Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для федерального бюджета Б К РФ, бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ, местного бюджета - правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями БК РФ.
В соответствии со ст. 184.1 БК РФ в законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета; нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы.
Одновременно с проектом закона о бюджете в законодательный орган направляется пакет документов, в который входят, например, основные направления бюджетной и налоговой политики; прогноз социально-экономического развития соответствующей территории; пояснительная записка к проекту бюджета; методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов и другие документы.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года одновременно с пакетом документов, предусмотренных в ст. 192 БК РФ. Одновременно вносятся на рассмотрение и проекты федеральных законов о бюджетах внебюджетных фондов РФ.
В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете Совет Государственной Думы направляет его в Комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов установленным требованиям. Кроме того, проект федерального бюджета направляется в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы и Счетную палату РФ на заключение.
На основании представленных заключений проект федерального закона о федеральном бюджете принимается к рассмотрению.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон о федеральном бюджете подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ (ст. 106).
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении депутаты голосуют за одобрение федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в целом.
В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит его на повторное рассмотрение Государственной Думы.
Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в одном чтении. Федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения Президентом РФ закон передастся для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ.
Стадия исполнения бюджета. Исполнение бюджета предполагает фактическое перемещение финансовых потоков всех трех уровней бюджетной системы страны и практическую его реализацию но запланированным статьям доходов и расходов. Исполнение бюджетов разного уровня относится к компетенции органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в ЦЬ РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через эти счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.
Бюджет исполняется одновременно но доходам и расходам.
Исполнение бюджета по доходам предполагает прежде всего перечисление и зачисление налоговых и неналоговых доходов на единый счет бюджета.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется на основании бюджетной росписи в пределах бюджетных ассигнований. Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ). Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в пользу бюджетополучателя.
Заключение бюджета. В конце финансового года все субъекты, исполняющие бюджет, осуществляют его заключение (ст. 242 "Завершение финансового года").
Практически это означает закрытие счетов, на которые поступают бюджетные средства. Поскольку финансовый год завершается 31 декабря, лимиты бюджетных обязательств тогда же прекращают свое действие.
Отчет об исполнении бюджета
Бюджетный процесс завершается составлением, внешней проверкой, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности.
В течение года бюджетополучатели составляют оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность. Бюджетная отчетность включает отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку.
Сводная отчетность, составленная главными распорядителями бюджетных средств (на основании отчетности нижестоящих распорядителей), передается в финансовый орган соответствующего уровня, который готовит отчет об исполнении бюджета.
Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном органе подлежит внешней проверке, которую в отношении отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ.
Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета посте получения результатов проверки, проведенной соответствующими контрольными органами.
Отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год утверждается законом об исполнении бюджета.