с точки зрения доходов и расходов. На базе этого расхождения можно делать прогнозный вывод о том, увеличится или уменьшится стоимость валюты (уровень колебания обменных курсов).
Другой метод требует построения сложной эконометрической модели, в которой многочисленные взаимосвязи будут представлены в виде уравнений, в том числе анализируются торговые сделки, изменения доходов и цен, взаимосвязи этих показателей. Выявление тенденций в изменениях направлений сделок и регулирование обменного курса приводят в равновесие платежный баланс страны, но лишь в том случае, если у правительства имеется достаточно финансовых ресурсов (запасы или резервы). Но это возможно лишь в том случае, если у этой страны имеются торгующие товары с повышенным спросом на мировых рынках. Таковыми являются многие изделия Японии, Германии, Китая, а у России — нефть, газ, металлы, лесоматериалы. Поэтому эти страны могут обеспечить равновесие в платежном балансе за счет крупного превышения положительного сальдо в торговом балансе.
Платежный баланс, составляемый по принципу двойного счета, равняется нулю, а это означает, что все долговые счета страны должны быть оплачены. Поэтому дефицит по счету текущих операций должен в точности соответствовать положительному сальдо по счету капитала и финансовых операций. Если резиденты страны в целом тратят на покупку иностранных товаров, услуг и активов больше, чем получают от продажи иностранцам своих товаров, услуг и активов, т.е. если баланс официальных расчетов сводится с дефицитом (отрицательное сальдо торгового баланса), тогда погашение задолженности осуществляется центральным банком за счет его погашения из резервов иностранной валюты. На эти же цели направлены и манипуляции с обменным курсом валюты, к которым иногда прибегают финансовые власти (в 1970— 1980-х гг. эта практика называлась "грязным флоатингом").