Стабильность качества во времени
Стабильность во времени - стабильность значений показателей качества в период использования (эксплуатации).
Стабильность качества во времени определяется:
o надежностью, т.е. способностью товара сохранять значения потребительских показателей качества при его длительном использовании;
o устойчивостью товара к моральному старению.
Показателями надежности, как известно, являются показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Информация о стабильности во времени доводится до потребителей, как правило, только через такой показатель надежности, как показатель хранения (годности, реализации). Сведения о показателях безотказности и долговечности даются, как правило, не через показатели надежности, а через факторы надежности.
Именно под этим углом следует рассматривать заявление руководителей АвтоВАЗа, касавшееся увеличения антикоррозийной устойчивости кузова новой модели автомобиля "Калина" в пять раз за счет новой грунтовки, штамповки многих деталей из оцинкованного железа. Указанные меры являются свидетельством повышения стабильности качества во времени.
Проблема обеспечения надежности наиболее актуальна для сложно-технических товаров.
Надежность формируется на основной стадии жизненного цикла продукции - при проектировании. По данным Европейской организации по качеству (ЕОК), при оценке причин отказов действует правило "70-20-10", согласно которому 70% отказов происходит из-за недостатков проектирования, 20% - из-за некачественного изготовления и 10% - из-за нарушения правил эксплуатации. Отсюда вытекает особая необходимость принятия предупреждающих мер на стадии проектирования новых товаров.
Наиболее эффективным способом упреждения нестабильности товара в условиях его эксплуатации является проверка надежности конструкции нового товара экспериментальным методом. Он заключается в проверке функционирования товара в реальных условиях эксплуатации. Этот метод очень трудоемок, но позволяет дать точный прогноз надежности.
Примером могут служить уникальные ресурсные испытания стиральных машин, проведенные в 1994-1995 гг. "Ростест-Москва" по контракту с германской фирмой "Штифтунг - Варентест" [76]. Зная средний срок эксплуатации стиральной машины в Германии (12 лет) и периодичность использования (в среднем 3,5 раза в неделю стирается 2-3,5 кг белья), была определена длительность испытаний - 7,5 мес. Испытаниям подвергались три экземпляра машин каждой марки. Они проводились круглосуточно, без выходных дней. Наряду с проверкой функциональных и эргономических показателей проверялись безотказность, ремонтопригодность и, что очень важно, уровень безопасности в середине и в конце срока эксплуатации, ведь уровень безопасности проверяется на производстве и в период обязательной сертификации только на момент выпуска новой марки. Испытания показали, что конструкция 60% марок машин требует доработки, чтобы сохранять технические параметры в течение всего установленного срока службы.
Особой формой ресурсных испытаний является тренировочный прогон - ускоренные испытания в ужесточенных (против нормальных условий эксплуатации) условиях - перепадах напряжения в сети и температуры окружающей среды.
Наблюдения за эксплуатацией сложнотехнических изделий показывают, что основной поток отказов приходится на первые один-два месяца эксплуатации из-за приработки изделия. Исследования показали, что если эту приработку (тренировочный прогон) в течение 4-6 ч производить на заводе, то это позволит существенно повысить стабильность качества в период эксплуатации. В течение тренировочного прогона обнаруживаются наиболее грубые дефекты, которые при эксплуатации проявляются в период гарантийного срока. Кроме того, расходы изготовителя на "тренировку" изделия меньше расходов на гарантийный ремонт.
Не следует смешивать понятие срока службы как характеристики долговечности с юридическим понятием "гарантийный срок". Под последним понимают интервал времени, в течение которого действуют гарантийные обязательства поставщика относительно технического обслуживания. Некоторые изготовители из Китая не предоставляют потребителям гарантийный срок на свой товар, за счет чего удешевляют свою продукцию.
Процессы глобализации рынка, жесткая конкуренция товароизготовителей ускоряют обмен научно-технической информацией в производстве товаров, а тем самым - их моральное старение.
За последние 15 лет срок морального старения сократился в среднем на одну треть. Сегодня вещи - от мобильных телефонов, автомобилей до предметов гардероба - устаревают морально намного быстрее, чем физически. Поэтому нет смысла в формировании избыточной долговечности товаров. Изготовители должны привести в соответствие сроки морального и физического износа.
Устойчивость к моральному старению определяется скоростью старения отдельных характеристик и узлов товара. При разработке конкурентной стратегии выявляют приоритетные критерии - характеристики, имеющие наибольшую скорость старения. Модернизация изделия по приоритетным критериям должна быть положена в основу конкурентной стратегии. В приложении 1 изложена методика выбора приоритетных критериев конкурентоспособности с применением компьютерной программы фирмы "Приоритет" (г. Нижний Новгород).