О стандартизации банковского управления
Другое актуальное и весьма перспективное направление повышения качества управления в банках – переход к так называемым стандартизированным, процессно ориентированным технологиям в управлении.
Уже несколько лет назад было ясно, что при оценке уровня, качества управления банком необходимо сочетать два подхода, условно названных одним из авторов настоящей книги опосредованным, косвенным и непосредственно управленческим[1]. Как уже было показано в настоящей главе, если первый подход предполагает выяснение того, насколько успешно банк выполняет поставленные перед собой цели деятельности (подход позволяет судить о результатах деятельности, но не о способах, технологиях управления, с помощью которых такие результаты достигаются), то второй должен быть ориентирован на прямую оценку качества самого процесса управления. А это предполагает прямое определение хотя бы важнейших требований (условий, правил, процедур, норм и других параметров), которые могут быть предъявлены к процессу банковского управления как обязательные, минимально необходимые, т.е. такие стандарты, без выполнения которых управление заведомо не может считаться качественным
Понятно, что если каждый банк начнет разрабатывать и вводить собственные оригинальные стандарты (минимально необходимые требования) управления, то в этом случае все они начнут "говорить" на разных "управленческих языках", что было бы равносильно развалу банковской системы на ее элементарные составные части. Разумное решение проблемы видится в том, чтобы такие стандарты разрабатывались сообща регулирующими органами и банковским сообществом (в лице их авторитетных ассоциаций). К сожалению, Банк России заинтересовался возможностями разработки данных стандартов лишь в самое последнее время и пока интересных разработок соответствующего назначения не предложил[2].
Коммерческим кредитным организациям (их ассоциациям) пришлось проявить в данной сфере инициативу и настойчивость. Летом 2005 г. при АРБ была создана рабочая группа, которой поручили разрабатывать стандарты качества деятельности КО. В ее состав вошли представители АРБ, Банка России, Национального банка Республики Башкортостан, Международной финансовой корпорации, ряда российских коммерческих банков.
Первые же попытки разобраться с проблемой выявили: для начала необходимо выработать согласованные позиции как по требованиям, которые целесообразно предъявлять к содержанию будущих стандартов, так и относительно порядков их утверждения, внедрения и использования заинтересованными сторонами, т.е. банками и их ассоциациями, различными регулирующими и надзорными органами, аудиторскими и консалтинговыми фирмами, инвесторами и потребителями банковских услуг.
Была предложена Вперед схема разработки, утверждения, внедрения и использования стандартов:
• рабочая группа должна учесть и согласовать мнения лиц, заинтересованных в разработке и внедрении стандартов;
• разработанные проекты стандартов будут согласовываться с Банком России. Согласование проекта стандарта Банком России будет означать признание того, что его можно применять для целей надзора за деятельностью КО в качестве ориентиров для оценки качества управления в них.
Совет АРБ будет принимать решения об утверждении согласованных проектов стандартов. Далее АРБ предполагает публиковать стандарты и рекомендовать своим членам принять их.
Имелось в виду, что утвержденный таким способом стандарт может быть принят в качестве внутреннего стандарта банка на основании соответствующего решения его уполномоченного органа управления. Другой возможный вариант действий – банк может разработать и принять на базе стандарта, утвержденного АРБ, собственный стандарт с учетом специфики своей деятельности. В том и другом случае стандарт приобретает статус внутреннего нормативного акта, и его выполнение становится обязательным для банка, его органов управления и сотрудников. Следовательно, несоблюдение такого стандарта сотрудниками может быть основанием для применения к ним мер, в том числе дисциплинарной ответственности.
Соответствующие стандарты смогут использовать также:
• КО – для самооценки в качестве элемента системы внутреннего контроля, мотивации и оценки деятельности менеджеров и персонала, повышения качества управления;
• Банк России – для определения своей надзорной политики в отношении банков с учетом их следования согласованным стандартам. В частности, факт принятия банком стандарта и мера практического его выполнения могут учитываться Банком России при оценке соответствия требованиям системы страхования вкладов.
Проект первого стандарта, предложенный рабочей группой АРБ в конце 2005 г., был посвящен качеству организации управления кредитным риском в кредитных организациях. В последующие годы было подготовлено около десятка проектов стандартов, а некоторые из них уже утверждены и рекомендованы банкам – членам АРБ для применения. Однако качество и практическая применимость данных стандартов вызывают определенные сомнения.
Вопросы практики
Возьмем для примера "Стандарт качества организации управления кредитным риском в кредитных организациях". Его табличная схема (характерная и для других стандартов АРБ) Вперед.
Выбрано шесть уровней качества (зрелости) протекания в банках соответствующих процессов (в данном случае кредитных):
• "нулевой" (процессы управления не применяются);
• "начальный" (процессы специализированы и не организованы);
• "повторяемый" (процессы повторяются на регулярной основе);
• "определенный" (процессы документированы, взаимосвязаны);
• "управляемый" (процессы наблюдаются и измеряются);
• "оптимизированный" (процессы соответствуют "лучшей практике").
