Стадии психосексуального развития личности
Зигмунд Фрейд, а затем и другие психоаналитики исходили из того, что проблемы, которые возникают у детей и взрослых, являются результатом неблагополучного разрешения конфликтов, возникающих в детском возрасте. Именно психоаналитики стали придавать раннему детству решающее значение. Развитие ребенка Фрейд связывал прежде всего с расходованием сексуальной энергии (либидо) на разных возрастных стадиях.
Он предположил, что наиболее важный эмоциональный опыт связан с переживанием ребенком удовольствия от различных чувствительных зон тела. Такие зоны Фрейд назвал эрогенными зонами. В первый период развития в качестве эрогенной зоны выступает рот ребенка, затем область заднего прохода и гениталии. Каждая из этих зон становится ведущей для реализации энергии либидо. Психоаналитики полагают, что ребенок не только получает чувственное удовольствие от раздражения этих зон, но и его отношение к другим людям зависит от того, как взрослые реагируют на внимание ребенка к этим областям. Фрейд предположил, что отношение детей к себе и окружающим людям зависит от опыта, который они приобретают на каждой стадии развития. Эти стадии были названы психосексуальными стадиями развития.
На любой из этих стадий могут возникнуть конфликты, которые останутся неразрешенными, вытесненными в подсознание, где они будут продолжать сохранять напряжение. Впоследствии они могут стать причиной нервно-психических расстройств не только у ребенка, но и у взрослого человека.
Зигмунд Фрейд выделял пять основных стадий: оральную (от нуля до одного года), анальную (от одного года до двух-трех лет), инфантильно-генитальную (от трех до четырех-пяти лет), латентную (от пяти до 11 лет) и зрелую генитальную (которая продолжается на протяжении всей взрослой жизни человека). Особенность психоаналитической позиции заключается в том, что в ней придается большое значение моменту рождения ребенка.
Акт рождения рассматривается как первое травмирующее переживание, с которым ребенок сталкивается в своей жизни. С точки зрения Фрейда, появление на свет потрясает новорожденного потоком стимуляции, исходящим из окружающей среды. Переход из внутриутробного во внеутробное состояние вызывает у ребенка сильный страх. Эго ребенка в этот момент еще не развито, и поэтому у него нет средств, чтобы справиться с обрушившимися на него раздражителями. Рождение рассматривается как прототип всех последующих ситуаций, провоцирующих страх. Всякий раз, когда ребенок будет оказываться в новой ситуации, где ему придется встречаться с новыми воздействиями, к восприятию которых он еще не подготовлен, он будет переживать этот исходный страх. Например, когда ребенка приводят первый раз в детский сад и мать оставляет его одного, он начинает плакать. С позиции здравого смысла эту ситуацию можно проинтерпретировать как расставание с любимым человеком. Педагоги в этом случае говорят следующее: "Не надо плакать, мама скоро придет, а мы пока пойдем и поиграем с детьми". С психоаналитической позиции эта ситуация понимается как ситуация переживания исходного страха рождения. При этом ребенок может переживать чувство страха, даже если мать находится рядом. Особенно ярко это проявляется при посещении детского театра.
С точки зрения 3. Фрейда, чем легче были роды, чем меньший шок испытал ребенок при вхождении в мир, тем меньше у него будет страхов. При затрудненных родах согласно психоаналитической позиции следует ожидать эмоциональных проблем в детском развитии. Такие дети будут испытывать трудности при контролировании собственных эмоциональных реакций, что объясняется расходованием большого количества энергии на преодоление неблагоприятных эмоциональных состояний (особенно на ранних этапах развития).
Оральная стадия представляет собой важный этап в развитии ребенка. Новорожденный рассматривается не как податливый материал, а как организм, который вынужден расходовать свою энергию. Другими словами, Ид ребенка ищет приложения энергии к объектам, которые могут удовлетворить инстинктивные потребности и вызвать переживание удовольствия от разрядки напряжения. В этот период происходит процесс, при котором энергия Ид связывается с образом объекта. Этот процесс называется катексис. Первым таким объектом для ребенка является материнская грудь, поскольку именно через рот в процессе сосания материнской груди новорожденный должен получить питание, поддерживающее его жизнь. Фрейд подчеркивал, что нервные окончания на губах ребенка чрезвычайно чувствительны и их раздражение доставляет особое удовольствие. Упорство, с которым ребенок воспроизводит акт сосания, указывает на то, что это действие является способом удовлетворения специфической потребности, характерной для ранней стадии развития. Хотя это действие и побуждается приемом пищи, однако в дальнейшем ребенок может сосать и в том случае, когда он не испытывает голода. Фрейд не допускает мысли о том, что это действие не приносит ребенку удовольствия. По этой причине он сравнивает акт сосания с сексуальным актом.
