СССР в первые послевоенные годы
После победы в Великой Отечественной войне перед СССР встали тяжелейшие экономические проблемы. Прямые потери в экономическом потенциале, причиненные войной, в сумме в 5,5 раза превышали национальный доход страны в 1940 г. В марте 1946 г. был принят пятилетний план восстановления народного хозяйства. Правительство снова решило "прибрать к рукам" крестьянство, усилив над ним контроль и приняв "все меры к ликвидации нарушений колхозного устава". Меры принуждения в отношении колхозников 1947–1948 гг. напоминали самые жесткие времена первой пятилетки. Были сильно повышены налоги с доходов на свободном рынке, мелкого скота объявлено нежелательным, личные участки земли возвращены колхозам, а государственные цены на заготовки сельхозпродукции возмещали только 1/7 себестоимости.
Инициатором реформ конца 1940-х гг. был тогдашний руководитель украинской партийной организации, а затем секретарь ЦК ВКП(б) Н. С. Хрущев, который рассчитывал через укрупнение колхозов радикально изменить весь уклад крестьянской жизни. Укрупнение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян. Власти сократили натуральную оплату, которая составляла значительную часть колхозного приработка и давала крестьянам возможность продавать излишки продуктов на рынках по высоким ценам. С экономической точки зрения эти меры были плохо обоснованы, они усилили недовольство крестьян, делая всякий прогресс сельского хозяйства иллюзорным.
Н. С. Хрущев предложил также проект создания "агрогородов", в которых крестьяне, переселенные из изб, должны были вести городскую жизнь, занимаясь хозяйством на удаленных от места проживания наделах. Тем самым Хрущев рассчитывал искоренить индивидуалистическую психологию крестьян и превратить их в социалистических тружеников. Проект "агрогородов" не был поддержан властью, а Хрущев на некоторое время оказался отстранен от руководства сельским хозяйством, за которое он снова энергично взялся после смерти Сталина.
После войны перед отменой карточек в 1947 г. была проведена реформа розничных цен. Кажущееся изобилие в магазинах было следствием низкой покупательной способности населения. Резкое ухудшение жизни в деревне, где проживало более половины населения страны, подтверждают следующие цифры: зарплата колхозника составляла 16,4 руб.; пшеницу государство закупало у колхозов по 1 коп. за кг при розничной цене 31 коп., говядину – по 23 коп. при розничной цене 1,5 руб. за кг. Колхозники не имели ежегодных отпусков, не получали выплат по болезни, женщины не знали оплачиваемых отпусков по беременности и родам. Политика государства в аграрном вопросе усиливала внеэкономическое принуждение крестьян.
Возврат к схеме развития 1930-х гг. И. В. Сталин пытался теоретически обосновать в последней работе "Экономические проблемы социализма в СССР". План стал выражением командно-волевых методов управления социалистической экономикой. Идея Сталина о том, что в условиях социализма закон стоимости действует в преобразованном виде, послужила теоретическим обоснованием полного искажения системы ценообразования, нарушения пропорций в развитии экономики, когда на практике господствовал продуктообмен. Ограничение товарно-денежных отношений, жесткая централизация управления экономикой создавали благоприятные условия для бюрократизма, произвола власти, когда полностью утрачивался экономический контроль над эффективностью деятельности государственного аппарата, в которой намечалась тенденция к перераспределению общественного богатства в свою пользу. Последующее отставание СССР в сфере научно-технического прогресса не в последнюю очередь было итогом полного огосударствления производства, попыток ограничить рынок, самостоятельность производителя.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в Ленинграде была сфабрикована серия политических дел против ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников, так называемое "ленинградское дело". Поводом к открытию дел послужили обвинения в самовольной и незаконной организации в январе 1949 г. Всесоюзной оптовой ярмарки в Ленинграде, организаторы которой допустили якобы разбазаривание товарных фондов, нанеся материальный ущерб государству.
Главными обвиняемыми были А. А. Кузнецов, П. С. Попков и Н. А. Вознесенский – хозяйственники, которым принадлежала видная роль в организации обороны, разработке военно-хозяйственных планов в годы Великой Отечественной войны, сторонники хозрасчета и научно обоснованного планирования социалистической экономики, имевшие свой взгляд на методы восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития социалистической экономики. На "открытом" судебном процессе, проходившем по сценарию 1930-х гг., они обвинялись в срыве государственных планов, распределении материальных фондов между организациями за счет других "в преступных целях", подрыве бюджетной дисциплины "в ущерб экономическим интересам советского государства" при организации оптовой ярмарки. Целью "ленинградского дела" было возвращение партийного и хозяйственного аппарата к сознанию того, что они – "винтики" в политической системе, а показательным объектом и главной мишенью репрессий стала традиционно автономная ленинградская партийная организация. В 1949–1951 гг. в Ленинграде и области было заменено более 2 тыс. руководящих работников. "Ленинградское дело" можно расценивать как звено в цепи мер, направленных на укрепление личной власти И. В. Сталина, начавшихся в 1920–1930-е гг.