Представляется, что этих уровней явный переизбыток. Так, невозможно представить себе такой уровень организации кредитного дела в банке, при котором "процессы управления не применяются". Неясно также, что можно было бы взять в данном случае за "лучшую практику".
По этим 6 уровням должны оцениваться выбранные элементы организации кредитного (и любого другого) процесса. К таким элементам, разбитым в данном стандарте на целых девять групп, отнесены следующие параметры, каждый из которых включает в себя от 1 до 9 показателей (табл. 4.1).
Таблица 4.1. Элементы организации кредитного процесса, оцениваемые в стандарте
1. Маркетинговая (продуктовая) составляющая |
|
1.1 |
Количественные показатели, характеризующие продукт деятельности по управлению кредитными рисками банка |
1.2 |
Состав лиц (сторон), интересы которых учитываются в процессе управления кредитными рисками в банке |
2. Технологическая составляющая |
|
2.1 |
Разработка (переработка) стратегии в области кредитования, кредитной политики и внутренних документов, регламентирующих порядок осуществления кредитных операций |
2.2 |
Оценка индивидуальных кредитных рисков |
2.3 |
Управление кредитным портфелем |
2.4 |
Кредитный мониторинг |
2.5 |
Работа с проблемными кредитами |
3. Организационная составляющая |
|
3.1 |
Совет директоров (наблюдательный совет) или правление |
3.2 |
Исполнительные органы управления (высшее руководство) |
3.3 |
Кредитный комитет |
3.4 |
Организационная составляющая по кредитованию (кредитные подразделения) |
3.5 |
Организационная составляющая по управлению рисками (подразделение риск-менеджмента) |
3.6 |
Организационная составляющая по юридическим функциям (юридическая служба) |
3.7 |
Организационная составляющая по финансово- или планово- экономическим функциям |
3.8 |
Организационная составляющая по учетным функциям и составлению обязательной отчетности |
3.9 |
Организационная составляющая по функциям внутреннего контроля (аудита) |
4. Управленческая составляющая |
|
4.1 |
Кредитная политика (стратегия) |
4.2 |
Стандарты кредитования |
4.3 |
Документальная регламентация лимитов кредитного риска |
4.4 |
Методики, используемые при управлении кредитными рисками в банках |
4.5 |
Методика стресс-тестирования |
4.6 |
Внугренний контроль (аудит) в сфере кредитования |
5. Информационная составляющая |
|
5.1 |
Информация, используемая для оценки индивидуальных кредитных рисков |
5.2 |
Информация, используемая для управления кредитным портфелем |
5.3 |
Информация, используемая для кредитного мониторинга |
5.4 |
Информация, используемая для управленческого и внутреннего контроля |
6. Программно-техническая составляющая |
|
Автоматизированные информационные системы (программные средства) |
|
7. Кадровая составляющая |
|
7.1 |
Корпоративная культура |
7.2 |
Требования к персоналу и обучение персонала, участвующего в кредитном процессе |
7.3 |
Оплата труда и мотивации сотрудников, участвующих в кредитном процессе |
8. Имущественно-техническая составляющая |
|
Компьютерная техника и прочее имущество |
|
9. Раскрытие информации о процессе и его результатах |
|
Информация для клиентов банка и других внешних пользователей (в том числе Интернет-сайт банка) (Часть информации может раскрываться только ограниченному кругу пользователей.) |
Получается крайне усложненная процедура. Трудно даже представить себе, сколько людей и как долго должны были бы работать, чтобы выяснить, как банк "укладывается" хотя бы в один такой стандарт. А ведь стандартов будет много...
Представляется, что к задаче разработки указанных стандартов необходимо вернуться заново, уточнив исходные концептуальные положения об их формировании. Очевидно, следует исходить из того, что могут быть разные подходы к таким стандартам. Свое определенное и ясное мнение мог бы уже сформулировать и Банк России, который в данном вопросе, как представляется, слишком долго "держит паузу".
Краткие выводы
1. Проблемы в банке обычно нарастают постепенно и проявляются в разнообразных признаках, которые при желании нельзя не заметить.
2. В большом числе разных нормативных правовых актах содержатся не полностью тождественные толкования проблемного (кризисного) состояния банка.
3. Банку необходимо управлять всеми характеризующими его деятельность процессами, отношениями.
4. В процессе управления в банке должны использоваться как принципы, общие для всех организаций, так и принципы, более характерные для деятельности банков.
5. В оценке качества (уровня) банковского управления важно уйти от субъективных оценок, а также иметь в виду, что к данной проблеме можно и нужно подходить с позиций разных заинтересованных субъектов.
6. Для объективной оценки уровня управления в банках необходимы два подхода – косвенный и прямой (непосредственно управленческий, процессный).
7. Каждый банк реально работает не по общим, тождественным для всех правилам, а по своим правилам, зафиксированным в совокупности его внутренних актов.
8. Существует целый ряд актуальных направлений повышения качества управления в банках, в том числе налаживание корпоративного управления и стандартизация управления.