Удовлетворение потребности в еде и дыхании дает ребенку первые впечатления о мире и о взаимодействии с этим миром. Развитие ребенка зависит и от того, насколько быстро и полно высвобождается сдерживаемая ребенком энергия либидо, а также от обстановки, в которой происходит этот процесс. Так, если мать держит ребенка ласково, успокаивающе во время кормления, то ребенок будет проходить оральный период более благополучно, чем если бы она его никогда не гладила, а только ругала.
Новорожденный использует ротовую область не только для приема пищи, но и для исследования доступных ему элементов окружающего мира. Большинство объектов он изучает, засовывая их в рот и захватывая губами. Фрейд предположил, что основная причина, по которой дети берут предметы в рот на этой стадии развития, связана с тем, что они хотят подчинить себе объекты, управлять ими. На этом этапе поведение ребенка следует логике Ид, которое ищет удовольствия. В ходе этого поиска ребенок начинает распознавать себя и другие объекты: одни доставляют удовольствие, другие – нет.
С психоаналитической позиции различают две подстадии в оральном периоде: раннюю (чувствительная) и позднюю (подстадия кусания). Чувствительная подстадия охватывает несколько первых месяцев жизни ребенка, когда удовольствие связано с сосанием, глотанием и схватыванием объектов ртом. Это период, когда дети пассивны и зависимы от взрослого. Если потребности ребенка не удовлетворяются должным образом или их удовлетворение сопровождается негативными переживаниями, в последующие годы такие подавленные переживания, сохраняясь в бессознательном ребенка, могут оказаться причиной невротической сверхзависимости. Подстадия кусания начинается тогда, когда
у ребенка появляются зубы, а десны становятся более крепкими. Хотя доминирующей зоной, с которой связано получение удовольствия, по-прежнему выступает рот, дотрагивание до вещей губами и глотание является не столь эмоционально насыщенным, как кусание или жевание.
По мере созревания восприятия ребенок начинает более точно узнавать черты окружающих объектов. Он уже знает, что мать может доставлять ему не только удовольствие, но и боль. Кроме того, она может заниматься другими делами. Эти особенности приводят к тому, что требования ребенка могут удовлетворяться не сразу, а через некоторое время, что ведет к болезненному переживанию отсрочки удовлетворения потребности. На этом этапе у детей впервые начинают развиваться амбивалентные (противоположные) чувства. Они могут одновременно любить и ненавидеть свою мать. Ранние амбивалентные детские чувства проявляются в садистических наклонностях, которые выражаются в кусании материнской груди, пальцев людей, игрушек. Фрейд полагал, что если эта стадия не проживается ребенком в полной мере (т.е. он не получает возможность удовлетворить потребность в кусании или проявления амбивалентных чувств), то отголосок конфликта остается в бессознательном и продолжает беспокоить индивида в дальнейшем.
Прохождение оральной стадии может затянуться, и ребенок окажется фиксированным на этом этапе психосексуального развития, что в зрелом возрасте может проявляться в символическом "кусании" других людей (например, в постоянной критике и недовольстве поведением окружающих).
Фиксация может произойти на любой стадии развития, что ведет за собой перенесение способов удовлетворения желаний либидо в более зрелые периоды. Поэтому с точки зрения психоанализа важно, чтобы такой фиксации не произошло. Взрослый, с одной стороны, не должен фрустрировагь потребности ребенка, а с другой – не должен допускать их чрезмерного удовлетворения. Для каждой стадии развития необходима своя мера удовлетворения потребности ребенка, чтобы его развитие не останавливалось и у него оставалось желание продвигаться дальше.
Вторая стадия развития характеризуется тем, что внимание ребенка третьего года жизни сосредотачивается на необходимости контролировать деятельность кишечника. Психоаналитики называют это время анальной стадией.
Для ребенка зоной удовольствия, а соответственно, и зоной концентрации либидо, становится анальный проход и сфинктеры мочевой системы. На анальной стадии особое значение приобретают общение ребенка со взрослыми, связанное с его актом дефекации.
Анальный период разделяется на две подстадии. Первая подстадия связана с переживаниями, полученными от процесса выделения фекалий и мочи, а вторая – с самими этими веществами. На протяжении первой подстадии дети сталкиваются с первыми внешними ограничениями. Родители навязывают ребенку контроль за актом дефекации и не поощряют непосредственное желание ребенка к дефекации. В этот момент у ребенка происходит сложная перестройка управления своим поведением. Если раньше ребенок получал удовольствие от непосредственного акта дефекации, то теперь он должен получать удовольствие от сдерживания этого процесса (если раньше он мог какать в подгузники, то теперь для этих целей используется горшок). Удовольствие от задержки основано на желании понравиться родителям, которые требуют от ребенка чистоты. Это важное для ребенка время, поскольку именно сейчас он учится заслуживать похвалу и одобрение. Можно наблюдать, с какой гордостью ребенок после акта дефекации берет свой горшок и показывает родителям продукт своего "труда". В этот момент очень важно похвалить ребенка, продемонстрировать ему свою любовь и дать понять, что родители высоко ценят то, что он сделал. Фрейд полагал, что если родители в этот период будут излишне грубы с ребенком и чрезмерно требовательны к контролю актов выделения, то ребенок будет испытывать чувства страха, вины и отвержения. Эти переживания могут быть вытеснены ребенком в бессознательное и проявятся в дальнейшем в поведении взрослого человека в символических действиях. Например, взрослый может часто произносить слова, связанные с актом выделения (такие, как "дерьмо", "какашки", "понос" и т.д.). Вытесненные переживания могут выражаться в том, что человек будет стремиться к чрезмерной точности и чистоте. Также человек может быть очень резок в общении с окружающими, демонстрируя вербальную агрессию.
На второй подстадии анальной стадии дети учатся удерживать фекалии и мочу. Теперь они получают наслаждение от процесса удержания. З. Фрейд предположил, что идея накопления зарождается именно на этой подстадии. В дальнейшем она может проявляться в стремлении собирать различные вещи. На этой стадии от родителей и педагогов требуется понимание того, что происходит с ребенком. Сложность позиции взрослого заключается в том, что, с одной стороны, он должен не разрушить складывающиеся процессы управления актами выделения, а с другой – ему необходимо в известной мере ограничивать удовольствие, которое ребенок получает от переживания успешности управления этими процессами.
После анальной стадии наступает инфантильно-генитальная стадия. На этой стадии объектом удовольствия для мальчиков выступает пенис, а для девочек – клитор и вульва. В практике дошкольного воспитания переход к третьей стадии может проявляться в том, что мальчики и девочки могут заниматься самораздражением частей тела, вызывающих эротическое удовольствие. Дети спонтанно открывают факт переживания удовольствия от раздражения гениталий. Согласно 3. Фрейду ребенок на этой стадии может связывать раздражение гениталий с представлениями об объекте любви. Так, если ранее (на оральной стадии) объектом удовольствия для ребенка была материнская грудь, то теперь объектом удовольствия становится мать.
С переживанием матери как первого объекта любви у ребенка связан главный конфликт этой стадии. Когда мальчик смотрит на мать как на объект любви, он начинает понимать, что мать является одновременно объектом любви для отца. Ребенок, с одной стороны, хочет обладать матерью, чтобы она целиком подчинялась его желаниям, но, с другой стороны, он понимает, что отец сильнее и могущественнее его. Возникает конфликтная ситуация, которая получила название Эдипова комплекса или Эдиповою конфликта. Девочка оказывается в аналогичной ситуации с той лишь разницей, что объектом ее любви становится отец, а опасной соперницей – мать. Конфликтная ситуация, возникающая у девочек, была названа комплексом Электры. Проблемы мальчиков и девочек, связанные с разрешением этих конфликтов, называются Эдиповыми проблемами.
С психоаналитической точки зрения в этот период дети испытывают сильные амбивалентные чувства к родителю своего пола. Амбивалентность заключается в том, что ребенок одновременно боится и любит его. Благополучное разрешение Эдиповых проблем происходит в том случае, если ребенок начинает отрицать свои сексуальные чувства к родителю противоположного пола и при этом отождествляет себя с родителем своего пола. Благодаря отождествлению (идентификации) себя с родителем своего пола ребенок преодолевает чувство страха, испытываемое по отношению к нему. Идентификация проявляется в том, что ребенок начинает копировать различные черты родителя своего пола (например, походку, манеру говорить, суждения).
Во время разрешения Эдипова конфликта у ребенка появляется Суперэго. Суперэго представляет собой перенесенные на себя благодаря подражанию требования и ценности родителей, которые начинают выполнять функции самонаказания и самопоощрения. Существенным моментом является присвоение половой роли. Исполнение этой роли основано на копировании ребенком ее исполнения родителем своего пола. Согласно психоаналитической позиции, например, гомосексуальность может быть объяснена как результат идентификации ребенка с родителем противоположного пола. В этом случае ребенок начинает моделировать поведение и привычки, соответствующие поведению и привычкам родителя противоположного пола. Для развития правильной половой ориентации, но мнению психоаналитиков, крайне важно утверждать авторитет родителя своего пола. Это может проявляться как в стратегиях общения родителя противоположного пола с ребенком, так и при взаимодействии с педагогом, когда педагог подчеркивает авторитет родителей ребенка. Психоаналитическая позиция позволяет поставить вопрос о сложности развития адекватной половой идентификации у детей из неполных семей. В этом случае перед педагогом стоит особая задача по развитию у детей адекватных полоролевых качеств.
Как отмечалось ранее, понимание психической жизни ребенка с психоаналитической позиции основано на соотношении компонентов психики (Ид, Эго, Суперэго). Психическая жизнь ребенка открывается ему через его сознание, или Эго. В сознании фактически присутствует знание о том, что ребенок делает в данный момент. По мере изменения ситуации образы и слова, в которых отражалась Назад ситуация, уходят из сознания ребенка, а на их место приходят другие образы и слова, соответствующие новой ситуации. З. Фрейд задавался вопросом: куда же уходят из сознания находившиеся там ранее образы и слова? В результате он решил разделить сознание на две части: собственно сознание и предсознание. Предсознание выполняет роль хранилища образов и слов, которые легко доступны человеку и могут быть извлечены в любой момент. Предсознание отличается от бессознательного тем, что бессознательные идеи не могут прямо проникнуть в сознание. По мнению 3. Фрейда, чтобы проникнуть в сознание, бессознательные идеи сначала попадают в предсознание и находят для себя такие образы и слова, маскируясь за которыми они могут войти в сознание. Таким образом, предсознание выполняет двойную функцию. Во-первых, оно содержит образы и слова, доступные сознанию, с помощью которых легко интерпретируется наличная ситуация, и, во-вторых, предсознание предоставляет материал, благодаря которому в сознание проникают бессознательные идеи.
Зигмунд Фрейд говорил, что сознание не возникает сразу. У новорожденного почти вся психика является бессознательной, ребенок целиком находится во власти Ид. Почти все поведение новорожденного осуществляется без участия сознания. Ребенок не должен принимать никаких решений для того, чтобы дышали легкие, сгибались руки и ноги, сосали губы – эти действия происходят автоматически. Но постепенно в процессе взаимодействия с реальностью сфера сознания ребенка расширяется. Растет число образов, накапливающихся в памяти, а потом применяются в восприятии ситуации, в которой оказывается ребенок. Происходит увеличение сферы сознательного, а соответственно, и сферы предсознательного. Появляются такие процессы, как восприятие, память и мышление, развивается воображение. Наряду с развитием сознания за счет вытеснения болезненных мыслей Эго развивается бессознательное. Этот вытесненный материал является основой чувства тревоги, которое появляется на оральной и анальных стадиях как результат конфликтов с родителями.
Дальнейшее развитие психики ребенка связано с появлением Суперэго. Поскольку оно представляет собой жесткую инстанцию, усиливающую контроль над сознанием (а следовательно, и вытеснение из него в бессознательное запретных переживаний), оно дает дополнительный толчок к развитию бессознательного. По мере развития увеличивается количество вытесненных в бессознательное переживаний. Слишком большое количество такого материала приводит к ослаблению психической энергии ребенка. У него как бы не хватает сил на выполнение разумных сознательных действий, что является причиной психических расстройств в дошкольном возрасте.